Понятие о логической форме мысли и логическом законе. Предмет логики.

Зенон из Элеи (ок. 500/490 — ок. 430 г. до н.э.), Демокрит (ок. 460 — ок. 370 г.

до н.э.), Сократ (470/469 — 399 гг. до н.э.), Платон (428/27 — ок. 348 гг. до н.э.).

Однакооснователем науки логикипоправусчитается величайшиймыслитель

древностиученикПлатона — Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Аристотель впервыеобстоятельносистематизироваллогическиеформы иправила

мышления. Оннаписалрядсочиненийпологике

“Категории”, “Об

истолковании”, “Перваяаналитика”, “Втораяаналитика”, “Топика”, “О

софистическихопровержениях”), которыевпоследствии былиобъединеныпод общимназванием “Органон” (орудиепознания). Посколькулогикаразрабатываласьдревнимиавторамив качестве руководствадляведениядискуссий, оначастоназывалась диалетикой(от

греческогослова “диалего” — “спорю”). Дискуссиичасто проводилисьсцелью получениянавыковполемики. Вэтихслучаяхобсуждались специально

придуманныеситуации. Например, купецзаключаетс рыбакамидоговор, согласнокоторомуоноплачиваетзаранееихбудущийулов, норыбакамвсеть

попадаетсянерыба, абочкасзолотом. Обсуждаетсявопрос, ктоявляется владельцемзолота — купецилирыбаки. ПослеАристотелявДревнейГрециилогика разрабатываласьстоиками

(IV—II вв. дон.э.). Значительныйвкладвлатинскую логическую

терминологиювнеслидревнеримскийсудебныйи политическийоратор

М.Т.Цицерон (106—44 гг. дон.э.) идревнеримский теоретикораторского искусстваиораторМ.Ф.Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96 г.

н.э.).

2 этап. ЛогикуразрабатывалиарабоязычныеучёныеАль-

Фараби (ок. 870—950

г.) идр., атакжеевропейскиелогикиСреднихвеков. Средневековая логика называется схоластической. Еёрасцветотносятк XIV в. и связываютсименами

УильямаОккама (ок. 1294— 1349/50г.), Уолтера Бёрли

(1273/75—1337/57 гг.),

АльбертаСаксонского (ок. 1316—1390 г.).

ЛогикаразвиваласьвэпохуВозрожденияиНовоевремя. В 1620 г. в

Лондонебылопубликованнаписанныйизвестным философомФренсисом

Бэконом (1561—1626) “Новый Органон”, вкотором содержалисьосновы индуктивныхметодов, усовершенствованныхпозже

ДжономСтюартомМиллем

(1806—1873) иполучившиеназваниеметодовустановления причинныхсвязей междуявлениями (методовБэкона-Милля).

В 1662 г. вПарижебылизданставшийзнаменитымучебник

“Логика Пор-

Рояля”.В 1991 г. переведённарусскийязык. Егоавторы

П.НикольиА.Арно создалилогическоеучение, основанноена методологическихпринципах известногофилософаР.Декарта (1596-1650). Логика, основаннаянаученииАристотеля, вомногом дополненнаяи развитая, существоваладоначала XX в.

3. ЭтапВначале XX в. влогикепроизошласвоеобразная научнаяреволюция, связаннаясширокимприменением методов

так называемой символической, или математической, логики. Идеипоследней высказанынемецкимученымГ.В.Лейбницем (1646—1716):

"Единственное

средствоулучшитьнашиумозаключения — сделатьих, как иуматематиков,

наглядными, так, чтобысвоиошибкинаходитьглазами, и, еслисредилюдей возникнетспор, нужносказать: “Посчитаем!”, тогдабез

особыхформальностей можнобудетувидеть, ктоправ” 6.

ИдеяЛейбницаовозможностиипродуктивностисведения рассуждениик вычислениямвтечениемногихлетненаходиларазвитияи применения.

