Современные учения о предмете и методах исследовании теории государства и права

Современные учения о предмете и методах исследовании теории государства и права

Теория государства и права изучает объективные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также непосредственно связанных с ними общественных отношений и форм сознания.

Предметом общей теории государства и права считают также правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В учебнике В.Н Хропанюка отмечается, что «предметом теории государства V права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права». Более емким является определение предмета общей теории государства и права, согласно которому эта наука изучает «...наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанные с ними и сопутствующие им иные социальные явления и процессы». М.И Байтин отмечает, что «предмет теории государства и права составляют: ^закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2)сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3)основные государствен но-правовые понятия, общие для всей юридической науки».

Всю совокупность методов, применяемых в современной теории и практике, можно представить в виде такой системы:

1. Всеобщие методы. 2. Общенаучные методы. 3. Частнонаучные методы. 4. Дисциплинарные методы. 5. Междисциплинарные методы.

Всеобщие методы - это философские методы исследования, выражающие наиболее универсальные принципы мышления, категориальный аппарат науки, распространяющиеся на все области знаний. Среди них можно выделить диалектику, метафизику, феноменологию, герменевтику

Общенаучные методы - Они выступают в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Такими методами являются дедукция, индукция, системный подход, метод анализа, синтеза и др. Дедукция^- это переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего. Индукция - это вид рациональной оценки (интерпретации) фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с определенной степенью правдоподобия. Метод систематизации исследует объект не изолированно, а как целостную систему с выполнением ее многообразных типов связей. Метод анализа и синтеза^ это процесс мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.

Частнонаучные методы исследования — это такие методы, которые применяются только в естественных или только в общественных науках вообще и/ в конкретной науке в частности (сравнительно-правовой, социально-правовой эксперимент, методы выработки правовых решений, толкования норм права и т.д.).

Дисциплинарные методы - это методы, которые применяются при изучении только определенной, конкретной дисциплины (методы общей теории государства и права - формально-юридический и нормативно-юридический методы). Формально-юридический метод (догматический) применяется для познания определенного аспекта, элемента права как нормативного явления, при изучении понятий и служит для установления смысла правовой нормы путем ее толкования. Нормативный юридический метод изучения права направлен на исследование нормативных свойств норм права без анализа содержащихся в них конкретных правил поведения.

Междисциплинарные методы ~ это методы, которые применяются при исследовании комплексных, родственных или нескольких различных учебных дисциплин.

Методы исследования теории государства и права

(см. №1)

Сущность права и ее аспекты

Иеринг понимал под сущностью права защиту индивидом собственных интересов. В отечественной литературе сущность права понимают как возведенную в закон государственную волю (в советском праве имелась в виду воля трудящихся). Сущность права тесно связана с социальным назначением того или иного класса с его потребностью для определенной социальной общности Другие считают, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях. Чтобы не допустить ошибки или подмены согласованной воли волей класса (нации или государства), следует использовать критерий, ограничивающий правовое от неправового. - справедливость. Право не может быть несправедливым Право в своей сущности есть выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, устанавливающая в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально 3«ачи-мых отношениях. Однако фактически в праве переплетены классовый, общесоциальный, религиозный, национальный и другие аспекты. Идеологической основой всей правовой системы могут быть идея пользы и идея справедливости, которые могут выступать в этой роли либо поочередно, либо одновременно.

Религиозные источники права

Религиозные источники права - это религиозные предписания священных книг. Они имели большое значение в феодальном праве. Под действие религиозных норм попадали многие семейные, наследственные отношения. В настоящее время они не потеряли своей значимости в странах, где конституционно закреплена какая-либо государственная религия. Источники: мусульманские (Коран-непоспедственное откровение учение Аллаха, сунна-содержит высказывания Аллаха в адрес Мухаммеду относительно традиций, иджма-восполняет пробелы своими поучениями кот сущ-ют в Коране и Сунне, кияс-это рассуждения по аналогии на основе Сунны и иджмы, мусульманские з-ны - шариат), иудей-скне(старый завет, талмут, декларация о независимости 15 мая 47г. Израиля, знэн «о юрисдикции Раввин су-дов!953г.»,з-он «о гражданстве», древний сказ млегенды, нравоучительные беседы, притчи, мудрые изречения.), цер-ковиые(главный источник библия, на практике в кач-ве источника используется настольная книга священнослужителя, божественное право, церковное з-во, каноны, обычаи, прецеденты, мнения авторитетных канонистов, внутрицер-ковное з-во и внешнецерковное, гос-ое зак-во по церковным делам).

