Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими лицами других государств 1965 г.

Основной задачей Ва­шингтонской конвенции является перевод инвестиционных споров из межгосударственных конфликтов в частно-правовую плоскость. На основе Вашингтонской конвенции был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее — МЦУИС). Со­гласно п. 1 ст. 25 Вашингтонской конвенции в МЦУИС могут быть переданы любые инвестиционные споры по правовым вопросам меж­ду государствами-участниками и их лицами.

По Вашингтонской конвенции стороной спора может быть государ­ство-участник, а также любое его подразделение или учреждение, ука­занное МЦУИС этим государством. В соответствии с п. 3 ст. 25 Ва­шингтонской конвенции согласие подразделения или учреждения государства-участника на юрисдикцию МЦУИС требует одобрения со стороны этого государства.

Инвесторы, которые могут выступать стороной в споре по Вашинг­тонской конвенции, означают:

♦ физическое лицо, которое имеет гражданство иного государ­ства-участника, чем государство, являющееся стороной в споре, но ис­ключает любое лицо, которое имеет также гражданство государства- участника, являющегося стороной в споре;

♦ юридическое лицо, которое имеет национальность иного госу­дарства-участника, чем государство, являющееся стороной в споре, и юридическое лицо, которое имеет национальность государства-участ­ника, являющегося стороной в споре, но которое ввиду иностранного контроля стороны согласилось рассматривать как юридическое лицо другого государства-участника (п. 2 ст. 25).

Соглашение о передаче спора в МЦУИС должно быть составлено в письменной форме. Если обе стороны выразили свое согласие, впо­следствии ни одна из них не может отменить его в одностороннем по­рядке.

МЦУИС осуществляет две основные процедуры урегулирования инвестиционных споров: примирение и арбитраж. Сторона, желающая возбудить производство, обращается с пись­менной просьбой к Генеральному секретарю МЦУИС, который на­правляет копию просьбы другой стороне. Просьба должна содержать, информацию о предмете спора, сторонах, об их согласии на мирное урегулирование разногласий. Генеральный секретарь регистрирует просьбу, если не сочтет, что спор явно выходит за рамки юрисдикции МЦУИС.

Для осуществления процедур урегулирования спора из списков кандидатов выбираются члены примирительной комиссии и арбит­ража. Главное различие между двумя проце­дурами урегулирования инвестиционных споров в МЦУИС заклю­чается в результатах рассмотрения дела. Примирительная комиссия выясняет предмет спора между сторонами и добивается достижения соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. В этих целях комиссия может рекомендовать сторонам условия урегулирования. Если стороны придут к соглашению, комиссия составляет протокол.

Правовые последствия примирительной процедуры незначительны. В ст.35 сказано об этом. За исключением случаев, когда стороны в споре договорились об ином, ни одна из сторон в примирительной процедуре не вправе при любом другом разбирательстве приводить или ссылаться на мнения либо на заявления или признания, сделанные другой стороной в ходе примирительной процедуры.

Арбитраж предусматривает разрешение спора по существу и вынесение обязательного решения. Арбитраж разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые могут быть согласованны сторонами, а при отсутствии такого соглашения применяет право государства- участника, являющегося стороной в споре (включая нормы коллизи­онного права) (ст. 42 Вашингтонской конвенции).

Очень большое отличие арбитражной процедуры от рассмотрения спора комиссией заключается в полномочиях арбитража. Арбитраж не просто выясняет обстоятельства дела, он может предложить сторонам представить документы или иные доказательства, посетить место, свя­занное со спором, и провести такое расследование, которое сочтет це­лесообразным (ст. 43 Вашингтонской конвенции).

После вынесения решения Генеральный секретарь безотлагательно направляет заверенные копии арбитражного решения сторонам. Ар­битражное решение считается вынесенным в день направления его за­веренных копий. Арбитражное решение является обязательным и окончательным. Пересмотру оно не подлежит, но может дополнять­ся и исправляться. В ст. 49 Вашингтонской конвенции особо оговари­ваются возможные ситуации в связи с этим. По просьбе любой из сто­рон, направленной в течение 45 дней считая с даты вынесения арбитражного решения, арбитраж может после уведомления другой стороны принять решение по любому вопросу, который не был урегу­лирован в арбитражном решении, и должен исправить любые опечат­ки, арифметические или подобные ошибки в арбитражном решении.

