Учет скидок при определении контрактной цены ввозимого товара
В коммерческой внешнеторговой практике имеют место случаи, когда на формирование цены оказывают влияние различного рода скидки, предоставляемые продавцом покупателю. В этих случаях возникает вопрос: должны ли все эти скидки каким-либо образом учитываться при определении таможенной стоимости? Общее требование, необходимое для учета при определении таможенной стоимости таких скидок, - это факт использования их покупателем. Таким образом, мы опять возвращаемся к понятию "цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате". В этом случае, если покупателем может быть однозначно доказано, что действительно за товар уплачена цена с учетом соответствующей скидки и эта скидка является общепринятой в коммерческой практике (как по ее величине, так и условиям предоставления), то и при расчете таможенной стоимости должна учитываться реально использованная скидка.
В настоящее время насчитывается свыше 40 видов всевозможных скидок. Наибольшее распространение получили следующие виды скидок:
а) общая (простая) скидка;
б) скидка за оборот (бонусная);
в) скидка за количество или серийность;
г) скидка на условия платежа;
д) дилерские скидки;
е) специальные скидки на пробные партии товара и заказы;
ж) сезонные скидки;
з) скидка за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара в счет приобретения у нее же нового.
Пример 1. Импортируется товар, цена которого составляет 100 000 долл. Продавец предоставляет скидку с цены в размере 25% (25 000 долл.). Покупателю выставлен счет на сумму 75 000 долл. Для признания этой скидки таможенными органами необходимо, чтобы размер скидки соответствовал общепринятому в данной отрасли промышленности и документально было подтверждено, что эта цена за единицу проданного товара зависит от количества проданных единиц.
Пример 2. Импортируется товар, цепа которого составляет 100 000 долл. Согласно условиям контракта, если оплата за товар производится в течение двух недель после получения товара, то предоставляется скидка 3%, в течение четырех недель - 2% и более четырех недель - скидка не предоставляется. Если к моменту таможенного оформления покупателем уже произведена оплата за поставленный товар в сумме 97 000 долл., то эта сумма берется в основу определения таможенной стоимости.
Таким образом, если по условиям контракта была предусмотрена скидка с фактурной цены и к моменту таможенного оформления счет оплачен с учетом такой скидки, то в основу определения таможенной стоимости принимается фактически уплаченная сумма (т.е. скидка учитывается). Таможенный орган может при необходимости затребовать банковские документы, подтверждающие данный платеж, а покупатель обязан предоставить таможенному органу платежно-расчетные документы, подтверждающие оплаченную им в действительности сумму (цена нетто).
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1).В соответствии с Законом о таможенном тарифе первым методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В этом случае согласно ст. 19 Закона о таможенном тарифе таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию РФ товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ (до порта или иного места ввоза).
На практике это означает, что при проведении оценки товаров необходимо в максимально возможной степени использовать метод 1. И только когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к следующим методам оценки. Метод используется при выполнении четырех условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
o установлены совместным решением органов ТС;
o ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
o существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.
Взаимосвязанными признаются лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
а) являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;
б) являются юридически признанными деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
в) являются работодателем и работником, служащим;
г) какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем 5% или более выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;
д) одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
е) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
ж) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
з) являются родственниками или членами одной семьи.
В случае если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами и при этом на основе информации, предоставленной лицом, декларирующим товары, или полученной таможенным органом иным способом, обнаруживаются признаки того, что взаимосвязь продавца и покупателя повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то таможенный орган в письменной форме сообщает лицу, декларирующему товары, об этих признаках. Лицо, декларирующее товары, должно доказать отсутствие влияния взаимосвязанности продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.
Согласно ст. 19 Закона о таможенном тарифе, а также ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (в ред. Протокола от 23 апреля 2012 г.), при использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее включены:
а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ:
o стоимость транспортировки;
o расходы но погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
o страховая сумма;
б) расходы, понесенные покупателем:
o комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;
o стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
o стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на вывоз оцениваемых товаров:
o сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
o инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
o материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и др.);
o инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории РФ и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;
г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.