Субъекты обычного права

(см. № 20)

Все лица, кот подпадают под дей-е этого права на опред терр.(где дей-ет обычное право). Возрожд обычн пр(Ингушетия - многоженство). Регулирующая роль зак-ва снижается, обычай вытесняет зак-во. Узаконивание обычая.

Аспекты формы государства

По вопросу о содержании понятия формы государства в отечественной юридической науке до 1917 года считалось, что в ее структуре имеете* два основных элемента - форма государственного устройства (или форма правления) и форма территориального устройства (единства) государства. Понятие «форма государственного устройства» предполагало смену положения верховного органа власти и принцип его отношений с другими центральными органами государства, а также принцип их формирования. Две основные формы государственного устройства - республика и монархия - считались производными от общей формы государства. Чичерин «Государственное устройство определяется строением верховной власти, которая является владычествующим элементом в государстве. Различное строение верховной власти составляет различие образов правления».

Понятие территориального устройства государства опосредовало принцип отношений между центральной и местной вдостыд-и их органами. Русские -ЮРИСТЫ XIX - начала ХХ^.-(ЙО территориальному устройству) соединенные и единые. Соединенные - в процессе длящихся отношении включали в свой состав не менее двух государств и имели правовой титул (международные союзы, оккупация, конфедерация, реальная уния (соединение двух государств), союзное государство или федерация).

Едиными государствами считались те, которые в своем составе не содержали каких-либо территориальных образований, где верховная власть имела бы ограничения.

В 50-х гг. выделили третий элемент формы государства - политический режим, характеризующий форму осуществления государственной власти. Отмечалось, что республике Советов в ходе ее развития были присущи в разные периоды режим военного коммунизма, режим НЭП, режим сплошной коллективизации н ликвидации кулачества как класса, режим чрезвычайного военного положения.

В годы Великой Отечественной Войны 194J-1945 гг. действовал политический режим «чрезвычайного военного положения», за нарушение которого можно было попасть под трибунал.

Политический режим постсталинизма в СССР характеризовался как политический режим общенародного государства, допускавший «расширение демократических прав н свобод трудящихся на прочной конституционной основе». 198,5 года «перестройка» экономической и общественно-политической жизни страны, по своей сути, явилась новой формой политического режима.

Следующий этап изменения формы политического режима в Российской Федерации связан с насильственной ликвидацией власти Советов осенью 1993 г. Принятие с использованием методов политического мошенничества Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. закрепило в стране новую форму правления, для которой подходит название - президентская монархия. Президент узурпировал осенью 1993 г. всю государственную власть в стране, и эту узурпацию закрепила Конституция от 12 декабря 1993 г.

Субъекты законности

Су&ьектами э-ти м.б. и гос-во и roc-ые органы и отдельные граждане. В узком смысле - исключ-но гр-не(не работники ПО). Соотношение субъектов права и с-ов з-ти: суб-кт права-это лицо кот может являться носителем прав и обязанностей, участником правоотношений; суб-кт зак-ти является носителем прав и обязанностей, участником правоотношения. Субъект права в рабовл. общ-ве м б свободные. В феодальном общ-ве - субъекты права принадлежали феодальному слою. В капит-ом окнц-ве - субъекты формально равны. Если в узком понимании зак-ти не каждый субъект права является субъектом зак-ти. Нет равенства м/у обычным граж-ом и работником гос. органов. С т.з. узкого понимания з-ти: гр-ин нарушает не зак -ть, а правопорядок. 3-ть- строгое неукоснительное собл-ие норм зак-ва (правового). Многие авторы определяют законность как политико-правовой режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни. Законность - это «политико-правовой режим деятельности гражданского общества и государства, в котором органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица единообразно понимают и применяют действующие в обществе законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют и соблюдают их наряду с гражданами и их объединениями».

Определения законности классифицируют на нормативистские и юридические. С точки зрения нормативистского подхода законность - это строгое, полное и неукоснительное исполнение законов и подзаконных НПА всеми субъектами права государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. С точки зрения юридического подхода (сторонников теории правового государства) законность - это «идея, требование и система реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».

