Нормативный правовой акт: понятие и виды

Л.8.1.

1. Понятие и виды нормативных правовых актов

2. Понятие и виды законов

Л. 8.2.

3. Акты Президента Республики Беларусь

4. Подзаконные акты

5. Пределы действия нормативных правовых актов

Основные понятия и определения:

Нормативный правовой акт, структура нормативного акта, закон, подзаконные нормативные акты, юридическая сила, конституция, программный закон, конституционный закон, обычный (текущий) закон, кодекс, референдум, декрет, временный декрет, делегированный декрет, указ, постановление, регламент, устав, приказ, действие нормативно-правового акта, принцип экстерриториальности, дипломатический иммунитет, обратная сила закона.

1. Нормативный правовой акт является источником права во всех правовых системах мира в виду его систематизированности, точности, определенности, мобильности, а также в виду того, что он обеспечен государственным характером. В романо-германской правовой системе это основной источник права. Его определяют как акт, который оформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченным государственным органом, должностным лицом или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

В данном определении указаны следующие признаки нормативного правового акта:

· Нормативно-правовые акты издаются компетентными уполномоченными органами. Государственные органы принимают акты строго определенного вида;

· Нормативно-правовые акты содержат общеобязательные правила поведения, имеющие более или менее общий характер;

· Нормативно-правовые акты должны быть документально оформлены, иметь строго определенную форму;

· Если исполнитель акта не указан, то он распространяется на неопределенный круг лиц;

· Нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношений определенного вида;

· Нормативно-правовые акты обладают юридической силой, под которой понимается свойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юридические последствия;

· Нормативно-правовые акты носят государственно-властный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

В законодательстве Республики Беларусь определяются различные виды нормативных правовых актов.

*В зависимости от субъектов принятия:

- нормативные акты, принятые Президентом,

- н. акты, принятые законодательными органами власти

- н. акты, принятые исполнительными органами власти

- н. акты, принятые местными органами государственного управления и самоуправления

- н. акты, принятые судебными органами (Конституционный Суд, Пленум Верховного Суда, Пленум Высшего Хозяйственного Суда)

- референдум

Можно подразделять нормативные правовые акты по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, конституционные и др. н. акты.

Но одной из наиболее важных классификаций является подразделение нормативных правовых актов по юридической силе. По данному основанию выделяют законы и подзаконные нормативные акты, причем и те и другие имеют свою иерархию. По этому же критерию можно подразделять акты на Конституцию и подконституционные акты.

В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" выделены такие нормативно-правовые акты, как

· Конституция Республики Беларусь

· Решение референдума

· Программный закон;

· Кодекс Республики Беларусь;

· Закон Республики Беларусь;

· Декрет Президента Республики Беларусь;

· Указ Президента Республики Беларусь;

· Постановления палат Парламента;

· Постановление Совета Министров Республики;

· Акты Конституционного Суда Республики Беларусь;

· Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь;

· Регламент;

· Инструкция;

· Правила;

· Устав;

· Приказ;

· Решения органов местного управления и самоуправления;

· Правовые акты.

К ненормативным правовым актам относятся:

распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

распоряжения председателей палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь;

распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

акты органов записи актов гражданского состояния;

иные правовые акты.

2. Закон – это особый вид нормативно-правовых актов, принимаемый высшим представительным органом государства (Парламентом) или путем референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дается несколько иное определение закона, а именно: «Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений».

· По юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные, программные и обычные.

*Основные законы (Конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством.

Под конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам.

В соответствии с ч. 4 ст. 104 Конституции Республики Беларусь к программным законам относятся законы об основных направлениях внутренней и внешней политики РБ и о военной доктрине.

Обычные (текущие) законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

Законы можно классифицировать и по другим основаниям. Так, в зависимости от субъекта законодательства они могут подразделяться на законы, принимаемые народом путем референдума, и принимаемые законодательными органами.

3. Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды актов Президента – декреты, указы, распоряжения.

В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь 1994 г. Президент может издавать декреты, имеющие силу закона (ст. 85, 101, 137 Конституции Республики Беларусь).

