ОНТОЛОГИЯ (от греч. Ontos— сущее и logos— слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии

Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д

Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия (подробнеесм.: Модули 5, 6, 7).

Философия природы, илинатур философия (от лат. rtatura—природа) — древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos— человек)— философское учение о человеке.

Социальная философия (отлат. socium— общество)— наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания,посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности.

.ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. gnosis—знание) — учение о познании, теория познания.Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форми способов познания существующего мира.

Эпистемология (отгреч. episteme— знание)— учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Следующим послеонтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика(отгреч. logos—слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.

Основным разделом логики является формальная логика — учение о формах рассуждений ,рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель.Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской.

Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia— отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. ethos— обычай,характер) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

В рамках этики выделяются этология — наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia—ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

Эстетика (от греч. aisthetikos— чувствующий,чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания.

3.направления философии

ОНТОЛОГИЯ (от греч. Ontos— сущее и logos— слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии - student2.ru

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответствен­но материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны ос­новного вопроса философии можно выделить такие направле­ния, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса философии пред­ставляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

Материализм(так называемая "линия Демокрита")— направ­ление в философии, сторонники которого считали, что в отно­шениях материи и сознания первичной является материя.

В материализме выделяется особое направление — вульгар­ный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолю­тизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее меха­нической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Идеализм ("линия Платона")— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания пер­вичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Со­гласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• идея первична;

• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельно­го существования и является воплощением "мира идей";

• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют незави­симо от нашего сознания.

— материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализмкак философское направление был основан Декар­том. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (об­ладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии пред­ставлена:

• эмпиризмом (сенсуализмом);

• рационализмом.

Основателем эмпиризмаявляется Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основоположником рационализма(от лат. ratio — разум) счи­тается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достовер­ное) знание может быть выведено только непосредственно из ра­зума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — дея­тельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм(Ницше, Шопенгауэр).

Представители гностицизма(как правило, материалисты) счи­тают, что:

• мир познаваем;

• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики

(как правило, идеалисты):

• мир непознаваем;

• возможности познания ограничены познавательными воз­можностями человеческого разума.

-проблема экзистенционализма,то есть проблема человека, его су­ществования, управления собственным духовным миром, взаимо­отношений внутри общества и с обществом, его свободного вы­бора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

4.сущность диалектики и метафизики

Метафизика адекватно описывает простые системы: механические, физические и химические; диалектика адекватно описывает сложные системы:биологические и социальные. В целом обе теории движения и развития находятся в отношении дополнительности, т. к. источник движения предмета может быть как внутренним, так и внешним.

Диалектика есть такое понимание мира и такой способ мышления, которое дает возможность рассматривать предметы и явления в многообразии всех связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. Своим предметом имеет всеобщие законы универсума.

В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учение о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно); способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант); всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель); учение и метод, выдвигаемые в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс, Ленин)

Сущностную основу составляют универсальные законы: единства и борьбы противоположностей (учение о развитии природы, общества, мышления – всем предметам свойственны внутренние противоречия, кот является источником развития и движения), перехода количественных изменений в качественные (колич изм-я накапливаясь вызывают качеств), отрицания отрицания (единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового с относительным повторением моментов предыдущего).

Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработана категория субстанция, которая выражает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые, она (субстанция) и существует.

5.филосовское мировоззрение и отличие

философское мировоззрение – это теоретический уровень мировоззрения, это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение. Философия обобщает достижения науки и культуры, всей человеческой истории, выступая в форме теоретического мировоззрения, высшего по отношению к мифологии и религии как исторических типов мировоззрения, предшествующих философии. Решение мировоззренческих вопросов в философии происходило под иным углом зрения, чем в мифологии и религии, а именно – с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры.


Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического:

̶ философское мировоззрение основано на знании

̶ философское мировоззрение рефлексивно (имеет место обращённость мысли на саму себя);

̶ философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему);

̶ философское мировоззрение опирается на чёткие понятия и категории.

