Изучение нового материала. Учение о бытии и теория познания (Онтология – учение о бытии).

ЛЕКЦИЯ 17.

Учение о бытии и теория познания (Онтология – учение о бытии).

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете об онтологии – учении о бытии: о происхождении и устройстве мира, о современных онтологических представлениях, а также о пространстве, времени, причинности и целесообразности».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность

2.3. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Дайте определение формально-логического метода философии.

3.2. Дайте определение диалектического метода философии.

3.3. Дайте определение прагматического метода философии.

3.4. Дайте определение системного метода философии.

3.5. Назовите три уровня философии.

Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы начнем рассматривать основные вопросы философии, конкретно – онтологию, или учение о бытии. Под запись. «Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Оно представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Рассмотрением бытия занимается такой раздел философии, как онтология.

Онтология (от греч. óntos — сущее и logos – слово), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). Каждая философская система опирается на определенные онтологические представления, составляющие её основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.

Соответственно, на такой вопрос философии, как происхождение и устройство мира, каждая философская система отвечала по-разному. Античная философия – мир происходит от одного из первоначал (земля, воздух, вода или огонь), средневековая философия – мир создан Богом (впоследствии уточнили – не ранее 5508 г. до н.э.), на современном этапе развития науки основополагающей считается теория Большого Взрыва, или постоянного расширения Вселенной.

Современные онтологические представления представляют мир многослойным, многоликим и разнонаправленным. В мире видится 4 слоя (снизу вверх): физически-материальный, органически живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из слоев развивается по своим законам и принципам. При этом более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично.

Пространство – единого определения этого термина не существует. Пространство определяется математиками, физиками, художниками и т.д. Онтология считает, что пространство реально, не способно осуществлять какую-либо деятельность и в целом является ресурсом, применимым только к нашей Вселенной.

Время – закономерная координация сменяющих друг друга явлений. Онтология выделяет два разных класса времени: первый включает единственный объект – материальное, объективное, природное время со свойствами, определенными физическими законами; второй содержит множество различных нематериальных времен, свойства которых зависят от связанных с ними субъектов или сообществ (личное, психологическое, социальное, историческое, политическое и пр.). Общим онтологическим свойством всякого времени является способность обусловливать существование прошлого, настоящего и будущего и являть изменчивость, процессуальность, динамику, становление, развитие.

Причинность – связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои основания, которые называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями (иногда — действиями). Причинность есть внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится. Существует общий принцип причинности, который гласит: «Будущее не влияет на прошлое».

Целесообразность – соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, модель которого представляется в качестве цели. Также целесообразность трактуют как целевую определенность или целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину. Понятие целесообразности связано с целеполаганием как существенным элементом человеческой деятельности, характеризующим как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека, прежде всего - процесс труда.

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Перейдите по ссылке http://enc-dic.com/enc_epist/Celesoobraznost-822.html и запишите в тетради, почему целесообразность не во всех случаях может быть целенаправленностью.

Наши рекомендации