Символическаялогиканачаласоздаватьсялишьвсередине XIX в. Ееразвитие

связаносдеятельностьюДж. Буля, А.М. Де-Моргана, Ч.Пирса, Г.Фрегеи

другихизвестныхученых. Значительныйвкладвсоздание символической логики внесли русские ученые П. С. Порецкий, Е.Л.

Буницкий и др.

Значение Логики для юристов.

Великозначениелогикивработеюриста. Знание логикипомогаютподготовитьлогическистройную, хорошо аргументированнуюречь, вскрытьпротиворечияв показанияхпотерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнутьнеобоснованныедоводы.

Лучшиерусскиеюристыотличалисьнетолько глубокимзнаниемвсехобстоятельствдела, ноистрогостью илогичностьювизложенииианализематериала.

Учение логики об именах.

Имена ( единичные и общие).

Теория именования- учениеобименах. Создатель-

Готлобом Фреге

Большойвкладвнесли- Р.Карнап, А. Черч, Е.КВойшвило Имя – этословоилисловосочетаниеобозначающеекакойлибопредмет. Посколькуимяявляетсязнакомоноимеет значениеилисмысл (илитоидругое).

Значение имени-предмет ,обозначающийсяэтимименем. Другиеназванияимени- денотат, десигнат , номинат. Смысл( или концепт)-этоинформацияопредметах, которуювыражаетимяикотораяпозволяетоднозначно выделятьпредметы, являющиесязначениямиимени.

Дватипаимен:

1) обозначающиеединственныйпредмет – единичные ( Россия, Луна, столицаЯпонии).

2) именаявляющиесяобщимдляпредметовнекоторого класса – общие ( хозйственныепреступления, студент университета..).

объем имени -Класс, которыйсоставляютпредметы, являющиесязначениямиимени. Общиеименамогутбытьуниверсальными. Универсальныминазываютсяобщиеимена ,объемом которыхявляетсявесьуниверсумрассуждения. Например :»целоеположит. число, котороеявляетсячетнымилине являетсячетным». Существуютимена, имеющиеразные смыслы, ноодниитежезначения (одинитотжеобъем). Естьимена, объемомкоторыхявляетсяпустоемножество ,

т.е. обозначаемыеимипредметынесуществуютв универсумерассуждения. Такиеименаназываются мнимыми. Имена, значениямикоторыхявляютсяпредметы входящиевуниверсумрассужденияназываются действительными. Невсеименаимеютсмысл.

ФрегиЧерчсчитали, чтоестьдвавидаимен:

1) именаимеющиесобственныйсмысл- описательные. « самыйбольшойгородРоссии»

2) именанеимеющиесобственныйсмысл-неописательные«Россия» неимеютсобственногосмысла.

Вестественномязыкенекоторыевыражения, взависимости отконтекста,

обозначаютразличныепредметы, атакжевстречаются случаи, когда значениямивыражениймогутбытьсамиэтивыраженияи т.д. Такаяситуация недопустимавязыкеправа, которыйподчиняется

следующимтрем

нормативнымпринципам: (1) принципупредметности; (2) принципу однозначности; (3) принципувзаимозаменимости Согласнопринципу предметностиввысказываниях должноутверждаться

илиотрицатьсянечтоозначенияхимен, входящихв предложения, анеосамих

именах. Нужно, конечно, иметьввиду, чтозначениями некоторыхимен являютсяимена. Такиеслучаинепротиворечатпринципу предметности.

Например, впредложении «Материяпервична, асознание вторично» “материя”

— этоимяобъективнойреальности, авпредложении «“Материя” —

философскаякатегория» слово “материя”, взятоевкавычки,

— этоимяимени, имякатегории. Такиеименаназываютсякавычковыми именами.

Согласнопринципу однозначностивыражение,

используемоевкачестве

имени, должнобытьименемтолькоодногопредмета, если этоединичноеимя, а

еслиэтообщееимя, тоданноевыражениедолжнобыть именем, общимдля

предметоводногокласса. Вобыденномязыкеданный принципневсегда соблюдается. Егособлюдениенеобходимовязыкеправа.

