Бюджетная политика государства

B Стратегии развития РФ» на период до 2010 г. указано, что бюджет­ная политика играет важнейшую роль в политике страны в целом. Ре­ализация бюджетной политики, в сочетании c денежно-кредитной по­литикой, обеспечивает выполнение следующих основных функций:

§ финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;

§ поддержку финансовой стабильности в стране;

§ обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

§ создание финансовых стимулов для поступательного социально-экономического развития.'

Бюджетная политика —это совокупность принимаемых решений и осущеcтвляемых органами власти мер, связанных с определением ос­новных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их распределения, она представляет собой единство процессов формирования и использования средств бюджета всех уровней, реализующее стратегические цели государствен­ной экономической политики.

Рассматривать эффективность бюджетной политики государства можно только в рамках тех задач, которые она решает. Если бюджет­ная политика акцентирована преимущественно на решении пробле­мы финансовой стабилизации, то показателями ее эффективности являются размер бюджетного дефицита и сумма государственного долга, отражающие состояние государственных финансов. Если же бюджетная политика нацелена на решение задач макроэкономической стабилизации, то и показателями ее эффективности будут такие мак­роэкоттомичестсие показатели, как рост ВВП, рост совокупных чистых инвестиций, изменение уровня инфляции, благосостояния населения и безработицы.

1) B условиях pыночной экономики бюджетная политика является глaвным рычагом экономического воздействия государства на обще­ственное производство.

Основными задачами бюджетной политики в среднесрочной перс­пективе являются обеспечение выполнения государством своих функ­ций и достижение финансовой стабильности. В этих целях Правитель­ством РФ поставлена задача: добиться сбалансированности бюджетов всех уровней и повысить эффективность функционирования бюджет­ной системы.

B рамках бюджетной политики разрабатываются:

1) концепция бюджетной политики;

2) законодательные, административные основы осуществлении бюд­жетной политики;

механизмы реализации бюджетной политики.

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Она предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

§ концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

§ снижение налоговой нагрузки на экономику;

§ упорядочивание государственных обязательств;

§ создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

21. Доходы бюджета (БК РФ раздел 2)

Доходы бюджета - это централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства и органов местного самоуправления. Доходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения той части совокупного общественного продукта, которая связана с формированием централизованного фонда денежных средств государства, необходимого для выполнения его функций.

Основным источником формирования доходов является национальный доход.

Укрупненная структура доходов бюджетов включает: налоговые и неналоговые поступления.

К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в НК РФ.

К неналоговым доходам относятся:

1.Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Средства, полученные в виде арендной либо иной платы, за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества; доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности.

2. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества

3. Финансовая помощь. Финансовая помощь от вышестоящего или иного бюджета в форме дотаций, субвенций или субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи бюджетных средств, а также передача бюджетных средств на возвратной основе подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.

Дотации - бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основной до 1994 года.

Трансферт (нормативно-долевая дотация) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок, в случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению, суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

4. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Суммы штрафов подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа; суммы конфискаций, компенсаций в принудительном порядке изымаемые в доход государства (зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с действующим законодательством и решением судов).

5. Безвозмездные перечисления. Перечисления от физических, юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; перечисления по взаимным расчетам между бюджетами в связи с изменением налогового законодательства, передачей полномочий по финансированию расходов.

Виды источников доходов бюджетов:

Собственные доходы - налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами

Регулирующие доходы - налоги, по которым устанавливаются отчисления в соответствующие бюджеты.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

За федеральным бюджетом закреплены такие собственные налоги, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, таможенная и государственная пошлины, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, федеральные лицензионные сборы.

Собственные налоги зачисляются в федеральный бюджет с учетом их расщепления и передачи в качестве регулирующих нижестоящим бюджетам.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все доходы делятся на налоговые и неналоговые. (см. БК)

Полномочия по распределению доходов между уровнями бюджетной системы включают 4 следующих основных положения:

1. Закрепление налоговых доходов полностью или в фиксированной доле за определенными уровнями бюджетов на постоянной основе осуществляется в налоговом законодательстве. Налоговые доходы, закрепленные за определенными уровнями бюджетной системы на постоянной основе, являются закрепленными налоговыми доходами.

2. В доходы федерального бюджета зачисляются закрепленные за федеральным бюджетом налоговые доходы и регулирующие налоговые доходы, закрепленные за федеральным бюджетом полностью или в фиксированной доле. В федеральный бюджет поступают также полностью доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в федеральный бюджет в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами.

3. В доходы бюджетов субъектов РФ зачисляются закрепленные за бюджетами субъектов РФ налоговые доходы и регулирующие налоговые доходы, закрепленные за бюджетом субъектов Федерации полностью или в фиксированной доле. В бюджет субъекта РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в бюджет субъекта Федерации в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.