Эти расходы должны быть добавлены к цене. На практике такая поправка к цене получает отражение в специальном разделе декларации таможенной стоимости в виде соответствующего дополнительного начисления. Однако данные поправки или доначисления к цене должны производиться лишь при условии, что:
а) эти расходы или платежи действительно имеют место
и, следовательно, подтверждаются документально, т.е. они должны выполняться на основе объективных и подлежащих количественной оценке данных. Если определение этих данных не представляется возможным, то таможенная стоимость не может быть определена по методу 1;
б) эти платежи еще не включены в цену товара;
в) эти платежи оплачиваются покупателем.
Одновременно декларантом могут быть указаны подлежащие исключению из цены сделки суммы расходов, фактически понесенных за операции по доставке товара после ввоза на таможенную территорию РФ, т.е. от места ввоза до места доставки товара, при наличии документального подтверждения этих расходов.
При осуществлении поставки по договору купли-продажи или иному договору, когда, по мнению декларанта, возможно применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами, декларантом представляются следующие документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость:
o учредительные документы декларанта;
o договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
o счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара;
o биржевые котировки в случае, если ввозится биржевой товар;
o транспортные (перевозочные) документы;
o страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки;
o счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или заявлены вычеты этих расходов из цены сделки;
o копия ГТД и декларации таможенной стоимости, принятых по первой поставке по контракту или но поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений и (или) соглашений к контракту, которые повлияли на сведения, указанные в первом листе ДТС-1, поданной при первой поставке (если меняется место таможенного оформления товаров);
o другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В случае необходимости таможенным органом могут быть затребованы дополнительные документы:
1) контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке;
2) счета за платежи третьим лицом в пользу продавца;
3) счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;
4) бухгалтерская документация;
5) лицензионные или авторские соглашения;
6) экспортные (импортные) лицензии;
7) складские квитанции;
8) заказы на поставку;
9) каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;
10) калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна ее предоставить российскому покупателю);
11) другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости (ДТС).
При рассмотрении документов, предъявленных в подтверждение таможенной стоимости, необходимо с особой тщательностью проверить соответствие взаимосвязанных показателей различных документов. При выявленном несоответствии между данными, содержащимися в представленных документах, метод 1 не может быть применен.
Для того чтобы было возможным использование документов в качестве подтверждающих таможенную стоимость, эти документы должны содержать:
o подробные реквизиты продавца и покупателя;
o условия поставки;
o перечень товаров с указанием по каждому из них цены за единицу товара и общей стоимости товара;
o необходимые подписи и печати;
o реквизиты контракта, к которому они относятся;
o скидки (при их наличии по условиям контракта), приведенные в контракте и счете-фактуре с указанием условий их предоставления.
Кроме этого в контракте и (или) в приложениях к нему, являющихся его неотъемлемой частью, также должны иметься данные:
а) о характере сделки (т.е. является ли рассматриваемая сделка сделкой купли-продажи, консигнационным соглашением (товарным кредитом), договором комиссии, аренды и т.п.);
б) об условиях поставки товара;
в) о перечне ввозимых товаров на ассортиментном уровне;
г) об объеме (количестве) ввозимого товара;
д) о цене за единицу товара (в валюте контракта) и общей сумме контракта;
е) требованиях к его качеству;
ж) об установленном порядке предъявления претензий в связи с фактическим несоответствием количества и качества товара условиям контракта;
з) о порядке и месте разрешения разногласий между продавцом и покупателем (арбитражные условия);
и) об условиях и сроках платежа.
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами (метод 2).В таможенной практике имеют место случаи, когда невозможно определить стоимость сделки с ввозимыми товарами либо не выполняются условия применения первого метода определения таможенной стоимости и, следовательно, таможенная стоимость не может быть определена по методу 1.
Это бывает тогда, когда:
а) ввозимые товары не являются предметом продажи;
б) продажа товаров связана с ограничениями, касающимися пользования или распоряжения ввозимыми товарами;
в) продажа сопровождалась определенными условиями, вследствие чего реальная стоимость товаров не может быть определена, либо отсутствует необходимая информация для расчета соответствующих поправок к цене и осуществлению ее корректировок;
г) продажа осуществлена между взаимозависимыми сторонами и при этом зависимость сторон оказала влияние на величину цены сделки; и т.д.
В этих случаях для определения таможенной стоимости используется альтернативная база оценки, которой является метод 2 "Оценка по цене сделки с идентичными товарами" (ст. 20 Закона о таможенном тарифе, ст. 6 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС). Суть данного метода заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с идентичными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.
Таким образом, в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, товары, выбранные для сравнения, должны быть ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне, что и ввозимые (оцениваемые) товары.