Принцип взаимозаменимости: есливсложномимени заменитьчасть, в своюочередьявляющуюсяименем, другимименемстемже значением, то

значениеполученноговрезультатетакойзаменысложного именидолжнобыть такимже, чтоизначениеисходногосложногоимени. Пусть данопредложение

“ЗемлявращаетсявокругСолнца” (будемсчитать, что предложениятоже являютсяименамиизначениемпредложенияявляется истинаилиложь).

Заменимимя “Солнце” вприведенномпредложениинаимя “центральноетело

Солнечнойсистемы”. Очевидно, чтозначенияэтихимен совпадают. В

результатетакойзаменыизистинногопредложения получаемтожеистинное предложение.

5. Основные семантические категории выражений языка.Выраженияязыкаделятсянаклассы, называемые семантическими категориями, взависимостиоттипов выражаемыхимисмыслов, атакжеоттиповобъектов, которыеониобозначаютилипредставляют. Преждевсеговыделяютпредложения, атакжечасти предложений, играющиесамостоятельнуюрольвсоставе предложений.

Предложенияделятсяна классывзависимостиоттого, порождаютлионисуждения, вопросы, нормыит.д. Средивыражений, входящихвпредложенияииграющихв нихсамостоятельнуюроль, выделяютдескриптивныеи логическиетермины.

Кдескриптивнымтерминамотносятсяединичныеимена, общиеимена, знакисвойствиотношений, знакипризнаков, знакипредметныхфункций.

Единичныеиобщиеименаохарактеризованывыше. Свойства— этото, чемотличаютсядруготдруга предметыиявления. Пример. Еслимысравниваемлюдей, томожемсказать, чтоодинвысокий, адругой

«малорослый», одинчерноглазый, адругойголубоглазыйи т.д. Относявмысляхсвойствокпредмету, мыполучаем истинноеилиложноепредложение.

Отношениеотличаетсяотсвойстватем, чтодляполучения истинногоилиложногопредложенияего (отношение) следуетотнестивмысляхкпареилитройкеит.д. предметов. Примерыотношений: «больший, чем», «расположенныймежду» ит.п.

Всовременнойлогикезнакисвойствизнакиотношений включаютсяводнусемантическуюкатегорию — категорию знаков, представляющиххарактеристики последовательностейпредметов. Приэтомсвойства рассматриваютсякакхарактеристикипоследовательностей, состоящихизодногопредмета, аотношения — как характеристикипоследовательностей, состоящихиз несколькихпредметов.

Сложные суждения.

Сложные сужденияобразуютсяизпростых, атакжеиз другихсложныхсужденийспомощьюсоюзов «если…, то…» «или», «и»ит.д. спомощьюотрицания «неверно , что» модальныхтерминов«возможно, что»,» необходимо что «, «случайно, что « и т.д.Соединительныесуждения. Соединительныминазываютсясуждения, вкоторых утверждаетсяналичиедвухилиболееситуаций.(Понятие присутствуютипротоколсоставляется)

СоюзИ(Идетдождь ,иидетснег)(Явышелнаулицуи сломалногу)

Вперовомслучаеможнопоменятьместами, вовторомнет «и» или & -обозначается«^» -называется:

неопределенная конъюнкция - суждение с этим союзом – неопределенно конъюктиным (А^B) (и^л= л, и^и= и,л^л=л)- вобратномпорядкетожесамое.

И- 1

Л-0 ^ - умножить

аналогия

Конъюнктивные сужденияобразуютсяиздвухсуждений посредствомсоюза, обозначаемогосимволом&. Последовательно конъюнктивноесуждениевэтих сужденияхутверждает (азатем) последовательное возникновениеилисуществованиедвухилиболее

ситуаций. T1 T2(итд)

Одновременно конъюнктивные суждения – этосуждения, вкоторыхвыражаетсяодновременноесуществованиеили возникновение 2 ситуаций.

Разделительные суждения – этосуждения, вкоторых утверждаетсяналичиеоднойиздвух , трехит.д. ситуаций. – Дизъюктивные суждения

В остальных случаях ложь.