4. В доходы местных бюджетов зачисляются закрепленные за местным бюджетом налоговые доходы, регулирующие налоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в фиксированной доле. В местный бюджет полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в местный бюджет в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами, законами субъекта РФ, решениями органов местного самоуправления. В бюджет поступают также ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, реализации законов РФ и субъектов РФ.

Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства, - финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, т. к. последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг [9, с. 235].

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ расчеты доходов бюджетной системы РФ формируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством на момент составления проекта бюджета.

Доходы бюджета образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год. Доходы являются обезличенными, за исключением случаев, оговоренных специальным законодательством.

При этом в литературе государственные доходы (то есть дохоы федерального и регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства.

В свою очеред, под муниципальными доходами (то есть – под доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления. Система государственных и муниципальных доходов и образует доходы бюджетов [2, с. 146].

Важным вопросом является распределение доходов по звеньям бюджетной системы РФ, которое проводится в целях выравнивания нижестоящих уровней бюджетов. Для этого следует определить понятие «собственные» и «регулирующие» доходы.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ; неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги или иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Важно заметить, что на федеральном уровне утверждаются единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих доходов для всех субъектов РФ.

Различие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством (преимущественно налоговым), а регулирующие доходы – бюджетным законодательством, включая БК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.

Как установлено БК РФ, в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Эта норма вызывает справедливую критику, поскольку фактически ущемляются права субъектов РФ и муниципальных образований, так как в любой момент вышестоящими органами власти может быть принято решение о централизации части их доходов. Представляется, что следует законодательно закрепить процедуру согласования такого решения с нижестоящими органами власти.

Необходимо отметить, что в современной науке финансового права для целей более глубокого изучения рассматриваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по самым различным основаниям. Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп и статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Виды доходов конкретизируются также по уровням бюджетов, в которые они зачисляются. Пример классификации доходов по группам, подгруппам и статьям приведен в приложениях 1, 2, 3.

Одной из самых известных является классификация доходов в зависимости от формы их образования.

При использовании данного основания различают три вида доходов:

1. Налоговые доходы бюджетов;

2. Неналоговые доходы бюджетов; 3.Безвозмездные перечисления

22. Расходы бюджета (БК РФ раздел 3)

Расходы бюджета представляют собой затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами управления своих конституционных функций.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

по роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

по функциональному назначению - на расходы по финансированию народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, на оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку;

по характеру воспроизводства (экономическому содержанию) - текущие расходы и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджета включают закупку товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. (бюджет текущих затрат).

Капитальные расходы бюджета включают капитальные вложения в основные фонды, в уставный капитал, капитальный ремонт (бюджет развития).

Формы расходов бюджетов:

ассигнования бюджетным учреждениям и органам государственной власти (органам местного самоуправления), на осуществление отдельных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

средства на оплату продукции, работ и услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным (муниципальным) контрактам;

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами госвласти, приводящих к росту расходов или уменьшению бюджетных доходов;

трансферты населению, включающие ассигнования местному самоуправлению обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и муниципалитетов;

ссуды юридическим лицам (в т.ч. налоговые кредиты);

субсидии и субвенции юридическим лицам;

инвестиции в уставные капиталы уже действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

ссуды, дотации, субсидии и субвенции другим бюджетам, государственным внебюджетным фондам;

кредиты иностранным государствам;

средства на погашение и обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных (муниципальных) гарантий.

Функциональная классификация расходов бюджетов является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по отраслям деятельности и звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.

Первый уровень названной классификации – разделы. Например:

01 Государственное управление; 06 Наука; 14 Образование.

Второй – 92 подраздела, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства.

Третий – отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в рамках подразделов.

На четвертом уровне направления финансирования детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств.

Экономическая классификации расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например:

Текущие расходы :

Закупки товаров и оплата услуг

Оплата труда государственных служащих

Оплата транспортных услуг…

Капитальные расходы :

Капитальные вложения в основные фонды

Капитальное строительство

Капитальный ремонт

Создание государственных запасов и резервов …

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств привлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, обеспечивать контроль за их исполнением и установить меру ответственности за расходование средств соответствующего ведомства.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ. Расходование средств резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ. Расходование средств резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение своей деятельности не допускается.

