Бюджетная политика государства

Бюджетная политика государства может быть определена как выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная совокупность направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Бюджетная политики является составной частью финансовой политики, которая в свою очередь является элементом экономической политики.

Бюджетная политика связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республик.

С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики – со всеми присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения политики в зависимости от текущих экономических условий и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны, и в первую очередь – ее финансов.

Обновление бюджетного законодательства должно способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В зависимости от воздействия бюджетной политики на ход общественного воспроизводства и стимулирование экономического роста различают:

1. экспансивную(расширительную) бюджетную политику – выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост.

2. рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику – означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.

Бюджетная политика государства направлена на решение следующих задач:

1. стимулирование экономического роста в стране,

2. обеспечение финансовой стабилизации,

3. стимулирование инвестиционной активности в экономике,

4. укрепление доходной части государственного бюджета за счет совершенствования налогообложения и разумного контроля за уплатой налогов в бюджет,

5. сокращение дотирования отдельных отраслей материального производства,

6. совершенствование системы контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных ресурсов,

7. усиление контроля над величиной государственного долга.

Можно выделить три основные функции, формирующие бюджетную политику государства:

Первая – заключается в обязанности государства получать доходы и распределять их с учетом долгосрочных интересов.

Вторая – состоит в корректировке саморегулирующегося рыночного механизма, дополняя его в тех сферах, где его функционирование экономически нецелесообразно.

Третья - использование бюджета в целях экономической стабилизации, роста валового национального продукта и национального дохода, ослабления негативных последствий цикличного характера общественного воспроизводства, периодически возникающих экономических и финансовых кризисов.

Бюджетная политика в 2006 – 2010 годах при сохранении высокого уровня социальных расходов направлена на:

создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;

принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

Появление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля находит своё отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм- это совокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых обществом для решения экономических и социальных задач. Это инструмент государственного регулирования экономики.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. Маневрирование возможно потому, что в государственном бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, поэтому средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Существенное влияние на него сказывают задачи, решаемые обществом на том или ином этапе развития. Меняются задачи – должен изменяться и бюджетный механизм.

Наши рекомендации