В соответствии со ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» декрет – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов – делегированные (издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий) и временные декреты (издаваемые Главой государства в силу особой необходимости).

Согласно ст. 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Кроме декретов Президент имеет также право на издание указов. Указ – акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий, изменяющий, отменяющий определенные правовые нормы.

Следует иметь в виду, что указы Президента могут носить и ненормативный характер (о награждении, о назначении на должность). Это будут акты индивидуального характера.

4. Подзаконным является правовой акт, принятый государственным органом в пределах его компетенции в соответствии с законом или на его основе, или же для его выполнения.

К числу наиболее важных подзаконных актов РБ относятся указы Президента, Постановления Правительства, акты министерств и ведомств – приказы, инструкции, постановления, инструкции, правила, уставы и др. К подзаконным актам относятся также акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты. Все эти акты играют значительную роль, так как могут быть изданы только в пределах, указанных в законе. Они являются подчиненными, вторичными актами по отношению к закону и получают юридическую силу лишь в том случае, если они не противоречат закону.

Иерархия подзаконных актов соответствует иерархической структуре государственного аппарата.

5. Пределы действия нормативно-правового акта обычно устанавливаются по трем основным параметрам: по времени, территории и кругу лиц.

Действие НПА во времени связано с вступлением НПА в силу и моментом утраты им юридической силы. Весьма важно точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу, и до какого момента эта сила сохраняется.

Вообще нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное (ст. 66 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Существуют следующие моменты вступления нормативно-правовых актов в силу:

1. Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе.

2. Через 10 дней с момента их официального опубликования (законы и декреты Президента)

3. Со дня включения их в Национальный реестр правовых актов (указы Президента, постановления СМ и др.)

4. С момента принятия (постановления палат Парламента) или подписания.

Важное значение имеет также определение времени утраты нормативно-правовым актом юридической силы.

Существуют следующие способы прекращения действия нормативно-правовых актов

1. Отмена

2. Истечение срока действия, на который был рассчитан временный акт (его часть)

3. Изменение обстоятельств, на которые был рассчитан нормативно-правовой акт (например, на период военных действий).

С действием нормативно-правовых актов во времени тесно связаны и такие понятия как обратная сила закона и его переживание. Эти понятия выходят за рамки общих правил действия нормативно-правовых актов во времени и относятся к числу исключений.

По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу.

Однако из рассматриваемого правила возможны и исключения. Нормативно-правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателя. В соответствии с ч. 6 ст. 104 Конституции Республики Беларусь и ст. 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан».

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие на всю территорию данного государства.

Из общего правила действия нормативно-правовых актов в пространстве есть исключения – так называемые случаи экстерриториального действия закона, которое применяется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями.

Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами.

Суть экстерриториального действия заключается в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

С действием нормативно-правовых актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов по лицам означает их применимость к определенным категориям субъектов права.

Нормативно-правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства.

Таким образом, под действие нормативно-правовых актов любого государства попадают граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства, а также все организации, находящиеся на территории этого государства.

Но вместе с тем существуют и некоторые особенности, связанные с распространением действия некоторых нормативно-правовых актов на граждан данного государства независимо от места их нахождения. В первую очередь это особенности в отношении лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом. В соответствии с международными соглашениями главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, консулы, военные атташе, их помощники и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. В соответствии. со ст. 5 УК РБ в случае совершения на территории РБ преступлений лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, вопрос об их уголовной ответственности разрешается дипломатическим путем.

Контрольные вопросы к теме 8

1. Какой акт называется нормативным правовым?

2. Какими признаками обладает нормативный правовой акт?

3. Какие классификации нормативно-правовых актов выделяют?

4. Какой нормативно-правовой акт называется законом?

5. Какие виды законов выделяют?

6. Какие виды нормативных актов издаются Президентом Республики Беларусь?

7. Какие пределы действия нормативных правовых актов существуют?

Тема 9.

Правовые отношения

Л. 9.1.

1. Понятие и признаки правовых отношений

2. Виды правоотношений

3. Содержание правового отношения

Л. 9.2.

