Функции теории государства и права. Обычно выделяют:С помощью онтологической функции (онтология – учение о бытии) ТГП
Обычно выделяют:С помощью онтологической функции (онтология – учение о бытии) ТГП познает существо государственно – правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.
Гносеологическая (гносеология теория познания) функция ТГП состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а так же приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.
С помощью эвристической функции (эвристика – искусство нахождения истины) ТГП открывает новые закономерности в развитии государственно – правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.
Прогностическая функция ТГП проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно – правовой деятельности, в определении тенденций развития государственно – правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.
Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юрид. науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом.
Осуществляя идеологическую функцию, ТГП приводит в систему идеи о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.
Организационно – прикладная функция ТГП проявляется в преобразовании, реформировании государственно – правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно – правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.
Все названные функции ТГП взаимосвязаны и могут дать позитивный результат лишь будучи,комплексе.
3Система методов:
1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: а) метафизика (рассматривающая государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и б) диалектика - материалистическая и идеалистическая; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом. К основным выделяют: Диалектико-материалистический метод - предполагает первичность экономического, и вторичность политического и правового явления, изучаются в развитии, динамике. Выразителями материалистического подхода стали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин
2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов: а) анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); б) синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей); в) системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); б) функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) в отличие от философских, не охватывают всего научного познания, а применяются на отдельных его стадиях (например, методы анализа и синтеза, историзма, системный, функциональный, герменевтический .
3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук: а) конкретно-социологический (анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.); б) статистический; в) кибернетический.
Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.); б) сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).
4. Специальные-методы, которые обычно применяются другими науками. Принципами исследования являются всесторонность, историзм, плюрализм, комплексность, практика как критерий истинности, что характерно для любой науки. Таким образом, ТГП как базовая по отношению к другим юридическим наукам использует как общие, так и специальные и частные методы. Комплекс этих методов составляет методологию.
4. первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, как общественная группа, общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.
Стала другой общественная организация –род как носитель и накопитель коллективного опыта труда. Роды объединялись в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами.Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в который элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое.
В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшенству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплименников.
Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально формы.первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов.
Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем:
· они исходили от рода и выражали его волю и интересы;
· они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени;
· в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право.
Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками:
* низким уровнем развития производительных сил и медленным их совершенствованием;
* низким темпом развития общества;
* коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;
* уравнительным распределением, социальным равенством;
* отсутствием частной собственности, эксплуатации, классов и государства.
5. Формирование гос-ва - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Истории известны следующие основные пути образования гос-ва: военный (например, при формировании восточных деспотий война выступала как способ перераспределения общественного продукта и выделения правящей элитарной верхушки из среды военачальников); аристократический (например, в Риме с его делением общества на патрициев и плебеев происходит отделение правящей верхушки – аристократии от народа); плутократический (при котором происходит сосредоточение власти в руках отдельных лиц, вокруг которых собираются их многочисленные сторонники). Ф. Энгельс уже указывал на два пути образования политически и экономически господствующих классов – во-первых, через присвоение должностей -исторически наиболее распространенным, типичным. с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. однако в юр-кой литературе вопрос о «путях» возникновения гос-ва традиционно ставился и в ином, более широком смысле. Под ними понимались формы, в которых гос-во поднимается на развалинах родового строя (Ф. Энгельс). Именно Ф. Энгельс и выделял афинскую, римскую и древнегерманскую (Соч Маркс К., Энгельс Ф.,). Афины – самая чистая классическая форма возникновения гос-ва, поскольку гос-во возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Это раннеклассовое гос-тво в своем дальнейшем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства, которое оказалось типичным, распространенным во многих регионах Земли и существовавшим сотни лет. Гос-ва же рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являлись уникальными государствами. мнению Т.В. Кашаниной, что хотя второй способ образования государства имел место на большем пространстве земного шара, и считается, что он был наиболее распространенным, вряд ли его следует признавать типичным, а первый - уникальным. А причина многовариантности процесса образования государства кроется в природно-климатических условиях.
