Принципы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Принципы организации и деятельности государственных органов представляют собой основополагающие начала построения и функционирования всей системы государственных органов. В Конституции Российской Федерации и в соответствующих федеральных законах закреплены важнейшие из них. Это следующие принципы:

1. Единство системы государственной власти в Российской Федерации базируется на концепции разделения властей. Принцип единства системы государственной власти обусловливает единообразие принципов формирования и функционирования системы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Осуществляя единую государственную власть, государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с принципом разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную и при соблюдении требований основ конституционного строя, являются носителями общегосударственных интересов на соответствующем уровне.

2. Выборность государственных органов в Российской Федерации, имея универсальный характер, реализуется в специфических формах и вариантах при формировании соответствующих государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации. Значительная часть государственных органов в Российской Федерации создается путем выборов.

В первую очередь, путем выборов образуются законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации избирается глава государства - Президент Российской Федерации.

3. Участие граждан Российской Федерации в формировании (выборах) и деятельности органов государственной власти. Участие граждан в формировании органов государственной власти достигается не только посредством выборов.

В части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации говорится о праве граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

4. Коллегиальность и единоначалие в деятельности государственных органов в Российской Федерации.

Понятие «коллективность» охватывает совместную деятельность любой по численности и составу группы людей.

К коллегиальным государственным органам могут быть отнесены прежде всего выборные представительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, а также выборные представительные органы в муниципальных образованиях. Действующее федеральное конституционное законодательство, федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации знает два вида кворума: во-первых, для открытия и проведения заседания и, во-вторых, для принятия федерального конституционного закона, федерального закона или иного решения представительного органа государственной власти.

Коллегиальным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации. Единоначальные государственные органы - Президент Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы администраций муниципальных образований. Единоначальными являются также федеральные министры, руководители других федеральных органов исполнительной власти, а также руководители структурных подразделений в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Гласность в деятельности государственных органов Российской Федерации. Гласность - это одно из непременных условий демократии, предпосылка сознательного участия граждан в управлении делами государства. Гласность предусматривает возможность для населения быть в курсе дел государственных органов и органов местного самоуправления, гласность должна дать народу полную картину того, как работают государственные органы и органы местного самоуправления, какие задачи стоят перед ними; граждане должны знать не только результаты деятельности соответствующих органов, но и методы достижения этих результатов.

6. Законность в организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации. С объективной стороны законность предполагает наличие режима законности в стране. С субъективной стороны законность - один из принципов организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который представляет собой требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов и основанных на них иных нормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их общественными объединениями.

Наши рекомендации