Другая точка зрения понятия законности в узком и широком смыслах состоит в следующем в широком аспекте - это требование соблюдать законы всеми субъектами права, а в узком аспекте - соблюдение законов должностными лицами госорганов, госаппарата. Поэтому нарушение законов, совершенное гражданами и другими лицами, - это не нарушение законности, а нарушение правопорядка в обществе. Граждане лишь могут участвовать в выявлении нарушений должностными лицами законов (законности), способствовать их неукоснительному исполнению.

Сущность правосознания

Как и другие формы общественного сознания, правосознание производится общественными субъектами, взаимодействующими друг с другом в процессе правовой деятельности.

Правосознание зародилось в раннеклассовом обществе из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Сначала оно существовало в устной форме в виде запретов, возмездия, представлений о порядке, справедливости, затем фиксировалось письменно. Правовая мысль длительное время существовала в лоне мифологического и религиозного сознания. В средние века правосознание характеризовалось: 1) дифференциацией по сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства как естественного явления, 2} зависимостью от религии.

Ценность закона для людей, долг строго следовать его предписаниям наблюдались в древнем, средневековом обществах, которые были более религиозными, чем общество нового времени. Это было связано с идеями богоус-тановленности права.

Цравостнонне - это совокупность взглядов, представлений, мотивирующих правомерное поведение и служащих источником для законотворческого процесса, влияющих на реализацию права, его применение и соблюдение. Правосознание - это исторически развивающееся явление. Оно непосредственно связано с правом.

Способы толкования права.

Эффективность толкования зависит от уровня правосознания толкователя. Способы толкования - относительно обособленная совокупность приемов анализа правовых актов я правил толкования. Однако общепризнанными способами толкования являются языковой (или грамматический), исторический и систематический. Спорным является выделение логического толкования. Логическое толкование предполагает самостоятельное использование законов и правил логики.

Для устранения неясностей, которые возникают при грамматическом толковании норм права.

В качестве самостоятельного способа толкования выдвигается специально-юридический Специально-юридическое толкование - совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодательства. Анализ конкретных приемок этого толкования показывает, что они могут быть отнесены к той или ивой разновидности общепризнанных способов толкования.

Грамматическое (филологическое или языковое) толкование есть совокупность специальных приемов, направляемых на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматический смысл всего предложения, группы предложений. Здесь выясняются род, число, падеж имея существительных и прилагательных, лицо, время, число и вид глаголов, значение употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания и т.д. При таком толковании нужно выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. При грамматическом толковании правовой нормы необходимо специально остановиться на выяснении отдельных терминов.

Разъяснение таких терминов нередко дастся в самих законах и других нормативно-правовых актах. Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях, важно установить их действительный смысл, нетюередствекно заложенный самим правотворческим органом.

Историко-политическое толкование - уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил, социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и само появление акта. Систематическое толкование ~ уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, с учетом их места н значения в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. Все нормы нуждаются в систематическом толковании, особенно нормы отсылочные и бланкетные. Систематический способ толкования основывается на взаимосвязи и взаимодействии норм в процессе регулирования и заключается в том, что при толковании одной нормы используются знания о других нормах, взаимосвязанных с ней. Систематическое толкование имеет особо важное значение для органов, применяющих нормы права. Оно является необходимым условием правильной квалификации юридических дел.

Функциональный способ толкования опирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует, применяется толкуемая норма права. Этот способ толковании является новым и еще не разработан окончательно в юридической науке. При функциональном толковании используются оценки и аргументы, относящиеся к сфере политики, правосознания, учитываются и конкретно-юридические факторы, существующие на момент толкования нормы права, а иногда и обстоятельства кон1сретной ситуации.

Эволюционный - изучаются все изменения в праве. Специально-юридический - используются опред-ые юр. правила.

