Тема 1. Современные проблемы предмета и метода теории права и государства

Потребность в обобщенной системе знаний в контексте институционализации юридической науки. Общетеоретические вопросы права и государства как наука.

“Предмет” теории государства и права как проблема науковедения, Необходимость разграничения объекта и предмета научного исследования. Философское обоснование данного разграничения. Объективная реальность. Познание как форма отражения объективной действительности. Государственно-правовая действительность. Теоретические положения как идеальная, логически очищенная форма.

Попытки разграничить объект и предмет теории государства и права в юридической литературе. Л.И. Спиридонов и его сторонники об объекте реальности, объект познания и предмете науки. Последователи разграничения объекта и предмета теории государства и права: В.С. Нерсесянц, В.М. Сырых и др. Попытки отделить предмет теории государства и права от самой науки в отечественной юридической литературе. Г.В.Ф. Гегель о недопустимости такого разделения.

Множественность определений предмета теории государства и права в отечественной юридической литературе. Расширительная трактовка предмета теоретико-правовой науки. Ш.Л. Монтескье о нежелательности расширительной трактовки предмета.

Проблемы структуры теории государства и права. Разночтения структуры теории государства и права с позиции объектов её исследования предмета в отечественной юридической литературе.

Теория права в качестве науки, изучающей общие юридические понятия и принципы Институциональная обособленность теории права и политологии в западной юридической науке. Теоретико-правовая наука в России. Победа “вульгарного” марксизма в интерпретации А.Я. Вышинского. Превращение теории права в теорию государства и права. Теоретико-правовая наука в постсоветской России.

Попытки отделить теорию права от теории государства в современной российской науке, исходя из различий в объектах их исследования. Дуализм объектов познания и единство предмета теории государства и права. Принципиальное единство и предметная совместимость понятий “государство” и “право”. Предметообразующее и вторичное понятия.

Теория государства и права как отрасль научного знания и учебная дисциплина: общее и особенное. Цели и функции науки и учебной дисциплины. Объективность и субъективность в научном исследовании и преподавании. Наличие у учебной дисциплины собственного предмета и метода: обзор точек зрения, высказываемых в российской юридической науке.

Проблемность в науке и проблемность в преподавании. Систематизация теоретико-правовых проблем, требующих освещения при изучении данной учебной дисциплины.

Характеристика теории права и государства с позиций классификации науки. Теория государства и права как общественная, теоретическая (обобщающая, объясняющая), фундаментальная, аналитическая и «нормативная» наука.

Значимость общенаучного и общетеоретического характера предмета теории государства и права для юриспруденции как системы юридического научного знания.

Система юридической науки, её структурные элементы, их характеристика. Междисциплинарные связи теории права и государства с юридическими дисциплинами. Теория права и государства как исходная и методологическая наука. Интегративная функция теории права и государства в системе юридического знания.

Значимость общенаучного и общетеоретического характера теории права и государства для неюридических наук. Общетеоретические и методологические междисциплинарные связи теории права и государства с естественными и неюридическими общественными науками.

Единство предмета и метода науки.

Различные трактовки понятия “метод” в отечественной юридической науке. Метод юридической науки с позиций либертарно-юридической концепции правопонимания. Юридическая теория как форма выражения юридического метода в действии. В.М. Сырых о собственном содержании понятия “метод”. Понятийный аппарат теории государства и права в качестве объективной основы методов познания применяемых данной наукой.

Метод и методологический принцип. Познавательно-установочный характер методологического принципа. Познавательная установка и активное движение познающей мысли.

Метод и методология. Отечественные и зарубежные исследователи о различных подходах к пониманию методологии. Значение методологических проблем и путей их решения для научной юриспруденции.

Методы, используемые в юридической науке для приращения нового знания.

Необходимость упорядочивания методов научного познания. Критерии классификации методов юридической науки. Критерий “познавательный потенциал метода”. “Размытость” критерия и неоднозначность его трактовки в российской юридической литературе. Различия предлагаемых классификаций общих и частных методов научного исследования. Классификация научных методов в соответствии со стадиями, этапами юридического познания.

Наши рекомендации