Современные теории сущности государства и права
Существующие теории сущности государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития.
Теория элит. Теория элит возникла в начале ХХ века (работы В. Парето, Г. Моски). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества – его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьбы за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.
Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х годах ХХ века и получила значительное распространение. Ее сторонниками были Т. Веблен, Г. Саймон, Д. Белл. по сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны менеджеры. Именно они способны определять действительные потребности общества, оптимальные пути его развития. В результате управления становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.
Теория плюралистической демократии. Эта теория возникла в ХХ в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль. Теория отражает политические взгляды либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы перестали существовать, власть утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединенных групп (страт), образующихся по различным признакам – возраст, профессия, место жительства, круг интересов и пр. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.д. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через общественные организации, оказывает давление на органы государства и направляет государственную политику.
Теория государства всеобщего благоденствия. Она возникла после Второй мировой войны и явилась противопоставлением ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений. Ее основателями были А. Пигу, К. Боулдинг и др. Суть теории в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения. Положительная сторона теории в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека.
Теория «технократического государства». Ее основой является успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники. Считают, что дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать многие вопросы государства управления: например, можно будет проводить опросы и голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной техники, компьютеров.
Теория конвергенции. Она появилась в 50-60-х гг. ХХ в (работы Д. Галбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.) Данная теория прогнозирует дальнейшее развитие государства и рассматривает взаимное влияние двух систем: капиталистической и социалистической. Происходит обмен между этими двумя государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, формам деятельности и т. д.
Теория правового государства. Вся деятельность государства должна основываться на праве и осуществляться правовыми средствами (см. с. 56).
Понятие и признаки государства.
Как видим в мировой теории нет общепринятого определения государства. Г. Еллинек определяет государство как обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей; Л. Дюги полагает, что государство означает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть; Н. М. Коркунов считает, что государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленными мирными порядками; по Л. А. Тихомирову, государство – это союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью.
В марксистской литературе неизбежно подчеркивается, что государство есть орудие насильственного подавления одним классом, занимающим экономически и политически господствующее положение в обществе, других классов, что оно является орудием классового угнетения. Представляется, что такая характеристика не является ни главной, ни абсолютной.
Государство, будучи основным политическим институтом системы классового общество, призвано, главным образом, осуществлять управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, поддержание установленного и охраняемого порядка общественных отношений, нормальной функционирование всех социальных институтов. Основным средством осуществлении публичной власти является государственное принуждение, которое и в самом деле может носить в ряде случаев классовый характер, но во многих других случаях оно такого характера не имеет и является внеклассовым, или надклассовым.
Государство – это суверенная организация политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций.
Как политический институт государство характеризуется рядом специфических признаков. Признаки государства делятся на основные и дополнительные.
Основные признаки государства:
1) публичная власть - наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функций управления и принуждения (аппарат чиновников, суды, армия, полиция и т.д.);
2) государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри и вне страны и возможность свободно и самостоятельно выполнять стоящие перед ним задачи;
3) территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды – 12 морских миль от линии максимального отлива; воздушное пространство на высоте 100 км, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственно территории космические объекты, территория военных баз).
4) национальная правовая система - наличие системы права как главного инструмента управления обществом, т.е. созданных или одобренных государством норм социального поведения, исполнение которых обеспечивается, в частности, государственным принуждением;
5) система налогов и сборов – регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства;
6) возможность легализованного принуждения; государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.
Дополнительные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единые системы мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы и т. д.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Понятие и общая характеристика элементов.
Форма государства – организация и устройство государственной власти, отражающее особенности исторического, экономического, национального развития страны, уровень развития демократии и культуры населения.
Она состоит из трех элементов: форма правления, территориального устройства, государственного режима.
Элементы формы государства:
1. Форма правления – это элемент устройства государства, который характеризует порядок формирования высших органной государственной власти, государственного управления и их функционирования.
По формам правления различают:
Монархию – верховную власть, формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству.
Различают:
· монархию абсолютную (монарх обладает всей полнотой власти);
· монархию ограниченную (власть монарха ограничена каким-либо выборным органом);
· монархию сословно-представительную (ограничение власти монарха сословно-представительными органом); монархию дуалистическую (формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом);
· монархию парламентарную (власть монарха ограничена парламентом).
Республику – власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, характеризуется разделением властей, главой государства является президент.
· республику аристократическую (участие в формировании высших органов управления принимает меньшинство);
· республику демократическую (весь народ принимает участие в формировании высших органов управления);
· республику парламентарную (высший орган исполнительной власти и высшие должностные лица назначаются парламентом как высшим органом законодательной власти);
· республику президентскую (высший орган исполнительной власти формируется президентом, президент избирается народом, является главой государства и главой исполнительной власти).
монархическая форма правления; во втором – республиканская.