Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации
Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции.
Принципы организации и деятельности органов государственной власти – требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти.
Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитетагосударственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.
Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне.
Единство системы государственных органов РФ обеспечивается единообразным порядком образования органов, учреждаемых федеральным законом, наделением органов государственной власти едиными общими полномочиями. Законодательные органы правомочны принимать законы, исполнительные – организуют их исполнение, осуществляют оперативное текущее государственное управление. При этом каждый орган государственной власти, действуя в соответствии со своей компетенцией, реализует общие (единые) государственные цели и задачи. Ведь орган государства вне зависимости от своей видовой принадлежности, уровня (федеральный орган или орган субъекта РФ) призван обеспечивать достижение общих (общесоциалъных, а значит, общегосударственных) интересов. Всякий орган государства по этой причине выступает элементом общей системы государственных органов.
Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов. Так называемые «остаточные» полномочия входят в предмет ведения исключительно субъектов Федерации и в данном случае субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Субъекты Российской Федерации при образовании ими органов государственной власти и установлении порядка их формирования и функционирования обязаны обеспечивать соблюдение основ конституционного строя Российской Федерации как общих для Российской Федерации и ее субъектов конституционных ценностей и правовых императивов (статья 77, часть 1, Конституции Российской Федерации). Исходя из действующего федерального конституционного регулирования, государственная власть в субъектах Российской Федерации должна базироваться на тех же принципах формирования и функционирования, включая выборность и сменяемость, что и федеральная государственная власть.
Вместе с тем, по смыслу указанных статей Конституции Российской Федерации и конкретизирующего их пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту Российской Федерации принять собственный нормативный акт, который после принятия федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним.
Важнейший принцип системы органов государственной власти – принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов – Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации.
С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления.
Соответствующие органы и должностные лица становятся носителями государственной власти в результате свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа на основе волеизъявления большинства и осуществляют свои полномочия в пределах и формах, определяемых Конституцией Российской Федерации и законами, причем право на осуществление властных полномочий предоставляется только на определенный срок (срок легислатуры).
Принцип приоритета прав личности, означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти (ст. 2 Конституции).
Еще один принцип системы органов государственной власти – принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.
Закрепленный в ст. 10 Конституции принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную является важнейшим принципом организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации.
Вместе c тем, по точному замечанию В. Е. Чиркина, «не все действующие государственные органы в России “укладываются” в триадуст. 10 Конституции РФ». По его мнению, к числу таковых особенных государственных органов можно отнести: прокуратуру, Центральную избирательную комиссию, Конституционный Суд России, конституционные и уставные суды субъектов. Кроме этого, возникают вопросы относительно определения места и роли в системе организации государственной власти таких новых для отечественного государствоведения государственно-правовых институтов, как институты уполномоченных по правам человека, ребенка и других категорий граждан; парламентского финансового контроля за расходованием средств государственного бюджета (Счетная палата Российской Федерации) и др.
В этой связи представляются актуальными в науке государствоведения исследования правовой природы и особенностей правового положения указанных государственных органов, определения их места и роли в системе организации государственной власти Российской Федерации.
Суть принципа (теории) разделения властей выражается в трех составляющих:
· государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельно осуществляет только присущие ей функции;
· взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляется посредством системы «сдержек и противовесов», которая направлена на ограничение узурпации государственной власти;
· исходя из положений Конституции о едином источнике государственной власти в России – народе, органы законодательной, исполнительной и судебной власти в совокупности составляют единую систему власти.
В настоящее время в большинстве современных конституций зарубежных стран под давлением общественного мнения и демократических движений принцип разделения властей закреплен в качестве основополагающего демократического принципа организации государственной власти.