Отличие философского мировоззрения от обыденного заключается в том, что обыденное, жизненно-практическое мировоззрение опирается на здравый смысл, присущий каждому человеку. Оно формируется стихийно, как бы само собой под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, а философское же мировоззрение создается сознательно, все его элементы тщательно продумываются, проходят испытание критикой. Разработка такого мировоззрения требует большой подготовки и творческих усилий.

6.особенности философского уровня мышления

Основные особенности философского типа мышления: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов; КРИТИЧНОСТЬ - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы..
Философское мышление ориентировано не только на раскрытие общих принципов и законов познавательного и практического взаимодействия человека с миром, но и на постижение смысла жизни человека, ценностей и перспектив его существования в изменяемом им мире.

Философское мышление – это способ самоанализа человеком своего внутреннего мира, средство духовного развития, самоочищения и формирования идеалов.

главное свойство сознания – его идеальность – способ воспроизведения реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, духовно. Идеальное существует как вплетенное в материальное, в нейрофизиологические структуры и процессы, в систему знаков, во взаимодействие человека со средой. Идеальное выступает как продукт и форма человеческого труда, преобразования природного материала и общественных отношений. Одно из свойств сознания – идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи, без чего невозможны рост и обогащение сознания. Данное свойство

Сознание обладает свойством объективности, т.е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности. Направленность сознания на внешний мир, его восприятие и осознание соседствуют с рефлексией – вглядыванием личности в себя, самопознанием.Сознанию присуща способность целеполагания - предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бытия в мире. Сознание «осваивает» вещи, явления, объекты не только ради любопытства, но и в практическом для человека значении, в их отношениях к его потребностям и интересам.

Практическое задание

1. Униве́рсум (лат. universum, «совокупность, общность» или лат. summa rerum «совокупность всего», «мир как целое», «всё сущее») — в философии — совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы, то есть объективная реальность во времени и пространстве.

Общий смысл понятия

Древнегреческие философы-атомисты понимали универсум, как множество неисчислимых пребывающих и разрушающихся миров, возникающих из движения материи.[1]

Древнегреческий философ-идеалист Платон отрицал утверждение атомистов множественности миров, отождествляя универсум с видимым миром, Немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц полагал, что универсум это «множество всех возможных миров», из которых лишь один — наш мир — реален, а все остальные возможно осмыслить только логическим путём, то есть непротиворечивым образом представляя возможные факты или связи вещей.

2. Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением.

В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся централь-ной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют обще-культурное значение.

Бытие Универсума, очень маленькая, которого технологически освоена человеком, остальная большая реальность охвачена только мысленно, если же представлять Универсум в целом, то человеческому разуму это становится не по силам.

3.Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия.

4. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть "форма согласования мысли с действительностью". Но есть, разумеется, и отличия. Во-первых, каждая отрасль науки концентрируется на своей узкой предметной области. Во-вторых, наука в своей деятельности абстрагируется от проблемы ценностей. Она задает конкретные вопросы — "почему?", "как?", "откуда?". Но для философии ценностный аспект является краеугольным камнем, благодаря которому вектор развития направлен на поиск ответов к вопросам "зачем?" и "для чего?".

Философия, как известно, – это буквально «любовь к мудрости». Но столь же известно, что на протяжении последних трех-четырех веков философия меньше всего занимается мудростью. Oсобенно современная философия: как англо-американская, так и континентальная; как социально-радикальная, так и лингвистически-герметичная. -Если в мифологии мудрость не выделялась в качестве особого объекта рефлексии и длительное время приписывалась богам, то философия сделала ее предметом размышлений.

Правда, первоначально философия рассматривалась не в качестве самой мудрости, а как стремление к ней, как любовь к истине, исследование мудрости вещей и мира в целом. До нас дошло предание, что Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости, поскольку сама мудрость дана лишь богам, а не людям.