6. Происхождение права. В совр-ой науке нет однозначного решения. Сущ-ет 3 точки зрения. Согласно одной право возникло с появлением человеческого общ-ва т.е. те нормы поведения, которые сущ-ют в первобытном общ-ве это и есть право. Правом их называют потому, что первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми (обычай - право). Согласно др. точки зрения право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного стоя, но раньше чем гос-во. Основной причиной послужило появление частной собс-ти, которая потребовала правовых норм. Появление этих норм вызвало появление гос-ва, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только гос-во (аппарат принуждения). Согласно 3 ей точки зрения право возникло одновременно с гос-ом и причины его возникновения те же что причины возникновения гос-ва. Это упирается в понимание права. Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное – нормы и правила поведения которые устан-ся гос-ом). Право возникает раньше чем гос-во возможно одновременно с общ-ом. И возникает оно в виде норм поведения первобытного общ-ва. Нормы поведения первобытного общ-ва называют обычай. В тоже время некоторые исследователи полагают что кроме обычаев сущ-ют др. нормы поведения в первобытном общ-ве (ритуалы, обряды, мифы, религиозные и нравственные нормы, нормы этикета). В первобытном общ-ве действуют самые разл-ые нормы поведения, которые регул-ют общ-ые отношения. Эти правила поведения, некоторые совр-ые исследователи называют правом. Что же касается позитивного права оно возникает одновременно с гос-ом т.к. позитивное право это нормы правила поведения которые устан-ся или санкционируются гос-ом. Первоначальной формой позитивного права стали первобытные обычаи, которые органами гос-ва (судами) санкционировались в качестве правовых норм. Значительно позднее гос-во само стало создавать нормы права.
7. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов .
Марксистская: разделение человечества на 2 класса - имущие и неимущие. Государство будет существовать, пока существуют эти классы, если они исчезнут, то исчезнет потребность в государстве. Ф. Энгельс: государство - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: государство- машина для поддержания господства одного класса над другим. После этого “обобществление” собственности. Государство будет заменяться общественным самоуправлением трудящихся. Отдельные эксцессы отдельных лиц будут гаситься общественным самоуправлением.
Теологическая: государство - порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству, тесная связь между государством и церковной властью. Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в государственной машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить. Представитель – Фома Аквинский.
Органическая (Ч. Спенсер):все органы государства связаны друг с другом. Трудно найти истоки возникновения государственности. Всё здесь подвержено изменчивости. Сравнение с чел. организмом.
Психологическая(Петржевский): индивиду свойственно жить в группе, жить организованно (соц. связи), свойственно подчиняться кому-то.
Патриархальная (Аристотель): Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
Теория насилия(Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно племя (более молодое) порабощает другие.
Правовая (естественно-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Государство возникло в силу естественного договора. Люди, жившие совместно на определенной территории, заключают устный договор о принципах совместного сосуществования.
8.ГОСУДАРСТВО–Это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм. основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти. Наличие особой публичной власти, т.е. органов, издающих от имени государства законы и нормативно-правовые акты, обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения
.Разделение населения по территориальному принципу, т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннего территориального разделения населения, при защите его интересов, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классу. Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти. Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде. Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества. Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Возникновение государства связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами. Государство можно определить как “особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа” Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Если определять государство с точки зрения социологии, то выделяют следующие признаки государства:
Однако, государство в реальной действительности - это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних ступенях развития.
9.Понятие и признаки государства.
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества..
Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Признаки государства:
1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;
2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;
3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;
4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;
5) суверенитет;
6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;
7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;
8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);
9) наличие системы налогов, податей, займов;
10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.
10. Гос-во организацияия политической власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, общечеловеческих) в пределах определённой территории
. При рассмотрении сущности важны 2 момента:
1)любое гос-во есть организация политич. власти (формальная сторона); 2)чьим интересам служит данная организация (содержательная).
Выделяют 2 подхода к сущности гос-ва: классовый, в рамках которого гос-во можно определить как организацию политич.власти экономически господствующего класса, узкое значение как средство для удовлетворения интересов господствующего класса,общесоциальный, в рамках которого гос-во организац.политич .власти, создающая условия для компромисса различ.классов и социальн.групп, гос-во используется в широком смысле для обеспечения общественных интересов, большинства населения страны, основной метод-компромисс. Наряду с этим можно выделить религиозный, национальный, расовый и другие подходы к сущности, соответственно религ. национал. расовые интересы будут преобладать в политике конкретного гос-ва.
Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода: способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность); способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность). Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что ее внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных организаций.
11. Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;
2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);
3) по продолжительности – временные и постоянные;
4) по степени общности – основные и неосновные.
Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:
1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;
2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.
Функции государства – наиболее важные направления его деятельности, в которых проявляется его социальное назначение. Самостоятельные направления в исследовании деятельности.
Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:
1) содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности.
2) в отличие от функций многочисленных государственных органов функции государства охватывают его деятельность в целом, а не в части.
3) функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.
4) функции государства носят комплексный, собирательный характер.
12Функции государства – основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных этапах развития общества. Виды функций государства:
1) ВНУТРЕННИЕ:Экономическая - выработка и координация стратегических направлений развития экономики страны; Социальная - создание нормальных условий жизни, развитие здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания; Сбор налогов и финансовый контроль - выявление и учет доходов производителей;Охрана правопорядка; Охрана окружающей среды; Культурно-воспитательная.
2) ВНЕШНИЕ:Оборона; Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами; Культурное и иное сотрудничество с другими государствами; Участие в решении глобальных мировых проблем. Гос. власть, задачи и функции государства осуществляются при помощи гос. механизма, включающего в себя гос. органы и гос. организации.