Пересмотр решения осуществляется по правилам ст. 51 Вашингтон­ской конвенции. Любая из сторон может посредством письменного за­явления на имя Генерального секретаря просить о пересмотре арбит­ражного решения на основании выявления какого-либо факта, который существенно влияет на решение, при условии, что в момент вынесения решения этот факт был неизвестен и что незнание заявите­лем данного факта не было результатом небрежности. Заявление дол­жно быть подано в течение 90 дней после выявления такого факта и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражно­го решения.

Отмена решения по ст. 52 Вашингтонской конвенции возможна только в исключительных случаях, если:

♦ арбитраж был сформирован ненадлежащим образом;

♦ арбитраж явно превысил свои полномочия;

♦ имел место подкуп члена арбитража;

♦ имело место серьезное отступление от какого-либо существен­ного правила процедуры;

♦ в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано.

Заявление об отмене подается в течение 120 дней считая с даты вы­несения арбитражного решения, за тем исключением, что в случае, если просьба об отмене основана на факте коррупции, такое заявле­ние подается в течение 120 дней после выявления факта коррупции и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.

По получении просьбы председатель незамедлительно назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, комитет ad hoc в составе трех человек. Никто из его членов не должен быть членом арбитража, вынесшего решение. Комитет вправе отменить арбитражное решение в целом или в части. Комитет может, если, по его мнению, обстоятель­ства того требуют, приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения просьбы.

Кроме примирения и арбитража МЦУИС может осуществлять также некоторые другие процедуры. В 1978 г. были приняты Правила дополни­тельной процедуры. По Правилам до­полнительной процедуры в МЦИУС могут быть переданы споры, не подпадающие под действие Вашингтонской конвенции (по сторонам или по предмету). Правила дополнительной процедуры позволяют, в частности, рассматривать споры по не инвестиционным вопросам. Не­обходимо только, чтобы они касались сделок, имеющих черты, отлича­ющие их от обычных коммерческих сделок. Кроме того, предметом рассмотрения по Правилам дополнительной процедуры могут быть так называемые процедуры «по выяснению обстоятельств» (fact­finding proceedings), доступ к которым могут иметь любые государства и частные лица, желающие осуществить процедуры исследования и представления фактов (examine and report on facts).

19. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

Данная конвенция на многосторонней универсальной ос­нове развивает концепцию предоставления иностранным инвесторам в развивающихся странах финансовых гарантий от некоммерческих рисков. На момент ее заключения почти все развитые страны создали соответствующие национальные агентства, гос. структу­ры по предоставлению своим гражданам гарантий от некоммерческих рисков в связи с инвестициями в развивающиеся страны. Было созда­но также международное агентство — Межарабская корпорация по га­рантиям инвестиций. Многостороннее агентство по гарантиям инвес­тиций (далее — МАГИ) было создано в соответствии с Сеульской конвенцией, чтобы дополнить их деятельность.

В Сеульской конвенции устанавливается общая структура опера­ций по предоставлению гарантий. В частности, ст. 16 конвенции пре­дусматривает, что МАГИ не может обеспечить по договору о гарантии возмещение в случае полной потери капиталовложения инвестором. Это положение направлено против безответственного поведения ин­весторов. Детали каждой гарантийной операции и конкретные догово­ренности между агентством и инвестором подлежат включению в до­говор о гарантии. В основе договоров о гарантии МАГИ лежит типовой контракт. В декабре 2003 г. был разработан новый типовой контракт. Он используется как основа для заключения договоров по обращени­ям, поданным после 1 января 2004 г. По типовому контракту МАГИ может предоставлять гарантии до 200 млн долларов США, если необ­ходимо, могут использоваться процедуры сострахования (тогда лими­ты больше). Конкретные условия определяются страной инвестирова­ния и риском самого инвестиционного проекта.

Процедура заключения договора о гарантии выглядит следующим образом: Совет директоров определяет политику, правила и положе­ния, применимые к гарантийным операциям. На их основе заключает­ся договор, который утверждается Президентом под руководством Совета директоров. Таким образом, со стороны МАГИ в договоре за­действованы Совет директоров и Президент.