Стадии толкования права

1) Уяснение 2) Разьяененке(общее правило). РУяснепие - обязательный этап толкования закл-ся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя. Эго интеллектуальная деятельность, кот. имеет свои определенные закономерности. 2) Стадам критики истинности нормы права: 1-уяснение о том явл-ся ли толкуемые нормы обязательными нормат-ми предписаниями т.е. правовые они или нет. Это высшая критика уяснения. 2-выяснение подлинности текста, кот. толкуем (низшая критика) 3)Рвпяснате-утгп Т при кот лито той или иной форме раскрывает содержание норм права для др. субъектов. Важен ? о принципах кот. используются при толковании права: I) конкретности-норма не д содержать отступ в историю ?-са, а заним-cs объяснением конкретного содержания смысла данной нормы. 2)герменевтичсского круга-известна была еще в эпоху средневековья. Тогда шла речь о док-ве бытия бога. Верю-мыслю (понимаю)-верю.(с тл. теологов) 3)спирали-один раз прочли норму права( первое впечатление м.б. неверным: не задумываться о недостатках надо прочесть еще несколько раз и м. быть будут видны ошибки 4)историзм8-что предшествовало норме как она совершенствовалась до этих пор. 5)объективности-часто что-то делается субъективно в силу разного мировоззрения, убеждения.

Эффективность правовых норм

Эффективность юридических норм - это результат их реализации на практике. Юридические нормы по своему содержанию и качеству бывают разными. Юридическое понятие "эффективность" означает положительное воздействие юридической нормы на общественные отношения. Положительность выявляется следующим образом: должны улучшаться успония жизни общества - тогда воздействие положительно.-Оценивать положительность нормы нужно с помощью категории "цель" - достигнута ля цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом. -Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными средствами и с малыми издержками.-Нужно соотносить результат с издсржками.-Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер жизни, а достижение га-рантированности прав и свобод на практике. Это две составные части эффективности действия юридической нормы -гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни. Эффективность зависит от целого ряда факторов: -Правильности отражения юридической нормой закономерностей развития общественной жизни. -Уровня правосознания и правовой: культуры людей'. -Информированности субъектов общественных правоотношений о действующих нормах -Уровня правовой законности и правопорядка и т.д.

Дискретность права

Дискретность-прерывность. Война 41-45. когда были оккупации то право не действовало.

Современные учения о предмете и методах исследовании теории государства и права

Теория государства и права изучает объективные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также непосредственно связанных с ними общественных отношений и форм сознания.

Предметом общей теории государства и права считают также правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В учебнике В.Н Хропанюка отмечается, что «предметом теории государства V права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права». Более емким является определение предмета общей теории государства и права, согласно которому эта наука изучает «...наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанные с ними и сопутствующие им иные социальные явления и процессы». М.И Байтин отмечает, что «предмет теории государства и права составляют: ^закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2)сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система; 3)основные государствен но-правовые понятия, общие для всей юридической науки».

Всю совокупность методов, применяемых в современной теории и практике, можно представить в виде такой системы:

1. Всеобщие методы. 2. Общенаучные методы. 3. Частнонаучные методы. 4. Дисциплинарные методы. 5. Междисциплинарные методы.

Всеобщие методы - это философские методы исследования, выражающие наиболее универсальные принципы мышления, категориальный аппарат науки, распространяющиеся на все области знаний. Среди них можно выделить диалектику, метафизику, феноменологию, герменевтику

Общенаучные методы - Они выступают в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Такими методами являются дедукция, индукция, системный подход, метод анализа, синтеза и др. Дедукция^- это переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего. Индукция - это вид рациональной оценки (интерпретации) фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с определенной степенью правдоподобия. Метод систематизации исследует объект не изолированно, а как целостную систему с выполнением ее многообразных типов связей. Метод анализа и синтеза^ это процесс мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.

Частнонаучные методы исследования — это такие методы, которые применяются только в естественных или только в общественных науках вообще и/ в конкретной науке в частности (сравнительно-правовой, социально-правовой эксперимент, методы выработки правовых решений, толкования норм права и т.д.).

Дисциплинарные методы - это методы, которые применяются при изучении только определенной, конкретной дисциплины (методы общей теории государства и права - формально-юридический и нормативно-юридический методы). Формально-юридический метод (догматический) применяется для познания определенного аспекта, элемента права как нормативного явления, при изучении понятий и служит для установления смысла правовой нормы путем ее толкования. Нормативный юридический метод изучения права направлен на исследование нормативных свойств норм права без анализа содержащихся в них конкретных правил поведения.

Междисциплинарные методы ~ это методы, которые применяются при исследовании комплексных, родственных или нескольких различных учебных дисциплин.

Наши рекомендации