Нормативный правовой акт – основной источник российского права: понятие признаки (Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в РФ. )

В российском государстве единствен­ным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

1) Конституция РФ находится на вершине иерархии зако­нодательства и имеет обязательное значение для всех осталь­ных нормативных актов. Текст Конституции РФ, состоящий из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся к различным отраслям права. Осо­бое значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию норма­тивно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных конституционных законов, федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.Верховенство Конституции РФ в сис­теме нормативных актов Российского государства определяется следующими основаниями, она:

а) принята на референдуме в результате сво­бодного волеизъявления всего народа;

б) устанавливает основные начала, принци­пы, нормы общественного и государственного строя;

в) содержит перечень основных прав челове­ка и фиксирует структуру и компетенцию высших органов го­сударственной власти и управления;

г) принимается, изменяется в результате со­блюдения усложненной процедуры правотворчества.

2) Федеральные конституционные за­коныпринимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их приня­тия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Фе­дерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государствен­ной Думы.

3) Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой,

4) Субъекты РФ по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип един­ства правовой регламентации и правового режима на террито­рии всего государства.

5) Подзаконные акты РФ (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов ис­полнительной власти).

а) Нормативно-правовые акты Президента РФ. Указы - обязательны для исполне­ния на всей территории РФ, в качестве предмета регулирования имеют основные на­правления внутренней и внешней политики, в слу­чае противоречия указа К РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Пре­зидента РФ может быть отменен.

б) Нормативно-правовые акты Правительства РФ. Прави­тельство РФ принимает постановления и издает распоряже­ния. Постановления - имеют нормативный характер. Распо­ряжения - решения по текущим и оперативным вопросам. Акты Правительства РФ могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение законов. Постановления и распоряжения Правительства РФ подпи­сываются Председателем Правительства РФ и подлежат офи­циальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их приня­тия.

в) Акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполни­тельной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специ­альном указании вышестоящих органов. К ним относятся: приказы, инструкции, поста­новления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяс­нения и т. д. Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные инте­ресы граждан, а также любые межведомственные акты подле­жат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистра­ции). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установ­ленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опублико­вания в газете «Российские вести». Такое опубликование долж­но последовать не позднее 10 дней после государственной ре­гистрации акта.

г) Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. Издаваемые нормативные акты распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно законодательству, решения областного уров­ня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в тече­ние 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступ­ления данного нормативного акта в силу. Администрация субъектов РФ (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава ад­министрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать: постановления, распоряжения.

д) Локальные нормативные акты - юридические документы, содержащие нор­мы права, принимаемые субъектами управления на предприя­тии, в организации и т. д. Локальные акты го­сударственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности:

i) приказы, издаваемые руководителем организации,

ii) уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность.

В большинстве случаев для того чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем муници­пальном органе власти. Например, устав ООО требует регистрации в органах государственной власти, и толь­ко после этого приобретает юридическую силу, становясь обя­зательным для членов данного юридического лица.

е) Нормативный договор - соглашение двух или нескольких лиц об уста­новлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Заключение договора строится на следу­ющих принципах: равенство, автономия (независимость) сто­рон и их свободное волеизъявление, имущественная ответствен­ность за нарушение договора вследствие нарушенного обяза­тельства. Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предус­мотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, со­держанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству.

Наши рекомендации