Политический институт как организационная структура системы политических отношений
Политические институты — объективные элементы социальной структуры государства и общества, важнейшие структурные образования политической системы. Институты государства это прежде всего властные органы, внутреннее устройство власти, приводящие ее в действие и поддерживающие ее функционирование. Это сами действующие органы власти, составляющие ее систему, регулирующие отношения политической власти в обществе.
Политические институты общества — самовоспроизводящие социальные образования (политические партии, общественные объединения и т.п.) по упорядочению отношений между людьми, их деятельности и поведения в обществе, обеспечению устойчивости общественной жизни. Они побуждают людей ориентироваться в своей деятельности на предписываемыемодели поведения, на определенные нормы и правила.
Политические институтыэто зафиксированные и документально закрепленные нормы организации и функционирования разнообразных органов власти, служб политики, общественных организаций и учреждений, которые выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности граждан в системе политических отношений.
Процесс создания и преобразования институтов весьма сложный и длительный. В XX в. возникли качественно новые политические институты: институт всеобщего избирательного права, институт политических партий, институтобщественных организаций и групп давления и т.п. Политические институты эволюционируют под воздействием глубинных процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами. Их становление, функционирование и развитие протекают с учетом особенностей форм правления, государственного устройства и политического режима. Политические институты изменяются в зависимости от политической воли правящей элиты, политической культуры, исторических традиций и становятся объектом пристального внимания всего общества.
2.2. Государство как основной институт политической системы общества. Гражданские и правовые основы современного государства.
Первым политическим институтом, который породил человеческий разум, было государство. Государство является универсальной формой политической жизнедеятельности людей, их бытия. Человечество не придумало пока ничего лучшего для обеспечения общественного порядка и социального преуспевания граждан.
В настоящее время практически все человечество, за небольшим исключением, объединено в государства, и процесс образования новых государств продолжается. Вновь образовавшиеся государства подтверждают свое право на легитимность перед гражданами своей страны и мировым сообществом.
Государство — продукт внутренней эволюции общества. Существует несколько концепций происхождения государства. Так, Аристотель в трактате «Политика» в стремлении людей к общению видит естественные причиныобразования государства. «Люди общественные животные», — говорил Аристотель, постоянно нуждаются в общении и объединении с себе подобными. Государство у Аристотеля есть разросшаяся семья: вначале люди объединились в семьи, затем несколько семей образовали селение, а из нескольких селений возник полис (государство-город). Были времена, замечает Дж. Локк, «когда государства лишь немногим отличались от семей по количеству людей».
Патриархальная теориярассматривает государственную власть как институт опеки, появившийся в результате естественного и органического соединения родов в племена, племен — в более крупные общности.
Теократическая концепциясчитает государство творением Бога, божьим установлением, «божьим промыслом»: «Нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». По утверждению Ф. Аквинского, процесс создания государства похож на сотворение мира Богом.
Договорная концепцияпроисхождения государства (Т.Гоббса, Дж. Локка)утверждает, что государство есть орган власти и правопорядка, образованный путем заключения общественного договора между людьми для регулирования их жизнедеятельности.
Согласно теории завоеваниягосударство возникло как результат порабощения одних народов другими, более организованными и сильными. Для управления побежденными завоеватели и создают государство. В свою очередь в целях собственной безопасности люди вынуждены самоорганизовываться в государство. Борьба за существование и есть причина возникновения государства.
Психологическая теорияпоявление государства объясняет наличием вчеловеческой психике особых стремлений у одних людей к власти, у других — к подчинению. Государство плод человеческого влечения и потребностей.
Марксизмобъясняет появление государства социально-экономическими причинами: разделением труда, обособлением деятельности по руководству обществом, сосредоточением управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегийв руках отдельных людей, возникновением частной собственности и разделением общества на классы. «Государство есть политическая власть экономически господствующего класса» (Б.И. Ленин).
Государство возникает и развивается под воздействием целого ряда других причин и факторов (географических, природных, демографических), среди которых вряд ли можно выделить один в качестве определяющего. Так что же такое государство?
Понятие «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государствопонимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Государство— исторически сложившийся политический институт, реализующий определенные властные полномочия по руководству и управлению основными сферами общественной жизни в пределах четко обозначенной территории.
Государство как политический институт имеет характерные признаки. В современном международном праве выделяются три: территория, население и суверенитет. Территориясоставляет физическую, материальную основу государства и включает не только землю, но и недра, водное и воздушное пространства. Территориальная целостность государств — незыблемый принцип международного права.
Государство не может быть без населения. Это демографическое понятие приобретает политический аспект. Любой народ, осознающий себя как нацию, имеет право на политическое самоопределение, образование государства. Это право признается мировым сообществом.
Обязательным признаком государства является и суверенитет.Он означает, что государство обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Принцип незыблемости суверенитета государств закреплен в уставе ООН.
Исследователи указывают и на другие не менее значимые признаки государства: наличие организованных институтов, осуществляющих различные функции политической власти и управления; исключительное право государства на издание законов и норм, обязательных для всех; публичность государственной власти; монополия государства на легальное применение силы и принуждения; наличие у государства легитимности; право на взимание налогов, эмиссию денежных знаков, осуществление бюджетной политики; регулирование социальной сферы; осуществление контроля над въездом и выездом из страны; определение гражданства. Именно эти признаки в значительной степени идентифицируют государство .
В настоящее время лишь немногиегосударства обладают всеми названными признаками. Остальным предстоит их приобрести.
Деятельность государства по выполнению своего предназначения выражается в его функциях, которые делятся на внутренние и внешние.
К внутренним функциямотносятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная, экологическая, информационная, идеологическая.
Внешние функциигосударства включают в себя обеспечение территориальной целостности, безопасности и суверенитета страны, защиту национальных интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, участие в решении глобальных проблем человечества и др.
Важное научное и практическое значение имеет вопрос о форме государства. Форма государства - это способ организации политической власти. Она состоит из трех элементов:
а) формы государственного правления;
б) формы государственного устройства;
в) политического режима.
Форма государства определяет - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. От формы государства зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.
Государственное устройство – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных и местных органов. Она дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и каковы их правовое положение, соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства. Обычно выделяют унитарное и федеративное устройства, хотя известны и смешанные.
С точки зрения диалектико-материалистической истории известны четыре основных типа государства, определяемых характером господствующего способа производства:
1. Рабовладельческое государство.
2. Феодальное государство.
3. Буржуазное государство.
4. Социалистическое государство.
Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказывалась еще в древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в V]b. до н. э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. Концепция правового государства сложилась в XVI1-XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов - Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других.
Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Следует иметь ввиду, что теория и практика правового государства позволяют выделить следующие общие признаки: наличие развитого гражданского общества; верховенство закона во всех сферах жизни общества; гарантии прав личности; взаимная ответственность государства и личности; принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. В послевоенные период идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.
Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством.
Идея правового социального государства нашла свое отражение в Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1 994 года, где в статье 1 провозглашается: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство».
Однако, от конституционного закрепления идеи правового социального государства до практической реализации лежит долгий и трудный путь. Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества.
Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, и т.д. Отметим, что базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства.
Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества представляет сегодня необходимое условие перехода к рынку и правовой государственности.