Бюджетная политика государства

Бюджетная политика – это мероприятия государства по формированию доходов государственного бюджета и эффективному распределению и использованию его средств.

Функции бюджетной политики тождественны функциям бюджета, при этом одной из основных ее функций является регулирующая функция.

Ограничением бюджетной политики выступает выбранная правительством концепция государственного бюджета. Существует две концепции государственного бюджета.

1. Концепция ежегодно сбалансированного бюджета, предполагает ежегодное принятие бездефицитного бюджета. Сбалансированный бюджет существенно ограничивает регулирующую функцию бюджетной политики, особенно в период экономического спада. Сбалансированный бюджет в условиях экономического спада не является антициклическим стабилизатором, так как он не позволяет осуществлять необходимые государственные расходы в силу ограниченности доходов бюджета.

2. Концепция циклически сбалансированного бюджета предполагает не ежегодную сбалансированность бюджета, а сбалансированность бюджета в рамках экономического цикла. Во время экономического спада правительство должно увеличить государственные расходы, создавая сознательно дефицит бюджета, а в период инфляционного подъема – снижать государственные расходы, аккумулируя положительное сальдо бюджета. Подобные мероприятия обладают положительным антициклическим эффектом, а государство достигает сбалансированности бюджета, но не ежегодной, а за несколько лет.

По временному признаку бюджетная политика подразделяется на: бюджетную тактику и бюджетную стратегию. В современной российской практике бюджетная политика представляется на трехлетнюю перспективу. В ее основу положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под государственным бюджетным регулированием?

2. Какими методами осуществляется бюджетное регулирование?

3. Какие государственные программы реализуются для целей бюджетного регулирования?

4. Назовите виды межбюджетных трансфертов, предоставляемых в РФ.

5. Какие инструменты бюджетного регулирования можно отнести к инструментам прямого воздействия на экономику?

6. Раскройте экономическое содержание показателей бюджетного и налогового потенциала.

7. В чем заключается специфика бюджетных кредитов?

8. Какие резервные фонды предусмотрены бюджетным законодательством РФ?

9. Как соотносятся между собой бюджетная политика, бюджетная стратегия и бюджетная тактика?

10. Какие концепции государственного бюджета существуют в экономической науке?

Тесты для самоконтроля

1. К инструментам финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:

1) субсидии; 2) бюджетные инвестиции; 3) государственные и муниципальные гарантии по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства; 4) все перечисленное верно.

2. Индекс налогового потенциала субъекта РФ определяется на основе:

1) налогового потенциала и численности налогоплательщиков (физических и юридических лиц) субъекта РФ; 2) налогового потенциала и численности постоянного населения субъекта РФ; 3) бюджетного потенциала и численности зарегистрированных организаций и ИП.

3. Государственные и муниципальные заимствования включают:

1) кредиты и займы в национальной валюте; 2) кредиты и займы в иностранной валюте; 3) все перечисленное верно.

4. Субсидии организациям и ИП могут предоставляться:

1) из федерального бюджета; 2) из бюджета субъекта РФ; 3) из местного бюджета; 4) из государственных внебюджетных фондов РФ; 5) все перечисленное верно.

5. Если индекс налогового потенциала субъекта РФ составляет 3,143, индекс бюджетных расходов – 0,945, то уровень бюджетной обеспеченности данного субъекта составит:

1) 0,301; 2) 1,0; 3) 3,326.

6. Организация, получившая субсидии и не использовавшая их в полном объеме, должна:

1) вернуть остатки субсидий в бюджет; 2) оставить остатки субсидий в своем распоряжении; 3) вернуть остатки субсидий в бюджет в случае, если это предусмотрено соглашением о предоставлении субсидий.

7. Государственный бюджет – это:

1) форма образования и расходования денежных средств; 2) план по формированию доходов и расходов; 3) прогноз поступления доходов и осуществления расходов.

8. Если в законе о федеральном бюджете РФ уровень расходов составляет 13 400 млрд. руб., то размер резервных фондов Правительства РФ не может превышать:

1) 1 340 млрд. руб.; 2) 402 млрд. руб.; 3) 134 млрд. руб.

9. Секвестр бюджета представляет собой:

1) пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета в условиях ограниченности государственных доходов; 2) превышение доходной части государственного бюджета над расходной его частью; 3) обязательства государства, возникающие в национальной и иностранной валютах.

10. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать годовой объем доходов бюджета субъекта РФ (без учета безвозмездных поступлений) более, чем на:

1) 5%; 2) 15%; 3) 25%.

11. Обеспечением по бюджетному кредиту, предоставляемому юридическому лицу, могут выступать:

1) банковские гарантии; 2) поручительства; 3) государственные или муниципальные гарантии; 4) залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита; 5) все перечисленное.

12. Дефицит федерального бюджета может быть покрыт за счет:

1) только внутренних источников финансирования; 2) только внешних источников финансирования; 3) внешних и внутренних источников финансирования.

13. В экономической науке выделяют две концепции государственного бюджета:

1) концепция «короткого» бюджета и концепция «длинного» бюджета; 2) концепция циклически сбалансированного бюджета и концепция ежегодно сбалансированного бюджета 3) верно 1) и 2).

14. Участниками бюджетного процесса являются:

1) Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; 2) законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; 3) исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); 4) Центральный банк РФ; 5) органы государственного (муниципального) финансового контроля; 6) органы управления государственными внебюджетными фондами; 7) главные распорядители бюджетных средств; 8) главные администраторы доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета; 9) получатели бюджетных средств; 10) все перечисленные.

15. Проект федерального бюджета Российской Федерации составляет:

1) Правительство РФ; 2) Министерство финансов РФ; 3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; 4) Федеральное казначейство.

Практические задания

Задание 1. Объем субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов РФ в очередном финансовом году на софинансирование мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, составил 20 млрд. руб. Известно, что в стране зарегистрировано 1997 тыс. малых предприятий, из них в субъекте – 28 тыс. Определите объем субсидий, выделяемых субъекту РФ.

Задание 2. Используя данные таблицы 4, определите уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Таблица 4

Данные для расчета бюджетной обеспеченности отдельных субъектов РФ

Субъект РФ Численность населения на 01.01.20ХХ, тыс. чел. Индекс налогового потенциала Индекс бюджетных расходов
Белгородская обл. 1532,5 0,732 0,823
Воронежская обл. 2335,2 0,465 0,859
Московская обл. 7104,0 0,919 0,893
Тамбовская обл. 1090,1 0,357 0,897

Прокомментируйте полученные результаты.

Задание 3.Известны следующие финансовые показатели региона за отчетный период:

- налоговый потенциал - 38 134 млрд. руб.;

- потенциал неналоговых доходов - 4 210 млрд. руб.;

- прибыль организаций - 155 501 млрд. руб.;

- начислено амортизации - 28 млрд. руб.;

- межбюджетные трансферты - 379 млрд. руб.;

- кредиты и займы - 157 млрд. руб.

Определите бюджетную емкость региона.

Задание 4. Определите сумму процентов, подлежащую уплате по бюджетному кредиту, выданному 15 января 2014 г., если сумма кредита составляет 25 млн. руб., период кредитования 1 год, ставка процента составляет 1/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (простые проценты). Определите экономию от привлечения бюджетного кредита, если ставка по банковскому кредиту 17,5% годовых с ежемесячным начислением процентов.

Наши рекомендации