Суждения с внешним отрицанием. Этисуждения образуютсяпосредствомвыражения « неверно, что». Это выражениеобозначаетсязнаком , которыйявляетсязнаком отрицания.

Иерархия

1.

2.V(&)

3. Понятие о логической форме мысли и логическом законе. Предмет логики. - student2.ru

4.

Понятие о логической форме мысли и логическом законе. Предмет логики. - student2.ru

Отношения между суждениями. Основные виды отношений по логическим формам между суждениями : совместимость и несовместимость по истинности , совместимость и несовместимость по ложности, логическое следование.

СужденияА¹, А²….Аn (n≥2) совместимыпоистинности, если, итолькоесли, существуютсужденияэтихже логическихформ ( новозможнодругихнелогических содержаний), являющиесяистинными. СужденияА¹, А²….Аn (n≥2) совместимыположностиеслиитолькоесли существуютсужденияэтихжелогическихформвсе являющиесяложными.

Производнымиотохарактеризованныхосновных отношениймеждусуждениямиявляютсяследующие: логическаяэквивалентность , подчинение , противоречие( контрадикторность) контрарность, субконтрарность, логическаянезависимость. Основныеотношенияявляются простымиапроизводныеотних- сложными. Отношение логическойэквивалентностиимеетместомежду суждениямиАиВеслиитолькоеслиАВиВА. они обозначаютсятакАВ. СужденияАиВнах-сяв отношенииподчинения, еслиитолькоеслиА \= ВиВ\=A. Знакозначает « неследует».СуждениеАназывается подчиняющим.аВподчиненным.

Отношенияпротиворечияимеетместомеждусуждениями, которыенесовместимыпоистинностиинесовместимыпо ложности. Контрарнымиявляютсясуждениясовместимые положности, нонесовместимыепоистинности. Субконтрарнымиявляютсясуждения, которыесовместимы поистинностинонесовместимыположности. Суждения являютсялогическинезависимымиеслиитолькоесливсе онисовместимыпоистинностииложностиикаждоеизних ненаходитсявотношениилогическогоследованиякдругим изэтихсуждений.

9.Отрицание суждения – это операция, заключающаяся в таком преобразовании его логического содержания, в результате которого получают суждение, находящееся в отношении противоречия к исходному.

Пустькто-тоутверждает: «Всеживущиевэтомдоме – преступники». Другойнесоглашаетсясэтим высказываниемиотрицаетвыдвинутоесуждение: «Неверно, чтовсеживущиевэтомдомепреступники». Какоежесуждениебезвнешнегоотрицанияявляется отрицаниемсуждения «Всеживущиевэтомдоме – преступники»?

Отрицаниемявляетсясуждение «Некоторыеживущиев этомдоменеявляютсяпреступниками». Т.е. отрицаниемА (общеутвердительногосуждения) являетсяО (частноотрицательное).

Приотрицанииатрибутивногосужденияменяетсяего качествоиколичество.

- Отрицаяобщеесуждениеполучаемчастноесуждение, и наоборот.

- Отрицаяутвердительноесуждениеполучаем отрицательноесуждение, инаоборот.

Иногдадляотрицаниясужденияиспользуюттолькочастицу «не». Вместестемневсегдалегкоопределитьее правильноеположениевовнутреннейструктуре предложения. Допустим, чтосуждение «Неверное, чтомы завтрауезжаемвМадрид» истинно. Еслижедляотрицания использоватьчастицу «не», томожнополучитьнесколько отличающихсяпосмыслувариантов: «Мыуезжаемв Мадриднезавтра (а, например, послезавтра)», «Мызавтра неуезжаемвМадрид».

Употреблениечастицы «не» можетбытьсвязаноисучетом количественныхикачественныххарактеристиксуждений. Единичныесужденияприотрицанииизменяютлишь качество.