Сеульская конвенция охватывает некоммерческие риски:

♦ риск, связанный с переводом валют, возникающий в результате ограничений и задержек со стороны принимающего правительства в конвертировании и переводе полученной инвестором местной валюты;

♦ риск экспроприации;

♦ риск войны и гражданских беспорядков;

♦ риск нарушения договорного обязательства, взятого принимаю­щим правительством по отношению к инвестору, или отказ от такого обязательства (например, риск нарушения концессионного договора).

Действия правительства, на которые владелец гарантии дал со­гласие или за которые он несет ответственность, а также убытки, связанные с девальвацией или обесцениванием валюты, не подпадают под гарантии (ст. 11 Сеульской конвенции).

В ст. 12 Сеульской конвенции содержится определение видов инвес­тиций, подпадающих под гарантии. Приоритет за прямыми капитало­вложениями. При этом Совету директоров оставлена возможность для маневра — он может распространить покрытие и на другие формы ка­питаловложений. МАГИ главным образом гарантирует капиталовло­жения на приобретение акционерного участия, различные формы пря­мых капиталовложений, среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные или гарантированные владельцами акционерного участия в предприятии (так называемые акционерные, или спонсор­ские займы).

В статье 12 (Ь) Сеульской конвенции за Советом директоров закреп­лено право квалифицированным большинством голосов распростра­нить предоставление гарантии на портфельные инвестиции.

МАГИ ограничивает свои гарантии только надежными капиталов­ложениями. Агентство удостоверяется, что капиталовложение будет содействовать экономическому и социальному развитию принимаю­щей страны, соответствовать законам и положениям этой страны (ст. 12 Сеульской конвенции).

Право на получение гарантии МАГИ ограничено для инвесторов, которые имеют национальность государств — участников Сеульской конвенции. Это физические лица, являющиеся гражданами госу­дарств-участников, за исключением граждан принимающей инвести­ции страны. Положения ст. 13 (Ь) Сеульской конвенции разрешают ситуацию возможного двойного гражданства: гражданство государ­ства-участника преобладает над гражданством государства, не участ­вующего в конвенции; гражданство принимающей страны преоблада­ет над гражданством любого другого государства-участника. В случае, если инвесторы, претендующие на получение гарантии МАГИ, явля­ются юридическими лицами, они должны быть сформированы и иметь основные учреждения в государстве-участнике, которое не является принимающей страной, или большая часть их капитала должна при­надлежать гражданам такого государства.

В ст. 14 Сеульской конвенции гарантийные операции ограничива­ются капиталовложениями, которые производятся на территории раз­вивающегося государства-участника. Принимающие страны должны утвердить инвестиции. В ст. 15 Сеульской конвенции предусматривается, что договор о гаран­тии не заключается до утверждения принимающим правительством. Любое принимающее правительство может не дать такое согласие. Это позволяет принимающей стране оценить предлагаемое капиталовло­жение до выдачи согласия на него.

В ст. 18 (а) Сеульской конвенции предусматривается, что если МАГИ осуществляет выплаты инвестору по договору о гарантии, МАГИ уступаются права, приобретенные инвестором в отношении принимающей страны в результате события, повлекшего требования. В Сеульской конвенции закреплено признание цессионного права МАГИ во всех странах-членах.

Согласно Сеульской конвенции возможны также гарантии спонсор­ских капиталовложений. Они играют дополнительную роль. Согласно ст. 24 Сеульской конвенции МАГИ может гарантировать капитало­вложения, не предусмотренные Сеульской конвенцией, если страна- член или страны-члены дают согласие стать спонсорами таких капита­ловложений.

Спонсорские гарантии позволяют предоставлять гарантии в том слу­чае, если по каким-то критериям (коммерческий характер риска, наци­ональность инвестора, отнесение страны, принимающей инвестиции, к развитым государствам) обычные гарантии по Сеульской конвенции не могут быть предоставлены. Спонсорские гарантии предоставляются в следующем порядке. Страна — член MAГИ, 'предлагающая гарантию капиталовложения, принимает на себя условное обязательство о раз­деле ущерба на сумму гарантии, спонсором которой она является. Пре­мии и другие доходы, связанные со спонсорскими гарантиями, накап­ливаются в отдельном целевом фонде, именуемом спонсорским целевым фондом. Административные расходы и платежи по требова­ниям, относящимся к спонсорским капиталовложениям, оплачивают­ся из средств этого фонда.

Наши рекомендации