4. Объекты правовых отношений

5. Субъекты правовых отношений

7. Юридические факты

Основные понятия и определения:

Отношение, социальные отношения, правовые отношения, абсолютные и относительные правоотношения, односторонние и многосторонние правоотношения, активные и пассивные правоотношения, содержание правоотношения, субъективное право, правомочие, юридическая обязанность, объекты правоотношения, субъекты правовых отношений, физические лица, юридические лица, государственный орган, государственная организация, государственное учреждение, негосударственные организации, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, эмансипация, юридические факты, события, деяния.

1. Правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, гарантируемых государством.

Правоотношения характеризуются следующими характерными признаками.

1. Правоотношения - это разновидность общественных отношений, которые возникают на основе норм права. Специфика правовых отношений состоит в том, что участники каждого конкретного правоотношения взаимосвязаны определенными правами и обязанностями, которые предусматриваются нормами права.

Правоотношение всегда предполагает наличие соответствующей правовой нормы: или нескольких правовых норм, предусматривающих возникновение именно данного вида правоотношений. Общественные отношения не могут рассматриваться в качестве правовых, если нет правовых норм, устанавливающих юридический характер связей участников этих отношений.

2. Правовые отношения - это всегда отношения между физическими или юридическими лицами.

3. Носят сознательно-волевой характер, т.е. это результат волеизъявления сторон. Чаще всего люди вступают в правовые отношения сознательно. В соответствии со своими желаниями, проявляя волю.

4. Правоотношение характеризуется наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей. Правоотношение – это всегда двусторонняя связь. Каждому субъективному праву одной стороны должна соответствовать юридическая обязанность другой стороны.

5. Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором осуществление субъективных прав и исполнение юридической обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

2. Существует множество критериев, на основании которых выделяют различные виды правоотношений.

· Правоотношения разделяются по отраслевому признаку. Это правоотношения в сфере гражданского, конституционного административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей права.

При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и регулируют общественные отношения непосредственно, предоставляя субъектам права и наделяя их обязанностями.

Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и предусматривают процедуру, порядок реализации прав и обязанностей субъектов.

· по функциональному назначению правоотношения подразделяются на регулятивные (связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией) и охранительные (возникают при нарушении права и не исполнении обязанности).

· По количеству участвующих сторон правоотношения бывают односторонние и двусторонние.

В двусторонних правоотношениях участвуют две стороны, каждая из которых обладает конкретными правами и обязанностями в отношении другой (работник – наниматель, продавец – покупатель).

Односторонние – это отношения между двумя участниками, один из которых имеет право на исполнение некоторой обязанности в свою пользу со стороны другого субъекта (договор дарения, получение наследства и др.).

· По характеру прав и обязанностей участников правоотношения делятся на абсолютные и относительные.

В относительных правоотношениях каждому праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны, заранее известной, определенной договором.

В абсолютных правовых отношениях есть одна управомоченная сторона, которой соответствует обязанность абсолютно всех остальных участников правоотношений не препятствовать осуществлению права. В абсолютных правоотношениях определена лишь управомоченная сторона. А обязанная сторона – это всякий и каждый, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения абсолютных субъективных прав.

По продолжительности правоотношения подразделяются на длящиеся и одномоментные. Длящиеся продолжаются определенное или неопределенное время (брачные отношения, воинская служба, правовые отношения между работником и нанимателем). Одномоментные – это то краткое время, которое необходимо для их осуществления (купля-продажа, оказание какой-нибудь краткосрочной услуги ).

3. Юридическим содержанием правовых отношений являются субъективные права и юридические обязанности.

Лицо, обладающее правами в правоотношении, называется управомоченным, а лицо, несущее обязанности – обязанным.

Субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность образуют юридическую связь “управомоченный – обязанный”.

Субъективные права – это мера возможного (дозволенного) поведения субъектов права, гарантируема государством.

Юридическая обязанность – это установленные законом вид и объем должного поведения лица, соответствующее субъективному праву другого лица.

Составляющие субъективного права обычно именуются правомочиями.