Приотрицаниисужденийоботношенияхихкачествои количествоменяютсянапротивоположные, такжекаки приотрицанииатрибутивныхсуждений. Предположим, чтотребуетсяосуществитьотрицание суждения «Каждыйюристзнаетнекоторогоматематика». Этосуждениепокачествуутвердительное, апоколичеству — обще-частное. Следовательно, врезультатеотрицания исходногосуждениямыдолжныполучитьсуждениепо качествуотрицательное, апоколичеству— частно-общее.

Таковымявляетсясуждение «Некоторыеюристынезнают ниодногоматематика».

Логическая характеристика.

Слогическойточкизрениявопросивопросительное предложениенеодноитоже. Вопрос- этомысль, которой выраженопожеланиедополнитьимеющуюсяинформациюс цельюустраненияилиуменьшенияпознавательной неопределенности. Посредствомвопросоввпроцессе аргументациимогутсовершатьсяуловки , т.е. приемы, которыеоблегчаютспороднойизспорящихсторони затрудняютдругой . Однаизуловокимеетназвание « сокрытиенеобоснованностиутверждения». Втораяуловкаподменавопроса. Вопросзаменяетсядругимвопросом , в которомтожевопросительноепредложение, нодругая предпосылка. Видывопросов. Закрытые (требуют определенногочислаответов) иоткрытые(нетребуют). Эквивалентные, трудныеилегкие. Средивопросов имеющиходнуитужепредпосылку, выделяютвопросы, требующиеустранениябольшейилименьшей неопределенности (трудныеилегкие).Простыеисложные. Сложнымиявляютсявопросы, вкоторыхможновыделить частьвсвоюочередьявляющуюсявопросом. Впростых вопросахтакойчастивыделитьнельзя. Выделение осуществляетсянасинтаксическомуровне .Логически корректные (логическиправильные)(еслинанегоможно датьистинныйответснижающийлогическую неопределенность) илогическинекорректные (… неправильные) (такогоответадатьнельзя). Тритипа некорректныхвопросов (А) бессмысленные (вего формулировкесодержатсявыражения ,нисмысл, ни значениякоторыхнеизвестны)инедоопределенные (содержатсямногозначныевыражения),(В) провокационные (можнодатьтольколожныйответ), (С) тавтологичные( нельзядатьответа, снижающего познавательнуюнеопределенность ,поскольку запрашиваемаяинформациясодержитсявсамом вопросе).Видыответов. Ответыкакивопросымогутбыть бессмысленнымиинедоопределенными, атакже, ложными иистинными. Особымвидомложныхответовявляются противоречивыеответы. Истинныеответымогутбыть правильными(ответы, полностьюиличастично устраняющиеобозначеннуювопросомпознавательную неопределенность) инеправильными( ответыне снижающиепознавательнойнеопределенности – тавтологичныенерелевантные( ответыненазаданные вопросы). Прагматическаяхарактеристика – возможность оцениватьвопросыиответысточкизренияполезности. Нерелевантныевопросы- вопросы, ответнакоторыене влияетнаповышениеилипонижениедостоверности обсуждаемойконцепции. Неправильнымиспрагматической точкизрениямогутбытьиответы. Ктаковымотносятся избыточныеответы (снижающиенеопределенностьне тольковыраженнуюввопросе, ноитукотораяне выражена).

Критика и опровержение

Опровержение- этологическаяоперацияпоустановлению ложноститезиса.

ДоказатьтезисА - значитобосноватьегоистинность, а опровергнутьтезисА - значитобосноватьеголожность. Любоеположениеможетбытьподвергнутодвумвидам аргументации. Либобудутнайденыаргументы, подтверждающиевыдвинутоевдиалогеположение, либо будутуказаныаргументыпротивданногоположения (контраргументы), т. е. опровергающиеего. Напрактике опровержениеиспользуетсятакжешироко, каки доказательство, иимееттакуюжеструктуру.

Опровержение составляют следующие элементы:

1)тезис - положение, котороенеобходимоопровергнуть; 2)аргументы (основания) - положения (истинные суждения), припомощикоторыхопровергаетсятезис; 3)демонстрация (формаопровержения) - логический способсвязиаргументовитезисаопровержения.