Если эти характеристики различаются, то цена сделки с идентичными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий к сопоставимому виду. Метод 2 применяется при выполнении следующих условий:
1) товары проданы для ввоза на территорию РФ;
2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
3) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность).
Под идентичным товаром понимается товар, одинаковый во всех отношениях с оцениваемым товаром, в том числе по следующим признакам:
o физические характеристики;
o качество и репутация на рынке;
o страна происхождения;
o производитель.
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных. В качестве таких незначительных различий рассматриваются (признаются): размер, этикетки, цвет (если он не является существенным ценообразующим фактором).
Для того чтобы отвечать критерию идентичности, сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.
Товары, произведенные различными лицами в одной и той же стране, могут рассматриваться как идентичные товары только в том случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары. Таким образом, как устанавливает Закон о таможенном тарифе, при использовании метода 2 определения таможенной стоимости:
а) товары не считаются идентичными оцениваемым с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется идентичных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;
в) товары не считаются идентичными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.
При применении данного метода оценки необходимо по возможности использовать продажу идентичных товаров на одинаковых коммерческих условиях (уровнях) и примерно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Когда случаи подобной продажи не выявлены, можно использовать имевшую место продажу идентичных товаров в соответствии с одним из следующих трех условий:
1) продажа на тех же коммерческих условиях, но в разных количествах;
2) продажа на различных коммерческих условиях, но примерно в тех же количествах;
3) продажа на различных коммерческих условиях и в других количествах.
С учетом выявленных различий должна быть сделана соответствующая корректировка базовой (исходной) цены сделки с идентичными товарами для компенсации различий в коммерческих условиях, в количестве продаваемого товара (с использованием посредников или нет), а также других различий в составе и уровне дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Корректировка производится декларантом на основе достоверных и документально подтвержденных сведений.
В случае если при применении настоящего метода выявляются более одной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами (метод 3). Данный метод вступает в силу, если не выполняются условия применения методов 1 и 2 определения таможенной стоимости.
Суть метода 3 "Оценка по цене сделки с однородными товарами" (ст. 21 Закона о таможенном тарифе, ст. 7 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС) заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.
Таким образом, в качестве основы для определения стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, Закон о таможенном тарифе требует, чтобы товары, выбранные для сравнения, были ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне, что и ввозимые (оцениваемые) товары.
Если эти характеристики различаются, то цена сделки с однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий в сопоставимый вид. Метод 3 применяется при выполнении следующих условий:
1) товары проданы для ввоза на территорию РФ;
2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
3) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае если однородные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу РФ ее обоснованность).
Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемым товарам и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:
o качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
o страна происхождения;
o производитель.
При использовании метода 3 определения таможенной стоимости необходимо иметь в виду, что:
а) товары не считаются однородными с оцениваемыми, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;
в) товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.
Исходя из этих требований при решении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные, необходимо проанализировать следующие их параметры:
а) физические характеристики, т.е. размер и форму, уровень технических и других характеристик, метод изготовления;
б) материалы, из которых изготовлены товары, например стеклянные предметы или предметы из пластика, драгоценные металлы или черные металлы, ткань или бумага и т.д.;
в) функции и сфера применения;
г) коммерческая взаимозаменяемость. При этом необходимо учитывать качество товара, его репутацию на рынке и наличие товарного знака.
При применении метода 3 должна сначала использоваться информация по продаже однородных товаров на одних и тех же коммерческих условиях и приблизительно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Когда случаи такого рода продаж не выявлены, можно использовать продажу однородных товаров, имевшую место в соответствии с одним из следующих трех условий:
1) продажа на тех же коммерческих условиях, но в разных количествах;
2) продажа на различных коммерческих условиях, но приблизительно в тех же количествах;
3) продажа на различных коммерческих условиях и в разных количествах.
Требования по приведению условий сделки как с однородными, так и с идентичными товарами в сопоставимый вид с условиями ввоза оцениваемых товаров одинаковы.
В случае если при применении настоящего метода выявляется более одной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
В том случае, если в распоряжении декларанта или таможенного органа нет информации о таможенной стоимости ни идентичных, ни однородных товаров, то необходимо переходить к другим методам оценки. При этом следует помнить, что по желанию декларанта может быть изменена последовательность применения методов 4 и 5.