Таким образом рассмотрение философии через призму мудрости в различных вариациях мы встречаем на протяжении всей предшествующей истории философии. И сегодня вряд ли целесообразно отказываться от этой давней традиции, поскольку в данном понимании философии отражается ценностное отношение человека к миру. Именно поэтому философия последнее время чаще рассматривается не только как знание, но и в качестве мудрости, противостоящей рассудку.

5.ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии.

проблемапознания. проблема диалектики. проблема ценностей.сущности пространства и времени. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

6. Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями, теоретическая модель бытия в соотнесении с жизнью человека, его духовностью и активностью, которая формируется на определенном этапе исторического развития.

Основанием философской картины мира, на базе которого выстраивается соответствующее видение и осмысление мира, выступают знания. Проблемы мира и проблемы самого человека очень тесно переплетаются. Следует и то, что философская картина мира носит конкретно-исторический характер. Она исторически обусловлена временем появления и формирования, своей совокупностью знаний, которая характеризует уровень познания и освоения мира человеком. Так, философская картина мира, оформленная в эпоху античности, существенно отличается от современной философской картины мира.

Очень важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является характер самого знания. Так, философское знание имеет всеобщий и общий, универсальный характер. Естественнонаучное знание носит преимущественно конкретно-частный характер и отвечает критериям научности. Оно проверяемо, нацелено на воспроизведение природных предметов и процессов или их использование для жизни людей. Для религиозного знания характерна догматическая вера в религиозно-сверхъестественное или религиозно-прак­тическое (культовое).

Философская картина мира выстраивается (описывается) с помощью своего категориального аппарата. Конструируемая модель мира требует соответствующей системы понятий, а также набора слов в суждениях при помощи которых она может быть описана.

7.Мифология (от греч mythos - рассказ и logos - слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; все этносы своим первым мировоззрением имеют мифологию, которая содержит в своей в основе миф-вымышленную рассказ, произведение народной фантазии, в котором явления природы или культуры подаются в наивно-антропоморфной форме Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, ду же похожие мифы существуют у разных народов, в разных частях мира и, во-вторых, миф был единственной универсальной формой сознания Он отражал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался В мифологическом сознании закреплены поэтическое богатство и мудрость различных народОВ.

РЕЛИГИОЗНАЯ ФОРМА

Это более зрелая форма мировоззрения, чем мифология В ней бытия постигается не мифическими, а другими способами выделим следующие: а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, а следовательно, преодолевает ется характерна для мифа неделимость человека и природы б) мир раздваивается на духовный и телесный, земной и небесный, естественный и сверхъестественный, к тому же земной начинает рассматриваться как следствие природного Мифологические же персонажи живут в феноменальном мире (на горе Олимп, на горе Меру т.п.) в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому - в объекты этого мира надо е рыть Вера и выступает главным средством постижения бытия г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность

д) если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главным является достижение единства человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

8. Значение философии:

1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.

2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.

3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.

4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.

Философия необходима для формирования независимого, творческого, самостоятельного мышления. Опыт истории философии учит критически относиться к навязываемым в любом обществе мышлению человека стереотипам, выгодным для тех, кто именно сегодня господствует в экономической, политической и духовной жизни. Философская культура является важной предпосылкой ятя выработки собственной позиции, причем позиции доказательной, опирающейся на веские аргументы. "

гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух.

- социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, - культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; - отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации.

9.представители направлений

Материалисты — Демокрит, Гераклит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. Идеалисты — Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Дуалисты — Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс. Диалектики — Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс. Метафизики— П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.). Эклектики— Потамон, У. Джеймс. Гностики—. Это — Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс. Агностики— Д. Юм, И. Кант, Э. Мах. Скептики— Секст Эмпирик, Д. Юм. Монисты— Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах. Позитивисты— О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, научного выражения. Феноменологи— Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.. Экзистенциалисты— К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев Герменевты— В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер. Персоналисты развивали Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Козлов, Ф. Якоби, М. Шелер, Э. Мунье, Д. де Ружмон, П. Лендсберг. Структуралисты — К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт.

Наши рекомендации