Опровержение может иметь два вида: Прямоеопровержениетезисаозначает обоснование ложности тезиса и истинности антитезиса. Оно начинаетсясдопущенияистиннымопровергаемоготезиса. Изнеговыводятсяследствия. ("Пустьто, вчемВас обвиняют, - истина. Нотогдадолжныбытьследствия…" этоходрассужденияпологикеопровержения). Затем устанавливаетсянесоответствиехотябыодногоиз следствийдействительномуположениювещейилиранее доказанному. ("Ноэтиследствияотсутствуютили противоречатфактам…") Наоснованиичегоизложности следствиязаключаютоложностиоснования, т. е. допущенииистинноститезиса. Значит, тезисложен, т. е.

опровергнут.

Поэтапноэтовыглядитследующимобразом: а) необходимоопровергнутьтезисА;

б) допускаем, чтоА - истинно;

в) изАполучаемследствия, одноизкоторых (В) ложно, т. е. не-В;

г) отложностиследствиязаключаемкложности основания:

д) значит, А (тезисопровержения) - ложно, чтои

требовалосьобосновать. ЕслиА, тоВ

Не-В

Следовательно, не-А

Нетруднозаметить, чтопрямоеопровержениеикосвенное доказательствосвязаныпосмыслу. Например, опровергнуть обвинениевубийствеозначаетдоказатьневиновностьи, наоборот, доказатьвинуозначаетопровергнуть невиновность.

Прямымопровержениембудетследующеерассуждение: "Предположим, чтоондействительноубилэтогочеловека. Новэтомслучаедолжныбытьследыпреступления, мотив, орудие. Ничегоэтогонет. Значит, нетисостава преступления". Косвенноеопровержениетезисаозначает доказательствоистинностиантитезиса. Еслиудается обосноватьложностьтезиса, топозаконунепротиворечия заключаютобистинностиантитезиса. Каквидим, логическийсмыслкосвенногоопровержениятотже, чтоив косвенномдоказательстве. Разнымиявляютсялишь логическиезадачи, стоящиепереддоказательствоми опровержением. Косвенноеопровержениеимеет следующуюструктуру:

а) необходимоопровергнутьтезисА;

б) допускаемистинностьантитезисане-А;

в) изне-Аполучаемследствия, одноизкоторых (В) ложно, т. е. не-В;

г) изложностиследствиязаключаемоложности основания (допущенияистинностине-А): Еслине-А, тоВ не-В Следовательно, А

д) значит, нашедопущение (не-А) оказалосьложными позаконунепротиворечияистиннымбудетпротиворечащее емувысказываниеА, чтоитребовалосьобосновать. Например, преподавательхочетопровергнутьзаявление студента, чтоонзнаетпредмет. Онможетделатьэтопрямо, допуская, чтоонзнаетэтотпредметенустановитьложные следствия (отсутствиеответанавопрос). Аможетделать этокосвенно, следуялогикекосвенногоопровержения. Кромеопровержениятезисамогутбытьопровергнуты такжеаргументыидемонстрация.

Критика — этодеятельность, противоположная аргументации. Еслицельюаргументацииявляется выработкаубеждениявистинностиили, покрайнеймере, частичнойобоснованностикакого-либоположения, то конечнойцельюкритикиявляетсяразубеждениелюдейв обоснованноститогоилииногоположенияиубеждениеих вложностиэтогоположения. Конечнаяцельприкритике достигаетсяневсегда. Иногдаудаетсялишьустановить необоснованностьутверждения, аиногдаустанавливается ложностьутвержденияилинизкаястепеньправдоподобия. Всвязисэтимможновыделитьдва способа критики: критику аргументации и установление ложности или малой степени правдоподобия утверждения. Во втором случае критика называется контраргументацией, а критикуемое положение тезисом.Частнымслучаем контраргументацииявляетсяопровержение.

