Нормативный правовой акт: понятие и признаки. виды нормативных правовых актов в российской системе законодательства.

Нормативно-правовой акт- акт правотворчества, принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Под нормативным правовым актом понимается акт право­творческих органов государства, содержащий нормы права, прини­маемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а так­же состоящий в иерархических отношениях с другими актами. Для нормативных правовых актов характер­ны следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание норм права, т.е. правил поведения; в) исходят от государства: го­сударственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества; г) особый порядок принятия, называемый правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность. Ему присущи следующие особенности: исходит от строго определенных субъектов; принимается в четко установленном порядке; имеет установленную форму и реквизиты (название, указание на ор­ган, подпись должностного лица, печать, дата издания); он может быть быстро принят, изменен, отменен; имеет временные, пространственные пределы действия; он всегда содержит юридическую норму.

Классификация нормативного правового акта. По критерию сферы действия — внешние и внутренние. По критерию субъектов правотворчества: акты референдума; акты органов государственной власти; акты президента; акты органов государственного управления (правительство, мини­стерства, ведомства); акты должностных лиц. По юридической силе нормативного правового акта (какие акты при­оритетнее):

обладающие высшей юридической силой — законы; обладающие меньшей юридической силой — подзаконные акты. С юридической точки зрения, различают: закон в широком смысле слова — синоним права; закон в узком смысле слова — вид нормативного правового акта, об­ладающего высшей юридической силой.

Закон—нормативный правовой акт, принятый в особом порядке ор­ганом законодательной власти, регулирующей общественные отношения и обладающей высшей юридической силой.

Нормативные акты представляют собой пирамиду, вершину которой занимает Конституция, далее следуют законы, более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым отно­сится указы Президента, акты Правительства, министерств, федеральных служб и др. Поскольку Россия — федеративное государство, в российской законодательной системе выделяются Конституции и уставы субъектов Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др. От нормативных правовых актов следует отличать ненорма­льные, или индивидуальные, которые принимаются на основе Нормативных, адресуются конкретным лицам или органам, издаются по оперативным вопросам и прекращают свое действие с исполнением данного индивидуального акта. К ненормативным актам относятся, например, указы Президента РФ о назначении министров, послов в другие страны, награждении орденами и медалями, присвоении почетных званий и др., приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов и т.п. Что такое закон и чем он отличается от других нормативных правовых актов?

Закон — это нормативный правовой акт, принятый представительным (законодательным) органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

От других нормативных правовых актов закон отличается следующими свойствами. Во-первых, закон занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладаем высшей юридической силой — другие акты не могут противоре­чить закону; во-вторых, закон первичным образом регулируй общественные отношения, т.е. впервые устанавливает рамки их бытия (например, отношения собственности, земельные отношения и др.); в-третьих, он действует прямо, непосредственно, без дополнительных актов; в-четвертых, законы обеспечены большими финансовыми и материальными ресурсами для их исполнения; в-пятых, закон имеет эффективный механизм гарантии выполнения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности; в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

Наши рекомендации