Нормативный правовой акт: понятие, виды.

Нормативные правовые акты– главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т. е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов.

Под нормативным правовым актомпонимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств. В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др. Правом принимать нормативные акты по вопросам местного значения государство наделяет также органы местного самоуправления. Такие акты являются подзаконными и действуют в пределах конкретного муниципального образования. Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты – это приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Ненормативные акты обладают следующими особенностями:

принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов;

адресуются конкретным лицам или органам;

решают, как правило, оперативные вопросы и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.Виды нормативно-правовых актов. Они делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон обладает следующими признаками:

а) принимается высшими органами государственной власти или в поряд­ке референдума;

б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;

в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;

г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;

д) должен отражать волю и интересы общества в целом;

е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкно­венные. К числу конституционных относятся:

а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны);

б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции;

в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Консти­туцией.

В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Консти­туционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, проце­дуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы за­конодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы раз­деляют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на зако­не и не должны ему противоречить.

В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-пра­вовыми актами являются следующие:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (ми­нистерств, государственных комитетов и ведомств).

На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполни­тельной власти, органов власти края, области, автономной области, автоном­ных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» от 22 апреля 1996 г. орга­нам местного самоуправления (они не входят в систему органов государст­венной власти) предоставлено право принимать по вопросам своего ведения правовые акты.

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать ло­кальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. Общему построению системы законодательства в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.
38.Понятие и основные элементы системы права.

Система права - это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними.

Элементами системы права выступают:

Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

- институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Институты права классифицируются по различным основаниям: по сфере распространения - на отраслевые и межотраслевые; по правовому характеру - на материальные и процессуальные; по функциям - на охранительные и регулятивные.

В качестве примеров правовых институтов можно привести: институт гражданства (материальный, межотраслевой, регулятивный); институт рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции (процессуальный, отраслевой, охранительный); институт купли-продажи (материальный, отраслевой, регулятивный); институт частной собственности (межотраслевой, материальный, регулятивный); институт трудового договора (отраслевой, материальный, охранительный); институт лишения свободы (отраслевой, материальный, охранительный); институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности (межотраслевой, материально-процессуальный, охранительный);

- отрасль права - совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений. Примером отраслей права являются: конституционное, гражданское, трудовое, административное и т.д.

Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль - промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право - подотрасль гражданского, налоговое - подотрасль финансового и т.д.).

Отрасли права могут быть:

- материальными - регулирующими непосредственно общественные отношения;

- процессуальными - регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей.

Примерами материальных отраслей являются: гражданское, уголовное, административное право; процессуальных: гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное право.

Отрасли права могут быть комплексными - занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным, предпринимательское - между гражданским и финансовым и т.д.).

39.Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов[5].

Сфера и пределы правового регулирования

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правового средства (норма права, институт права, отрасль права, правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Непосредственным предметом правового регулирования выступает, прежде всего, волевое поведение людей в тех или иных областях жизнедеятельности[6][7].

Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования[8]. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом — они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства[8].

В сферу правового регулирования принято включать три группы общественных отношений[9][5]:

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемых в процессе правового регулирования, и свойственных какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права[17][18].

  • Императивный (субординации) — воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения[19]. Присуще отраслям публичного права, где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) — при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям[19]. Классический метод всех отраслей частного права, основанных на равенстве сторон.
  • Поощрительный — субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный — субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Выделяют следующие отрасли права:

· конституционное (государственное) право – ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства; доминирующий метод – императивный – метод властных предписаний.

· гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод - диспозитивный – метод автономных решений.

· административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства; преобладающий метод - императивный.

· уголовное право охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т.п.; господствующий метод - императивный.

· земельное, трудовое, семейное, уголовно-исполнительное, аграрное (сельскохозяйственное), экологическое (природоохранное), уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.

Наши рекомендации