Опровержение (логическое) — этоустановлениеложности какого-либоположениясиспользованиемлогических средствидоказанныхположений.Последниеположения называютсяаргументамиопровержения. В контраргументации, неявляющейсяопровержением, тоже будемвыделятьаргументы — обоснованные (полностью иличастично, есликритикаправильная[4]) утверждения, используемыеприустановленииложностиилималой степениправдоподобиятезиса. Естественновыделитьи формуконтраргументации.

Контраргументация (правильная) неявляется опровержениемвследующихслучаях: (1) когдааргументы — неполностьюобоснованныесуждения; (2) когдаформа являетсянедемонстративнымрассуждением; (3) когдаимеет местоито, идругое.

Понаправленностирассужденияразличаюткритикутезиса путемобоснованияантитезисаикритику, которая называетсясведениемкабсурду (reductio ad absurdum). Первыйспособкритики. Пустьтребуетсяобосновать утверждение "Ивановявляетсяучастникомданного преступления". Еслиудаётсяобосноватьантитезис "Иванов неявляетсяучастникомданногопреступления", тоисходное утверждениесчитаетсяопровергнутым.

Второйспособкритикитезиса(reductio an absurdum) заключаетсявследующем. Изимеющихсяаргументови тезисавыводитсяпротиворечие. Отсюдаделаетсявыводо ложностиилималойстепениправдоподобиятезиса. Пример. СоветскийфилософА.Ф.Лосеввкниге "Диоген Лаэрций — историкантичнойфилософии" (М., 1981. С. 6) опровергаетутверждение, чтоДиогенЛаэрций придерживаетсявзглядовтехфилософов, окоторыхпишет наиболееподробно. (Этотезис — Т.) ПрофессорЛосев рассуждаеттак. Допустим, чтоэтоутверждениеверно. ТогдаДиогенЛаэрцийразделяетвзглядыПлатона, стоиков, скептиков, эпикурейцев (В), таккакоПлатонеифилософах названныхшколонпишетнаиболееподробно (А). Ноэти школыслишкомотличаютсядруготдруга, чтобыфилософ могпринадлежатьковсемизних (◊В).Ясно, чтотаким способомнельзяопределитьсобственныефилософские воззренияДиогенаЛаэрция.

Понятие о логической форме мысли и логическом законе. Предмет логики.

Логикапроисходитотгреч. logos, чтоодновременно означаетречь, слово, высказывание, понятие. Основатель логикиАристотельчащевсегоупотреблялтермин "логос" в смысле "определения" или "разумностивообще".

Итак, всовременномпонимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.

Форма мышления - этоспособсвязиэлементовмысли. Основныеформымышления (логическиеформы): понятие, суждение, умозаключение.

Понятиеявляетсяисходной, самойпростойформоймысли, отражаяобщиесущественныепризнакипредметов.

Суждение- этоформамышления, вкоторойутверждается илиотрицаетсясвязьмеждупредметомиегопризнаком. Обладаетсвойствомвыражатьлибоистину (соответствие действительности), либоложь.

Умозаключение - самаясложнаяформамысли, представляетсобойполучениеновогосуждения (вывода) из данныхсуждений (посылок).

Логика, какотдельнаянаукавпервыебыла систематическиизложенадревнегреческимфилософом Аристотелем (384 - 322 гг. дон. э.). Аристотель сформулировалосновныезаконыправильногомышления:

законтождества, законнепротиворечия, закон исключенноготретьего. Позднеебылсформулирован четвертыйзакон - закондостаточногооснования.

Логический закон - этосвязимеждумыслямипоформам, прикоторыхистинностьоднихизэтихмыслей обуславливаетистинностьдругих.

Связьмеждумыслямиврассуждениипредставляетсобой логический

закон.Чтобыустановить, являетсялисвязьмежду некоторымиисходными

высказываниямиивысказыванием, получаемымв результатерассуждения,

логическимзаконом, необходимовместонелогических терминовподставлятьв

этивысказыванияпроизвольныетерминытехжетипови приэтомвсякийраз

выяснять, окажетсялиистиннымполучаемоевысказывание приистинности

исходных. Есливсегдаобнаруживаетсятакаязависимость истинности

высказываний, тосвязьмеждунимипредставляетсобой логическийзакон. Если

находитсяконтрпример, тозакономернойсвязинет, и рассуждениенеявляется правильным.

