Нормативный правовой акт (НПА): понятие, признаки, виды
НПА - главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами
акты составляют иерархическую систему.
Нормативный правовой акт (НПА) - акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права,
принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических
отношениях с другими актами;
Характерные признаки НПА:
• Письменная форма;
• Содержание норм права, то есть правил поведения;
• Исходят от государства; государственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества;
• Особый порядок принятия, называемый «правотворческий процесс»;
• Иерархическая подчиненность.
Иногда право в целом сводят к законодательству (совокупности НПА). НПА - наиболее удобная и совершенная форма права, так как наиболее эффективно сохраняет и доводит до адресата правовую информацию. От НПА следует отличать ненормативные, или индивидуальные, которые принимаются на основе НПА, адресуются конкретным лицам ил органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. Ненормативные акты - указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоение почетных званий; индивидуальные акты - приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов. В зависимости от юридической силы НПА:
• Законы;
• Подзаконные акты.
Закон- это НПА, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным (законодательным) органом государственной власти (Дума), регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.
1. По юридической силе законы могут быть:
-Конституция РФ- основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой и прямым действием; система
норм права, имеющих высшую юридическую силу и регулирующая основы организации и деятельности
государственной власти, еѐ территориальную организацию, а также отношения между человеком и государством.
Может существовать как в писаной, так и неписаной форме, то есть либо в виде единого кодифицированного
акта, либо в виде совокупности НПА, судебных прецедентов и правовых обычаев;
-ФКЗ РФ- существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и
считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета
Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней
подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) - акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона - направлены на отмену, изменение или дополнение конституции (конкретизирующие положения конституции - органические (их принятие заложено в конституции, которая ссылается на них). Не могут быть отклонены президентом РФ.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ- ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».
- ФЗ РФ (ординарные)- основной вид закона РФ - принимаются по менее важным вопросам и не могут противоречить конституции и конституционным законам - принимается ГД и СФ - не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 - ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.
2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
- ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ;
- ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);
3.По территориальному признаку:
- федеральные законы;
- законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура
принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а
также конституциями (уставами) субъектов РФ.
4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ
- ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето;
- ФЗ - президент обладает отлагательным вето.
Подзаконные актыимеют меньшую юридическую силу, принимаются, в основном органами исполнительной
власти и не должны противоречить законам (указы Президента, акты Правительства, министерств,
государственных комитетов, федеральных служб).
Подзаконные НПА подразделяются (в зависимости от круга адресатов и принимающих органов) на следующие
виды:
овнешнего действия - имеют достаточно широкий круг адресатов и принимаются, как правило, такими
органами как президент и правительство (нормативные указы Президента и постановления Правительства); овнутреннего действия - имеют значительно более узкий круг адресатов (работники министерства или
ведомства) и принимаются органами отраслевого управления (инструкции и приказы). Указы Президента - обязательны для исполнения на всей территории страны, не должны противоречить Конституции и ФЗ. Постановления Правительства - издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов президента и не могут противоречить им. Ведомственные акты - издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения.
Издание актов органов исполнительной власти субъектов РФ, глав администраций (губернаторов, мэров), местных, муниципальных и иных органов производится в пределах полномочий каждого органа или должностного лица, и они не могут противоречить актам, которые по юридической силе стоят выше по иерархической лестнице.