Субъективное право включает в себя следующие правомочия:

1. право на собственное действие, направленное на использование полезных свойств объекта права (носить собственную вещь, жить в собственном доме);

2. право на юридические действия, на принятие юридических решений (право собственную вещь заложить, продать, подарить);

3. право на чужие действия, т.е. право требовать от другой стороны исполнения ее обязанностей (право требовать от заемщика возврата долга);

право притязания, т.е. возможность требовать защиты нарушенного права у компетентных государственных органов (право обращения в суд с требованием взыскания долга, восстановления рабочего или служащего на работе). Это продолжение правомочия на чужие действий в случае несовершения обязанным лицом определенных действий.

Субъективное право и обязанность составляют неразрывное единство. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой бы не соответствовало субъективное право другого лица.

Обязанность может состоять в воздержании от определенных: действий или в осуществлении конкретных действий в целях реализации субъективного права других лиц.

4. Определяя объекты правоотношений, следует отразить два подхода к его пониманию. Монистический подход предполагает существование у всех правовых отношений только одного объекта – поведения человека. Действительно, реализация субъективного права и юридической обязанности всегда предполагает осуществление возможного или должного поведения сторон, в частности в договоре купли-продажи таким объектом являются действия покупателя и продавца по передаче и приему имущества и денег. Плюралистический подход предполагает наличие разнообразных объектов, куда относятся материальные блага, личные не материальные блага (жизнь, здоровье, честь, труд, достоинство, деловая репутация, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства), продукты духовного творчества, нематериальные результаты труда (социальные, образовательные, бытовые услуги) и т.д. Каждая отрасль права определяет собственные объекты права, так к объектам гражданского права обычно относят недвижимые и движимые вещи, включая деньги и ценные бумаги, работу и услуги, охраняемую информацию, интеллектуальную собственность, нематериальные блага.

Общее, что характеризует объект правоотношения, это то реальное благо, ради чего существует само правоотношение, это то на достижение, использование, охрану чего направлены субъективные права и юридические обязанности.

5. Субъекты правоотношений – это лица, участвующие в данных правоотношениях. Но не все лица способны быть субъектами именно правовых отношений.

Субъектами правоотношений признаются как индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства или апатриды, лица с двойным гражданством или бипатриды), так и коллективные субъекты, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей

Граждане являются самыми многочисленными субъектами права и вступают в различные гражданско-правовые, семейные, трудовые, финансовые, процессуальные правоотношения. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства ограничен. Эти лица не обладают теми правами и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства, например не участвуют в выборах государственных органов власти, в референдумах, не могут занимать должности в государственном аппарате, не подлежат призыву на военную службу в стране пребывания.

К коллективным субъектам относят: государство, организации и социальные общности.

Государство в целом как субъект права выступает в международных, конституционных и уголовных, гражданских правоотношениях.

Организации могут быть государственными и негосударственными. Государственные организации подразделяются на три группы:

органы государства - выполняют функции управления и обладают властными полномочиями. К ним относятся органы государственной власти и управления, а также судебные органы. Совокупность прав и обязанностей этих органов, зафиксированная в нормативных актах, определяется как их компетенция. Эти органы выступают преимущественно в административных, уголовных и процессуальных правоотношениях;

государственные учреждения, в сферу компетенции которых входит осуществление социально-культурной деятельности, не связанны с властными полномочиями. Это школы, больницы, ВУЗы, библиотеки, театры, музеи и другие учреждения, которые состоят на бюджете государства;

государственные предприятия занимаются хозяйственной деятельностью, действующие на основе права хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или права оперативного управления (казенные предприятия).

Негосударственные организации, к которым относятся общественные объединения, хозяйственные и религиозные организации, действуют в сфере хозяйства (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперации) в сфере политики (партии, общественные организации), защиты прав граждан (юридические консультации, профсоюзы, общества охраны прав потребителей) и вступают соответственно в конституционные, административные, трудовые, процессуальные правоотношения.

Государственные и негосударственные организации в сфере гражданско-правовых отношений осуществляют свои полномочия в качестве юридических лиц. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими.