Если принимается федеральный закон, либо другой правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. При определении источников финансирования новых видов расходов бюджетов исключается увеличение дефицитов бюджетов. Финансирование новых видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

• государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

•обеспечение правоохранительной деятельности;

•научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно- изыскательские работы, работы, обеспечивающие научно технический прогресс;

•обеспечение социальной защиты населения;

•обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

•обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

•развитие рыночной инфраструктуры;

•обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

•финансовая помощь другим бюджетам;

•прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ указанных расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

• обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (международного культурного, научного и информационного сотрудничества, взносы РФ в международные организации);

• национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

•фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

•государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

•государственная поддержка атомной энергетики;

•исследование и использование космического пространства;

•формирование федеральной собственности;

•обслуживание и погашение государственного долга РФ;

•пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

•проведение выборов и референдумов РФ;

• федеральная инвестиционная программа.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются такие виды функциональных расходов как:

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

• обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

•обеспечение реализации региональных целевых программ;

•формирование государственной собственности субъектов РФ;

•осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

•оказание финансовой помощи местным бюджетам;

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы на :

•содержание органов местного самоуправления;

•формирование муниципальной собственности и управление ею ;

•содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

•организация, содержание и развитие муниципального ЖКХ;

•муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

•охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

•реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

•обслуживание и погашение муниципального долга.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация включает: - классификацию доходов бюджетов; - функциональную классификацию расходов бюджетов; - экономическую классификацию расходов бюджетов; - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; - классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; - классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:

•контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

•получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

• формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

•обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация позволяет обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включает в себя: классификацию доходов и расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов и операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Текущие – часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субсидий и субвенций.

В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, которые относятся к числу защищенных (не подлежащих сокращению): заработная плата; пенсии, стипендии, государственные пособия; расходы на питание в лечебных, образовательных учреждениях; приобретение медикаментов и др.

Капитальные – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть сформирован Бюджет развития. с его помощью государство стимулирует привлечение и дополнение к средствам федерального бюджета денежных ресурсов частных инвесторов.

В расходной части также предусмотрено создание резервных фондов, средства которых предназначены для финансирования непредвиденных расходов (не более 3% расходов бюджета)

Расходы бюджета представляют собой затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством своих функций

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

• по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

• по функциональному назначению - на расходы по финансированию народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, на оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку;

• по характеру воспроизводства (экономическому содержанию) - текущие расходы и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджета включают закупку товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. (бюджет текущих затрат).

Капитальные расходы бюджета включают капитальные вложения в основные фонды, в уставный капитал, капитальный ремонт (бюджет развития).

Централизация средств необходима в целях маневрирования финансовыми ресурсами и сосредоточения их на решающих участках экономического и социального развития, осуществления единой экономической и социальной политики на всей территории страны.

Формы расходов бюджетов

1 .ассигнования бюджетным учреждениям и органам государственной власти (органам местного самоуправления), на осуществление отдельных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

2. средства на оплату продукции, работ и услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным (муниципальным) контрактам;

3. ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами госвласти, приводящих к росту расходов или уменьшению бюджетных доходов;

4. трансферты населению, включающие ассигнования местному самоуправлению обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и муниципалитетов;

5. ссуды юридическим лицам (в т.ч. налоговые кредиты);

6. субсидии и субвенции юридическим лицам;

7. инвестиции в уставные капиталы уже действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

8. ссуды, дотации, субсидии и субвенции другим бюджетам, государственным внебюджетным фондам;

9. кредиты иностранным государствам;

10. средства на погашение и обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных (муниципальных) гарантий;

Бюджетная классификация расходов

включает в себя:

1) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

2) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

3) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной I системы РФ и отражает направление бюджет­ных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного зна­чения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами мест-ного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных . полномочий, передаваемых другим уровням власти. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюд­жетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Ведомствен­ная структура расходов федерального бюд­жета, устанавливающая расходы федерально­го бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразде­лам, целевым статьям и видам расходов функ­циональной классификации расходов бюдже­тов РФ, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финан­совый год (в ред. Федеральных законов от 08.12.2002 г № 158-ФЗ, от 23.12.2004 г. № 174-83 и от 22.12.2005 г. № 176-ФЗ).

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация используется в целях группировки до­ходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирова­ния их дефицитов, составления и исполнении бюджетов и обеспече­ния сопоставимости их характеристик. Бюджетная классификация РФ включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефи­цитов бюджетов РФ;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефици­та федерального бюджета;

б) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

7) классификацию видов государственного внешнего долга РФ и госу­дарственных внешних активов РФ;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой' до­ходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ И основывает­ся на законодательных актах РФ, определяющих источники форми­рования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкрет­ные виды доходов по источниками способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в ТОМ числе на финансирование реализации нор­мативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирова­ние осуществления отдельных государственных полномочий, передава­емых на иные уровни власти.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по ИХ экономическому содержанию.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой' заемных средств, привлекаемых РФ, субъек­тами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюд­жетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом. Расходы федерально­го бюджета по главным распорядителям средств федерального бюд­жета по разделам, подразделам, целевым статьями видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов Экономической классификации расходов бюджетов РФ утверждаются федеральным законом o федеральном бюджете на очередной фи­нансовый год.

Бюджетная классификация РФ в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, класси­фикации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ яв­ляется единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Наши рекомендации