Так, приведенноевышерассуждение “Следователь — юрист.

Следовательно, образованныйследователь — образованный юрист” является

неправильным. Контрпримеромдлянегоможетслужить явнонеправильное рассуждение:

Муха — животное. Следовательно, крупнаямуха — крупноеживотное

2. Основные Этапы Развития Логики. Значение логики для Юристов . 1 этап. Формальная логика — однаизсамыхдревних наук. Онаначала разрабатыватьсявДревнейГрециив VI—V вв. дон.э. Немногопозже

фрагментылогическойнаукивозниклинезависимов ДревнейИндии, где первымилогикамибылиДаттарияПунарвасаАтрея, женщина-аскетСулабхуи

Аштвакра. Греческаялогикараспространиласьпозднеев

ЗападнойиВосточной

ЕвропеинаБлижнемВостоке, аиндийская — вКитае,

Японии, Тибете,

Монголии, наЦейлонеивИндонезии.

Первоначальнологикаразрабатываласьвсвязисзапросами практики

судопроизводстваиораторскогоискусства. Связьлогикис этимисферами человеческойдеятельностипрослеживаетсявДревней Индии, ДревнейГреции иРиме. Так, вобщественнойжизниДревнейИндиив период, когдапроявился интересклогике, дискуссиибылипостояннымявлением. Обэтомпишет известныйрусскийвостоковедакадемик В. Васильев:

“Еслиявитсякто-нибудь истанетпроповедоватьсовершеннонеизвестныедотоле идеи, ихнебудут чуждатьсяипреследоватьбезвсякогосуда: напротив, охотнобудутпризнавать их, еслипроповедникэтихидейудовлетворитвсем возражениямиопровергнет

старыетеории. Воздвигалиаренусостязания, выбирали судейиприспоре

присутствовалипостоянноцари, вельможиинарод; определялизаранее,

независимоотцарскойнаграды, какойдолженбылбыть результатспора. Если

спорилитолькодвалица, тоиногдапобежденныйдолжен быллишатьсебя

жизни — бросатьсяврекуилисоскалы, илисделаться рабомпобедителя; перейтивеговеру. Еслитобылолицо, пользовавшееся

уважением, например, достигшеезваниявродегосудареваучителяи, следовательно, обладавшее огромнымсостоянием, тоимуществоегоотдавалосьчасто беднякувлохмотьях, которыйсумелегооспорить. Понятно, чтоэтивыгодыбыли большой приманкойдлятого, чтобынаправитьчестолюбиеиндийцев вэтусторону. Но всегочащемывидим (особливовпоследствии), чтоспорне ограничивался личностями, внемпринималиучастиецелыемонастыри, которыевследствие неудачимоглиисчезнутьвдругпослепродолжительного существования. Как

видно, правокрасноречияилогическихдоказательствбыло дотакойстепени неоспоримовИндии, чтониктонесмелуклонитьсяот вызованаспор” 5.

Судебныеиполитическиедискуссиибылираспространены ивДревней

Греции. Частосудебноерешениезависелоотлогической доказательностиречи

обвиняемогоилиобвинителя. Большимуважением пользовалисьлюди, которые готовилиречиучастникамсудебныхразбирательств. Выдающихсяораторовпо

политическимвопросамизбиралинапочетные государственныедолжности, отправлялипосламивдругиестраны.

Иногдаприопределениипобедителядискуссиимнения присутствующих

(илисудей) разделялись. Однисчиталипобедителемодного изораторов, другие

— другого. Этовыдвинулонаповесткуднязадачу разработатьлогические

нормырассуждений, которыепозволялибыизбегатьтаких разногласийи приходитькединомумнению.

Ещёоднимстимуломсозданиянаукилогикибылизапросы математики, гдетребовалисьстрогиедоказательства.

ВДревнейГрециилогикуразрабатывалиПарменид (VI—V вв. до н.э.),

Наши рекомендации