Социальные общности участвуют в правоотношениях в качестве следующих субъектов – народа (непосредственное осуществление своих прав путем референдума, участия в выборах), нации (реализация права нации на самоопределение), населения региона (выборы в местные органы государства и органы местного самоуправления), трудового коллектива (участие в управлении предприятием). Чаще всего социальные общности реализуют свою волю через государственные и общественные организации.

Для того, чтобы стать участником правоотношений, индивид или организация должны обладать правосубъектностью или праводееспособностью, что предполагает способность быть субъектом права.

Правосубъектность государства, государственных и негосударственных организаций и других коллективных субъектов права определяется их компетенцией.

Содержание правосубъектности граждан представляет собой триединую характеристику: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Правоспособность – способность человека в соответствии с нормами права иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью человека.

Дееспособность человека – его способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Это активная характеристика личности, зависящая от его возраста инициативы, предприимчивости, общей и правовой культуры. Дееспособность может быть полной, наступать в полном объеме с момента совершеннолетия человека (с 18 лет); частичной – распространяться на малолетних граждан до 14 лет, которые находятся под опекой, и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, которые находятся под попечительством и действуют с согласия попечителей; ограниченной – распространяться на хронических алкоголиков и наркоманов, ограниченных в дееспособности по суду.

В последнее время все чаще используется возможность объявить полностью дееспособным гражданина с 16 лет, если он работает по трудовому договору, контракту, занимается предпринимательством или вступил в брак до 18 лет. Такой процесс называется эмансипацией. Он осуществляется по решению органов опеки и попечительства с согласия родителей (попечителей), либо по суду.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Иногда выделяют сделкоспособность, т.е. способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки.

Совокупность праводееспособности гражданина и основных прав, свобод и обязанностей, которые зафиксированы в законодательстве, характеризует его правовое положение в обществе и определяется его правовым статусом.

6. Основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений является юридический факт, который включает в себя конкретные жизненные обстоятельства. Юридические факты подразделяются по волевому содержанию на события и деяния. К событиям относятся юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений (рождение и естественная смерть человека, истечение срока в договоре). Деяния же представляют собой волевые акты поведения человека, внешнее выражение его воли и сознания. Деяния разделяются на юридические действия и бездействие ( пассивное поведение, соблюдение запретов). В свою очередь юридические действия состоят из индивидуальных юридических актов (гражданско-правовые сделки, договоры между субъектами права, заявления граждан, приговор суда и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия) и юридических поступков (выполнение трудовых обязанностей, передача вещей и денег по договору купли-продажи).

Юридические деяния могут быть правомерными и неправомерными. правомерные -- совершаются в рамках предписаний действующих норм, неправомерные -- включают в себя преступления, административные, гражданские, дисциплинарные проступки.

· По характеру последствий ЮФ могут быть правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Правообразующие факты влекут за собой возникновение правоотношений.

Правоизменяющие факты вызывают изменения субъективных прав и обязанностей участников правоотношений.

Правопрекращающие факты влекут прекращение правоотношений.

Следует учитывать, что один и тот же юридический факт может вызвать различные юридические последствия. Так, например, смерть человека может повлечь за собой прекращение трудового правоотношения, изменения правоотношения по найму жилого помещения, возникновение правоотношений по наследованию имущества умершего и т.д.

Совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий называется фактическим составом, например, для вступления в брак необходимо достижение совершеннолетия будущих супругов, их взаимное согласие, отсутствие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

Юридические факты располагаются в гипотезе правовой нормы.

Контрольные вопросы к теме 9

1. Какие отношения называются правовыми?

2. Какими признаками характеризуются правовые отношения?

3. Какие виды правоотношений выделяют?

4. Что включает в себя содержание правового отношения?

5. Какие правомочия включает в себя субъективное право?

6. Что понимается под юридической обязанностью?

7. Кто является субъектами правоотношений?

8. Что такое правоспособность и с какого момента она возникает?

9. Что такое дееспособность и когда она наступает?

10. Что такое эмансипация?

11. Что понимается под юридическими фактами?

Тема 10.

Наши рекомендации