При определении таможенной стоимости по методу по цене сделки с идентичными (однородными) товарами для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляются документы, которые ранее были представлены для подтверждения обоснованности применения метода 1 для определения таможенной стоимости рассматриваемых идентичных (однородных) товаров, цена сделки с которыми выбрана в качестве основы для определения таможенной стоимости. К таким документам относят:
o ГТД и ДТС (форма ДТС-1);
o договор купли-продажи (контракт) и дополнительные соглашения к нему;
o счет-фактуру (инвойс);
o банковские платежные документы (если счет был оплачен), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;
o транспортные (перевозочные) документы;
o страховые документы, если они имелись в зависимости от условий поставки;
o счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или были вычтены из нее при определении таможенной стоимости;
o акт таможенного досмотра, акт повторного таможенного досмотра (если он производился);
o другие документы, которые были представлены для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении метода 1 в отношении идентичных (однородных) товаров.
Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости (метод 4).Рассмотренные ранее методы оценки товаров в таможенных целях базировались на цене сделки, а именно: на цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1), на цене сделок либо с идентичными товарами (метод 2) либо с однородными товарами (метод 3). Однако бывают ситуации, когда оказывается невозможным использовать имеющиеся цены сделок или отсутствуют требуемые сделки. В этих случаях, как предусматривается Законом о таможенном тарифе, установившем иерархию системы методов определения таможенной стоимости, следует переходить к другим альтернативным методам оценки.
При этом в отношении методов 4 "Метод на основе вычитания стоимости" и 5 "Метод на основе сложения стоимости" Закон о таможенном тарифе разрешает изменение последовательности их применения: после метода 3, по желанию декларанта, может быть использован как метод 4, так и метод 5. Это вызвано тем, что эти два метода могут представлять весьма существенные трудности при их практическом применении.
Метод 4 определения таможенной стоимости используется в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории РФ без изменения своего первоначального состояния. При использовании метода вычитания стоимости в качестве базы (основы) для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории РФ (внутреннем рынке) не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
В основе метода 4 лежит выбор цены, по которой товары продаются в Российской Федерации. Использование в рамках метода 4 только цен продажи в Российской Федерации оцениваемых товаров существенно ограничило бы рамки применения этого метода, поэтому как международные нормы, так и российское законодательство предусматривают возможность использования в рамках данного метода продаж идентичных или однородных товаров.
Для использования цены продажи на внутреннем рынке оцениваемых, идентичных или однородных товаров в качестве основы для определения таможенной стоимости эта продажа должна отвечать следующим условиям:
а) товары должны быть проданы в Российской Федерации в неизменном состоянии, т.е. в том же состоянии, в котором они были ввезены;
б) ввезенные, идентичные или однородные товары должны продаваться одновременно с ввозом оцениваемых товаров или во время, достаточно близкое ко времени ввоза оцениваемых товаров; допускается использовать данные по продажам, состоявшимся не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров;
в) при отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, покупатель может, при соблюдении установленных требований, использовать цену единицы товара, прошедшего переработку, с проведением соответствующей корректировки на стоимость, добавленную в процессе переработки. Покупателю при этом потребуется подтвердить (обосновать) таможенному органу правильность произведенной им корректировки, так как корректировка должна основываться на объективных и количественно определяемых данных. Основу расчетов должны составлять принятые формулы и методы определения стоимости работ по переработке товаров в соответствующих отраслях производства;
г) покупателем не должны прямо или косвенно поставляться продавцу бесплатно или по сниженной пене товары или услуги, использованные для производства и продажи для ввоза в Российскую Федерацию импортируемых товаров;
д) первый покупатель ввезенных товаров на внутреннем рынке РФ не должен быть связан с продавцом (импортером) оцениваемых, идентичных или однородных товаров.
Для того чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены, из нее необходимо выделить те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, т.е. те затраты, которые произведены после ввоза данных товаров на территорию РФ и не должны быть включены в таможенную стоимость.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о таможенном тарифе из цены товара вычитаются следующие компоненты:
а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;
в) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
При выборе продаж, данные по которым могут использоваться для определения таможенной стоимости по методу 4, необходимо учитывать приведенные ниже положения.
Для данного метода используются те же понятия идентичности и однородности товаров, которые даны Законом о таможенном тарифе применительно к методам 2 и 3. Под взаимозависимостью сторон, в отличие от ст. 19 Закона о таможенном тарифе, понимается взаимозависимость между импортером и покупателем на российском рынке, однако используются те же критерии взаимозависимости, которые даны в ст. 19 Закона о таможенном тарифе.
Вводя понятие "продажа товара на территории РФ", Закон о таможенном тарифе подчеркивает, что в рамках данного метода должны рассматриваться только продажи, осуществленные в Российской Федерации, т.е. предназначенные для потребления внутри страны, а не для экспорта.
Закон о таможенном тарифе устанавливает временные рамки применения метода 4 - не позднее 90 дней с даты ввоза. По сути это означает, что если нет продаж на момент ввоза, то можно рассматривать некоторый период времени до ввоза и после ввоза. Реальные, разумные границы этого периода должны определяться в каждом случае индивидуально, с учетом конкретной отрасли производства, конъюнктуры рынка, сезонности, но в течение не более 90 дней с даты ввоза.
Понятие продажи товаров в неизменном состоянии означает следующее. Операции производственного характера (включая сборку), а также дальнейшая обработка товаров рассматриваются как операции, изменяющие состояние ввезенного товара. В то же время товар будет считаться не изменившим состояние в том случае, если были произведены операции по удалению иностранных упаковочных материалов, консервантов, а также простая переупаковка товаров для внутреннего рынка. Такие естественные изменения, как усушка товара, его испарение (для жидкостей) также рассматриваются как сохранение товаром неизменного состояния. В том случае, если нет продаж оцениваемых, идентичных или однородных ввезенных товаров в неизменном состоянии, то возможно использование в качестве базы для расчета продажной цены за единицу этих товаров на рынке РФ после их дальнейшей обработки на территории РФ с учетом поправок на стоимость этой обработки.
Одним из центральных вопросов данного метода оценки является выбор цены, по которой наибольшее агрегированное количество товара было продано после ввоза в страну покупателям первого коммерческого уровня, не связанным с продавцом (импортером).
Для определения наибольшего совокупного (агрегированного) количества суммируются все продажи товара по данной цене. Наибольшее общее количество единиц товара, проданных по одной цене, и будет представлять наибольшее совокупное (агрегированное) количество единиц товара.
Как уже отмечалось, п. 4 ст. 22 Закона о таможенном тарифе предусматривает, что в том случае, если отсутствуют случаи продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в неизменном состоянии, то по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, подвергшегося обработке. При этом определение цены товара, подвергшегося обработке, осуществляется с учетом требований, рассмотренных выше. Кроме исключения расходов, предусмотренных п. 3 ст. 22 Закона о таможенном тарифе, в данном случае из цены обработанных товаров необходимо вычесть стоимость обработки после ввоза. Эти вычеты должны базироваться на объективных и поддающихся количественной оценке данных, относящихся к стоимости этой обработки.
Однако метод 4 не может быть применим к товарам, прошедшим обработку, в том случае, если в результате обработки после ввоза товары потеряли свои прежние свойства. Не применяется метод 4 и когда ввезенный товар после обработки не потерял свои качества, но составляет весьма незначительную часть конечного продукта. Например, ввозятся автомобильные радиоприемники, которые устанавливаются на отечественные автомобили. Несмотря на то что приемник сохранил все свои качества, определять его стоимость на основе продажной цены готового автомобиля по методу 4 не оправдано.
При установлении достаточного количества товара, по которому может быть принята базовая (исходная) цена для определения таможенной стоимости, должны учитываться следующие моменты.
Если все партии товаров проданы за один раз, то эту продажу следует рассматривать как количество, достаточное для установления цены. Однако если продается лишь часть товара, то решение о достаточности проданного количества должно приниматься индивидуально для каждого конкретного случая, учитывая рыночную практику торговли подобными товарами.
При определении таможенной стоимости по методу на основе вычитания стоимости для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляются:
o учредительные документы лица, которому проданы оцениваемые, идентичные или однородные товары;
o договоры купли-продажи (контракты), по которым оцениваемые, идентичные или однородные товары проданы на внутреннем рынке РФ;
o оформленные в установленном порядке счета-фактуры, выставленные при продаже товаров на внутреннем рынке РФ;
o банковские платежные документы (если счета-фактуры оплачены);
o бухгалтерские документы, отражающие затраты, связанные с ввозом и реализацией товара на территории РФ;
o другие документы, требующиеся для подтверждения заявленной цены за единицу товара и расходы, подлежащие вычету из нее.