Органы государства (гос. аппарат) - это гос. организации, наделенные государственно-властными полномочиями для осуществления гос. власти в пределах компетенции, определенной законом. Государственно-властные полномочия выражаются в том, что в рамках своей компетенции гос. органы издают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, организуют исполнение этих актов. По порядку создания и характеру выполняемых задач органы государства классифицируются на представительные (органы власти), исполнительно-распорядительные (органы управления), судебные (правоохранительные) и контрольно-надзорные.
Гос. организации. Их основным назначением является непосредственная практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими.
В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.
13 Типы государства: Государство – явление разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. В объективной действительности нет государства вообще, есть конкретно-исторические государства на разных этапах развития человеческого общества в тех или иных странах. Эти реальные государства бесконечно разнообразны, всегда отличаются друг от друга. Чтобы в таком многообразии найти определенные закономерности и на этой основе классифицировать государства, применяется их типология – т. е. учение, система знаний, которые используются для выделения сущностных черт государства и отнесения его к тому или иному типу. Типология, с одной стороны, представляет как целостную систему государств в их развитии с момента возникновения и до исчезновения, с другой – вычленяет крупные структурные единицы этой системы в виде определенных типов и относит к ним те или иные конкретные государства по их коренным свойствам.
[Тип гос-ва - понятие выражает исторически изменяющеюся социальную природу гос-ва, позволяет точно определить хар-р гос-ва разнообразных эпох истории. Тип гос-ва представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых исторической эпохой. Тип гос-ва – научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе. В истории человечества выделялось 5, из каждой из них кроме первой связывался определенный тип гос-ва, был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает 4 исторических типа гос-ва (Маркс): рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.]
В настоящее время в юридической науке существуют два основных подхода к типологии государств: 1. формационный (марксистский); 2. цивилизационный (автор А. Тойнби).
14. Характеристика формационного подхода
Формационный подход – это исследование состояния и развития общества,
закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения
качественных изменений в экономическом базисе общества, его
производственных отношениях и классовой структуре.
Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в
рамках определенной общественно-экономической формации и включает два
основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический
базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде
всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят
общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В
общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли
базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки
базису.
В формационной теории большое значение имеет типология государства,
т.к. природа государств различных исторических эпох отличается
принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно
выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно
точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства
– это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей
исторической эпохой.
С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому
классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип
государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие
определенной классовой структуре общества, которая обусловлена
экономическим базисом.
15. Характеристика цивилизационного подхода Согласно цивилизационному подходу социальная природа государстваопределяется духовными и культурными факторами. Тойнби пишет: «культурныйэлемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; всравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутсяискусственными, заурядными созданиями природы и движущих силцивилизации.[1]»1 Цивилизационный подход – это исследование состояния и развитияобщества, закономерностей смены исторических типов государств с точкизрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовнойкультуре народа, его религии и нравах. Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества: 1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого. 2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др. 3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.16. Форма государства – это организация и устройство государственной власти, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения. Формы государства синтезируются из 3-х систем: формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-политического режима. Форма государства, прежде всего, определяется зрелостью общественной и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Серьезное влияние оказывает культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства — это сложное общественное явление, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: форма правления, форма территориального устройства и форма государственного режима.
На форму государства оказывают влияние:
1) социально—экономические, культурные факторы;
2) исторические традиции;
3) национальные и религиозные особенности;
4) природные и климатические условия;
5) соотношение политических сил и т. д.
Структурные элементы формы государства:
1) форма правления, отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;
2) форма государственного устройства, отражающая территориальную организацию государственной власти;
3) государственно—правовой (политический) режим, отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.
Форма государства определяет:
1) порядок образования органов государственной власти;
2) структуру органов государства;
3) специфику территориальной обособленности населения;
4) характер межведомственных взаимоотношений;
5) особенности в отношениях государственных органов и населения;
6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.
17Форма правления – это внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти (глава государства, Правительство, парламент).
Формой гос-ва назыв. совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность
Применительно к формам правления применяется понятие «государственный режим», под которым понимается реальный (практический) порядок функционирования и взаимодействия в органах государственной власти.
Форма правления - комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
ФП: Монархия + Республика; Монархия: Абсолютная + Ограниченная; Ограниченная: Дуалистическая + Парламентская; Республика: Президентская + Парламентская + Смешанная.
Государственно-политический режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды государственно-политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный.
ФГПР: Демократический + Недемократический + Переходный
18. Монархия как форма правления. История и современность.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.
Монархия делится на:
- абсолютную (верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лиц)
- конституционная (власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархиябывает парламентарной и дуалистической
- ограниченную (парламентарную) (правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительс