Учет формирования и изменения цены товара

Цены на товары в розничной торговле устанавливаются исходя из конъюнк- туры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств товаров. Эти цены называются свободными розничными ценами. Ука- занные цены формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно, кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим зако- нодательством. Торговая надбавка формируется с учетом издержек обращения,

в том числе транспортных расходов по доставке товаров от поставщика (в зави- симости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене пред- приятия-изготовителя или цене закупки товаров и условий поставки, указанных

в договоре на поставку), других расходов по закупке и продаже товаров роз- ничных торговых организаций, налога на добавленную стоимость, а так же прибыли. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ус-

танавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам:

– на продукты детского питания;

– лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

– на товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при учебных заведениях;

– на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза товаров.

Поскольку продажная цена представляет собой сумму цены поставщика и торговой надбавки, в первичной бухгалтерской документации должен быть до- кумент, увязывающий эти два показателя между собой и являющийся докумен-

тальным подтверждением расчета. Этот документ должен быть составлен в ви-

де реестра розничных цен и, содержать следующую информацию:

– наименование поставщика;

– наименование товара;

– цену поставщика на данный товар;

– торговую надбавку (в процентах к цене поставщика и в денежном выра-

жении);

– НДС в торговой надбавке (в процентах к цене поставщика и в денежном выражении);

– продажную (розничную) цену.

Пример 1.2. Приобретены товары и приняты к учету. Цены поставщиков

(без НДС) за единицу товара: скатерть – 300 руб., салфетка – 120 руб., полотен-

це – 60 руб., одеяло – 980 руб. Установлены торговые надбавки, в процентах:

30, 45, 40, 50 соответственно.

Составить реестр розничных цен с учетом суммы НДС в торговой надбавке.

Решение представлено в табл. 1.2.

Реестр розничных цен

Таблица 1.2


    № п/п     Наименование товара     Поставщик товаров   Цена пост, руб. Торговая над- бавка, руб. НДС в торговой надбавке, руб.   Цена прод., руб.
  % Сумма, руб.   % Сумма руб.
Скатерть АО«СсТ» 300,00 90,00 70,20 460,20
Салфетка ЧП«ИКС» 120,00 54,00 31,32 205,32
Полотенце АО«МИГ» 60,00 24,00 15,12 99,12
Одеяло МУП«ТО» 980,00 490,00 264,60 1734,60


Если торговая организация не является плательщиком НДС, сумма торговой

надбавки рассчитывается без учета этого налога.

Оформленный на каждую поставку реестр розничных цен служит докумен-

тальным обоснованием операции начисления торговой надбавки при принятии товаров к учету.

При переоценке (изменении цен) товаров продажные цены могут снижаться

(уценка) и повышаться (дооценка). Порядок проведения и отражения переоцен-

ки товаров в бухгалтерском учете зависит от установленного в организации торговли варианта оценки товаров. Под оценкой товаров понимается выбор их учетной цены: фактическая себестоимость или продажная стоимость.

В большинстве магазинов товары учитываются по продажным ценам. Это обусловлено тем, что при продаже товаров покупателям не выписываются до- кументы, а на сумму покупки на контрольно-кассовой машине кассиром печа-

тается чек, который показывает стоимость реализованных товаров по продаж- ным ценам. В этих условиях при необходимости всегда легко определить учет- ный остаток товаров на любой момент времени, что немаловажно для органи- зации контроля сохранности товаров.

Каждой организацией розничной торговли самостоятельно определяется и закрепляется положениями учетной политики методика расчета цен на основе существующих методов ценообразования:

– на основе уровня текущих цен;

– на основе суммы средних издержек и прибыли;

– на основе определенной ценности товара;

– на основе анализа безубыточности и др.

При выработке учетной политики определяется метод расчета надбавок, ис-

ходя из продажной цены либо исходя из себестоимости товаров.

Товары, поступившие в организацию розничной торговли безвозмездно или принятые к учету по результатам инвентаризации как излишки, оцениваются по рыночной стоимости. Рыночная стоимость объекта оценки – наиболее вероят- ная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются ка- кие-либо чрезвычайные обстоятельства. Определить стоимость объекта оценки

организация может самостоятельно или с помощью оценщика. При этом со- гласно Постановлению Правительства РФ от 06.07.2001 г. № 519, датой прове- дения оценки является календарная дата, по состоянию на которую определяет-

ся стоимость объекта оценки, а цена – денежная сумма, предлагаемая или упла-

ченная за объект оценки или его аналог. Аналог объекта оценки – сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характери-

стикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состо-

явшейся при сходных обстоятельствах.

Существует несколько подходов к оценке объектов: затратный, сравнитель-

ный, доходный.

Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оцен-

ки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в

отношении которых имеется информация о ценах сделок с ним.

Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оцен-

ки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Постановлением Правительства № 519 определены следующие виды стои-

мости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости:

а) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует допол-

нительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи сво-

бодно обращающихся на рынке товаров;

б) стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта,

аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату про-

ведения оценки;

в) стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, иден-

тичного объекту оценки, с применением материалов и технологий;

г) инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки,

определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

д) стоимость объекта оценки для целей налогообложения – стоимость объ-

екта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвен- таризационная стоимость);

е) ликвидационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки в

случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции (публичная оферта) аналогичных объектов;

ж) утилизационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки,

равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

з) специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения ко- торой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются ус- ловия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в стандартах оценки.

Таким образом, стоимость принятых к бухгалтерскому учету товаров в кор-

респонденции со счетом 91/1 – «Прочие доходы организации», подтверждается документом – отчетом об оценке, составленным специалистами торговой орга- низации или профессиональным оценщиком по договору.

В п. 4.1 Методических рекомендаций по формированию и применению сво-

бодных цен и тарифов на товары, продукцию, услуги указано, что свободные розничные цены определяются розничными торговыми организациями само- стоятельно. Следовательно, возможно изменение размера торговой надбавки, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Основанием для пере- оценки товаров является распоряжение руководителя организации. При исполь- зовании стоимостной схемы учета товаров проводится инвентаризация пере- оцениваемых ценностей. При использовании натурально-стоимостной схемы учета товары можно переоценивать без проведения инвентаризации, по данным бухгалтерского учета. На дату проведения переоценки составляется инвентари- зационная опись-акт, в которой указываются:

– наименование товара;

– сорт товара;

– количество товара;

– цена товара до и после переоценки;

– стоимость товара в старых и новых ценах;

– сумма уценки или дооценки.

Факт уценки товаров в пределах ранее установленного размера торговой надбавки отражается в бухгалтерском учете методом «красного сторно».

Уценка товаров ниже цены их приобретения производится в соответствии с

порядком, изложенным в ПБУ 5/01 «Учет материально производственных запа- сов». Так, товары, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо ко- торые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качест-

во, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене воз-

можной реализации. Если эта цена ниже фактической себестоимости, то разни-

ца в оценке относится на прочие расходы организации.

Если уценка товаров превышает установленный размер торговой надбавки,

в учете организации розничной торговли необходимо сделать запись по сниже- нию стоимости товара с отнесением суммы уценки на прочие расходы органи- зации.

Дооценка товаров, производимая по основаниям, изложенным выше, увели- чивающая размер торговой надбавки, в бухгалтерском учете отражается как операция по формированию продажной стоимости товаров.

В организациях розничной торговли, осуществляющих учет товаров без ис-

пользования счета 42 «Торговая наценка», изменение цен (переоценка товаров)

в зависимости от конъюнктурных колебаний и других причин, в бухгалтерском

учете не отражается. Эта процедура не затрагивает цену товаров, по которой они числятся в бухгалтерии. В этом случае продажная цена переоцениваемых,

на основании приказа руководителя, товаров меняется только в ценнике, в прайс-листе или в прейскуранте.

Уценка производится на весь остаток товаров, по которым установлено

снижение цены. В бухгалтерском учете этот факт хозяйственной деятельности отражается или не отражается в зависимости от применяемых цен.

Скидки представляют собой сумму, на которую снижается продажная цена товаров, реализуемых определенному покупателю. Покупатель должен выпол-

нить условия продавца для получения скидки. Так как скидка предоставляется только на ту часть товаров, которая продана конкретному покупателю, то оста- ток товаров (независимо от наличия или отсутствия факта предоставления

скидки по реализованным ценностям) должен отражаться в учете организации продавца по установленным ценам без скидки. Скидки на товары указываются

в ценниках. На основании определения Конституционного Суда Российской

Федерации за отсутствие ценников на реализуемые товары предусмотрены штрафы. Таким образом, скидка предоставляется только на реализуемые това- ры, а уценке подвергаются остатки товаров. Общее между уценкой и скидкой заключается только в том, что в результате их проведения происходит сниже- ние продажной цены товаров. В табл. 1.3 отражена корреспонденция счетов по учету изменения цены товаров.

Корреспонденция счетов по учету изменения цены товаров

Таблица 1.3


  № п/п     Факты хозяйственной жизни Корреспондирующие счета
  Дебет   Кредит
  Снижение торговой надбавки – уценка товаров (отрицатель- ная запись).   41-2   42-1
  Снижение суммы НДС в торговой надбавке – уценка товаров (отрицательная запись).   41-2   42-2
  Снижение фактической себестоимости товара – уценка това- ров   91-2   41-2
Увеличение торговой надбавки – дооценка товаров 41-2 42-1
  Увеличение суммы НДС в торговой надбавке – дооценка то- варов   41-2   42-2
Списание торговой надбавки – возврат товаров поставщику 42-1 41-2
  Списание суммы НДС в торговой надбавке – возврат товаров поставщику   42-2   41-2
Снижение стоимости тары – уценка 91-2 41-3
Снижение стоимости тары – разница в ценах 41-3
  Снижение стоимости товаров на ответ хранении по согласованию с собственником - ванию с собственником    
  Снижение стоимости товаров на комиссии по согласованию с собственником    

Пример 1.3. По приказу руководителя магазина скидка на приобретаемые товары, потерявшие первоначальное качество при экспонировании, установле-

на в размере 10 % от продажной стоимости товара. Согласно учетной политике, организация розничной торговли учет товаров осуществляет в продажных це- нах и является плательщиком НДС. В учетном периоде (месяц) продан диван с

экспозиции. Стоимость приобретения этого товара – 118 000 руб., в том числе

НДС (18 %). Торговая надбавка – 50 %. Покупатель оплатил товар в сумме

159 300 руб.

Отразить факты хозяйственной жизни магазина.

Решение представлено в бухгалтерских записях к примеру:

1. Д 41-1 «Товары в розничной торговле» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приняты к учету полученные от поставщика товары на сумму

100 000 руб.(118 000 : 118 х 100);

2. Д 19 «НДС по приобретенным ценностям» К 60 «Расчеты с поставщиками

и подрядчиками» – отражен НДС в сумме 18 000 руб. по принятым к учету то-

варам. (118 000 : 118 Х 18);

3. Д 41-1 «Товары в розничной торговле» К 42-1 «Торговая наценка» – от-

ражена торговая надбавка, включенная в продажную цену товаров, в сумме

50 000 руб. (100 000 х 50 : 100);

4. Д 41-1 «Товары в розничной торговле» К 42-2 «НДС в торговой наценке»

– отражена величина НДС, включенного в продажную цену товаров, в сумме

27 000 руб. ((100 000 + 50 000) х 18 / 100);

5. Д 50 «Касса» К 90-1 «Выручка» – отражена выручка, поступившая в кас-

су, в сумме 159 300 руб.;

6. Д 41-1 «Товары в розничной торговле» К 42-1 «Торговая наценка» – от-

ражена торговая скидка в сумме 15 000 руб. (красное сторно);

7. Д 41-1 «Товары в розничной торговле» К 42-2 «НДС в торговой наценке»

– отражена величина НДС, включенного в продажную цену товаров, в сумме

2 700 руб. (красное сторно).

Таким образом:

– сумма реализованной торговой надбавки составила 35 000 руб.(50 000 –

– 15 000);

– сумма НДС в реализованной торговой надбавке составила

24 300 руб.(27 000 – 2 700).

Учет тары

Согласно ст. 481 ГК РФ (если иное не предусмотрено договором), продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением то- вара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Тара – это вид материально-производственных запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения товаров. В методических рекомендаци-

ях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвер-

жденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. № 119н, рекомендуется

вести учет тары в зависимости от материала, из которого она изготовлена, по следующим видам:

– тара из древесины;

– тара из картона и бумаги;

– тара из металла;

– тара из пластмассы;

– тара из стекла;

– тара из тканей и нетканых материалов.

В составе тары учитываются также материалы и детали, предназначенные специально для изготовления и ремонта тары, так называемые тарные материа-

лы: детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное, пробка кор-

ковая и полиэтиленовая, фольга и др.

Получение тары от поставщиков оформляется теми же документами, что и получение товаров, с указанием в них наименования тары, отличительных при- знаков, количества, цены и стоимости тары.

На тару, не указанную отдельно в сопроводительных документах поставщи- ков, но которую можно использовать на какие-либо цели, составляют акты о принятии тары к учету (форма ТОРГ-5).

Порядок расчетов и уровень цен за тару определяются контрагентами при заключении договоров на поставку товара.

Тару по функциональному назначению делят на непосредственно упаковку

и внешнюю упаковку.

Упаковка характерна тем, что она неотделима от вложенного в нее товара

(флаконы для духов, жестяные банки для упаковки кофе, пластмассовые бу-

тылки для напитков и др.) и может быть использована самостоятельно только после расходования товара, находившегося в ней. Стоимость такой тары, как

правило, включается в себестоимость товара, помещенного в нее, и в сопрово-

дительных документах поставщиков отдельной строкой не выделяется. Следо-

вательно, отдельно покупателем не оплачивается и учитывается вместе с това-

ром на счете 41 «Товары».

Внешняя упаковка, как часть материально-производственных запасов, мо-

жет совершать однократный или многократный оборот (многооборотная тара). Если стоимость тары однократного использования включается в себестоимость товара, она учитывается так же, как и непосредственно упаковка.

Иногда стоимость тары однократного использования не включается в себе-

стоимость товаров, а выделяется в сопроводительных документах поставщиков

и оплачивается отдельно. В этом случае она принимается к учету в общеуста-

новленном порядке.

Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая слагается из всех расходов по ее покупке и доставке или затрат на ее изготовление. При большом числе наименований тары можно использовать учетные цены, установленные организацией самостоятельно с дифференциаци-

ей по видам тары (наименованиям, размерам, сортам и т.п.).

Разница между фактической себестоимостью тары и ее учетной стоимостью корректируется в конце учетного периода.

Если какая-то разновидность тары приобретается по различным ценам, то оценка запасов тары, так же как и товаров, может осуществляться по ценам, ме- тоды определения которых, установлены ПБУ 5/01 «Учет МПЗ».

Тара может быть продана покупателям вместе с товаром или отдельно (по- сле продажи затаренного в нее товара), либо использоваться внутри организа- ции на определенные цели. При невозможности использования на вышеуказан- ные цели тара однократного использования списывается на расходы.

Тара, отдельно не оплачиваемая поставщику, но использование, которой возможно в организации торговли, принимается к учету по рыночным ценам.

Многооборотная тара в сопроводительных документах поставщиков указы-

вается отдельной строкой по ценам, обозначенным в договорах. Если по усло-

виям договора многооборотная тара не подлежит возврату поставщику, то пра-

во собственности на нее переходит к покупателю одновременно с переходом права собственности на товары.

Согласно ст. 517 ГК РФ, если иное не установлено договором, покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару в порядке и сроки, уста-

новленные законом, иными правовыми актами или договором.

К возвратной таре, как правило, относят:

– деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.);

– картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного карто-

на);

– металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны);

– стеклянная тара (бутылки, банки, бутыли и др.);

– тара из ткани и нетканых материалов (мешки, упаковочные ткани и др.);

– специальная тара, изготовленная для затаривания определенных товаров.

Если тара, переданная покупателю, не возвращается, поставщик имеет право предъявить покупателю претензию с требованием о ее возврате или уплатить ее

стоимость, а также выставить штрафы, если это предусмотрено договором.

Когда по условиям договора многооборотная тара подлежит возврату по-

ставщику, то право собственности на нее не переходит к покупателю одновре- менно с переходом права собственности на товары до определенного срока, в течение которого тара должна быть возвращена поставщику. В этом случае та-

ру принимают к учету на забалансовый счет 002«Товарно-материальные ценно- сти, принятые на ответственное хранение» по дебету его. Цена тары определя- ется договором поставки товаров.

Стоимость возвращенной поставщику порожней тары, которая ранее была

отражена в учете как собственные материальные ценности, списывается со сче-

та 41-3 «Тара под товаром и порожняя», а тара, учитываемая за балансом соот-

ветственно со счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответ-

ственное хранение»;

На возврат поставщикам тары выписывается товарно-транспортная наклад-

ная.

Расходы по перевозке возвратной тары оплачиваются или поставщиком или покупателем (в зависимости от условий договора). Они списываются постав- щиком на расходы на продажу, а покупателем – на транспортно- заготовительные расходы или расходы на продажу.

По операциям с возвратной тарой возникают затраты, связанные с ее ремон-

том, дезинфекцией, промывкой, очисткой и т.п. в размерах, определенных в до- говорах. Затраты, понесенные покупателем, списываются на транспортно- заготовительные расходы или издержки обращения. Если вышеуказанные за- траты несет поставщик, он списывает их на расходы на продажу.

Затраты по операциям с возвратной тарой, возникающие в организации роз- ничной торговли, принято называть «разница в стоимости тары». Эта разница возникает по операциям с тарой, когда принятая к учету тара по накладной по-

ставщика имеет большую стоимость, чем та же тара, возвращенная поставщику

по накладной покупателя (полученная коробка картонная возвращается по-

ставщику как картон). Сумма разницы списывается в торговой организации следующей записью на счетах бухгалтерского учета.

Тарособирающие организации или поставщики товаров по операциям с та-

рой уплачивают торговым организациям бонус, сумма которого признается до-

ходом по прочим операциям и в бухгалтерском учете отражается на счете 91-1

«Прочие доходы».

Потери по таре (бой, недостача, лом) отражаются в учете в порядке, преду-

смотренном для учета данных фактов при операциях с товарами.

За некоторые виды многооборотной тары согласно договору поставщиком может взиматься с покупателя залог, что является средством обеспечения обя- зательства покупателя по возврату тары.

Если многооборотная тара возвращается поставщику в срок, обусловленный

в договоре, ее залоговая стоимость возвращается покупателю или засчитывает-

ся по соглашению сторон в счет погашения задолженности покупателя за уже поставленные товары или в качестве аванса под будущие поставки товаров.

В случае не возврата поставщику тары в сроки, обусловленные договором,

право собственности на нее переходит к покупателю и залоговая стоимость та-

ры ему не возвращается. Покупатель принимает к учету невозвращенную тару, рассматривая перечисленную ранее ее залоговую стоимость как плату за при- обретенную тару.

Разновидностью многооборотной тары, подлежащей возврату поставщикам, является тара-оборудование. Это вид тары, предназначенный не только для хранения и транспортировки, но и для продажи из нее товаров. Такая тара включается в состав внеоборотных активов и учитывается как объекты основ-

ных средств. В табл. 1.4 отражена корреспонденция счетов по учету тары.

Корреспонденция счетов по учету тары

Таблица 1.4


  № п/п     Факты хозяйственной жизни Корреспондирующие счета
  Дебет   Кредит
Принята к учету тара от поставщика 41-3
Сумма НДС по приобретенной таре    
Использование тары в хозяйственной деятельности 41-3
Безвозмездное получение тары 41-3 91-1
Расходы по перевозке тары включены в издержки обращения    
Списание разницы в стоимости тары 41-3
Бой, лом, недостача, порча тары 41-3
Снижение стоимости тары – уценка 91-2 41-4
Обеспечения обязательств и платежей, выданные по таре    
Залоговая стоимость тары возвращается покупате- лю    
Принята к учету тара во временное владение и пользование    
Списание стоимости тары, находящейся во вре- менном владении и пользовании    
Залоговая сумма, перечисленная ранее поставщику, признана оплатой за приобретенную тару   41-3  
Зачет залога за тару в счет погашения задолженно- сти покупателя за поставленные товары    

Пример 1.4. По договору поставки в магазин поступила партия рыбы в пла-

стмассовой возвратной таре (ящик) в количестве 20 штук. В счете-фактуре от- ражена стоимость товара – 60 000 руб., и НДС (18 %) – 10 800 руб. Залоговая стоимость тары согласно договору – 5 000 руб. Затраты магазина по очистке та-

ры составили – 700 руб., без НДС. Тара после реализации рыбы возвращена по-

ставщику.

Отразить факты хозяйственной жизни магазина.

Решение представлено в бухгалтерских записях к примеру:

1. Д 41-1 «Товары в розничной торговле» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приняты к учету полученные от поставщика товары на сумму

60 000 руб.;

2. Д 19 «НДС по приобретенным ценностям» К 60 «Расчеты с поставщиками

и подрядчиками» – отражен НДС в сумме 10 800 руб. по принятым к учету то-

варам;

3. Д 002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хра- нение» – принята тара во временное владение и пользование по залоговой стоимости на сумму 5 000 руб.;

4. Д 44 «Расходы на продажу» К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кре-

диторами» – услуги по очистке тары включены в издержки обращения –

700 руб.;

5. К 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хра-

нение» – возвращена тара по залоговой стоимости на сумму 5 000 руб.

Наши рекомендации