Порядок разработки и принятия коллективного договора
Это процедура формирования представительных органов, подготовки проекта коллективного договора, его обсуждения и заключения.
1) Заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры. Инициатором коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора (соглашения) имеют право быть как представители работников, так и работодателей (ч. 1 ст. 36 ТК РФ).
Сторона – инициатор направляет предложение о начале переговоров в письменной форме. Представители стороны, получившие данное предложение, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссий по ведению коллективных переговоров (эта обязанность носит юридический характер: ее неисполнение представителями работодателя влечет применение административной ответственности в форме штрафа от 10 до 30 МРОТ – ст. 5.28 КоАП РФ).
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором коллективных переговоров указанного ответа (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).
Не допускается участие на стороне работников лиц, представляющих интересы работодателей, а также организациями и органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ в ред. ФЗ от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).
Законодатель различает представительство работников: а) в реализации права выступить с инициативой проведения коллективных переговоров; б) в коллективных переговорах.
Варианты представительства работников
1. В инициировании коллективных переговоров:
а) единый представительный орган при наличии двух и более первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников данного работодателя, который создается по решению их выборных органов. Он формируется на основе принципа пропорционального представительства от каждой профсоюзной организации в зависимости от численности членов профсоюза (ч. 2 ст. 37 ТК РФ);
б) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации (индивидуального предпринимателя) по решению своего выборного органа без предварительного создания единого представительного органа (ч. 3 ст. 37 ТК РФ);
в) одна из первичных профсоюзных организаций при согласии ее выборного органа либо иной представитель (представительный орган), уполномоченные на представительство общим собранием (конференцией) работников тайным голосованием (ч. 4 ст. 37 ТК РФ).
2. В коллективных переговорах:
Выше названный представитель (первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель), обязан, известив о начале коллективных переговоров все первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, создать с их согласия в течение последующих 5 рабочих дней единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося представительного органа.
В случаях несообщения своего решения или отказа первичных профсоюзных организаций направить своих представителей в состав единого представительного органа, коллективные переговоры начинаются без их участия.
При этом все первичные профсоюзные организации сохраняют право направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров.
Члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.
Согласно ст. 42 ТК РФ порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК и другими федеральными законами.
Переговоры ведутся по плану, предусмотренному комиссией, и завершаются составлением проекта коллективного договора.
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров (ч. 7 ст. 37 ТК РФ). Возможно привлечение к административной ответственности представителей работодателя за не предоставление информации (ст. 5.29 КоАП РФ). Лицам, участвующим в коллективных переговорах, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законом:
а) на период переговоров, но на срок не более трех месяцев в течение года, они освобождаются от основной работы;
б) на этот период сохраняется средний заработок;
в) компенсируются затраты, связанные с участием в переговорах.
Оплата услуг экспертов, специалистов, посредников производится приглашающей стороной, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (ч. 1 и 2 ст. 39 ТК РФ в ред. ФЗ от 30.06.2006 №90-ФЗ).
г) представители работников в период ведения коллективных переговоров не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочивающего их на представительство, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка (ч. 3 ст. 39 ТК РФ).
2. Обсуждение единого проекта коллективного договора в подразделениях организации. Полученные замечания учитываются комиссией и проект дорабатывается.
Коллективные переговоры завершаются либо разработкой проекта коллективного договора (и его подписанием) либо составлением протокола разногласий, если стороны не смогли прийти к соглашению. Согласно ч. 2 ст. 40 ТК РФ при не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в порядке, предусмотренном для рассмотрения коллективных трудовых споров (глава 61 ТК РФ) – см. ст. 38, ч. 3 ст. 40 ТК РФ.
3. Утверждение доработанного проекта коллективного договора собранием (конференцией) работников организации и подписание представителями сторон (например, руководителем организации и представителем выборного органа первичной профсоюзной организации).
4. Уведомительная регистрация коллективного договора (соглашения) в соответствующем органе по труду предусмотрена ст. 50 ТК РФ.
Коллективный договор (соглашение) в течение 7 дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ч. 1 ст. 50 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ).
При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор (соглашение) и в соответствующую государственную инспекцию труда.
Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников недействительны и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК в ред. ФЗ от 30.06.2006).
Содержание коллективного договора и его структура.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Ст. 41 ТК РФ предусматривает положения, относящиеся к содержанию и структуре коллективного договора.
Содержание коллективного договора – это условия (положения), регулирующие социально-трудовые отношения в организации (у индивидуального предпринимателя).
В законе содержится рекомендательный перечень положений, которые могут включаться в коллективный договор в качестве обязательств его сторон:
1) формы, системы и размеры оплаты труда;
2) выплата пособий, компенсаций;
3) механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;
4) занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
5) рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
6) улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
7) гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
8) оздоровление и отдых работников и членов их семей;
9) частичная или полная оплата питания работников;
10) контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
11) отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
12) другие вопросы, определенные сторонами (ч. 2 ст. 41 в ред. Федерального закона от 30.06.2006г.).
Часть 3 ст. 41 ТК РФ устанавливает важнейший принцип содержания коллективного договора: с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Структурно условия коллективного договора принято делить на три вида: обязательственные, нормативные и информационные. Некоторые ученые (Л.А. Сыроватская, В.М. Лебедев и др.) выделяют еще организационные.
1) Обязательственные условия – это взаимные обязательства сторон коллективного договора по конкретным вопросам социально-трудовых отношений, возникающих в организации (рекомендательный перечень таких положений содержит ч. 2 ст. 41 ТК РФ).
2) Нормативные положения – локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации или индивидуального предпринимателя.
(Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систем доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями…).
3) Информационные положения коллективного договора – это такие положения, которые не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства и актов социального партнерства более высокого уровня в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регулирования труда, характерные для работников организации или индивидуального предпринимателя. Их отбор должен быть оптимальным, чтобы не перегружать главного его содержания – обязательственных и нормативных.
Отличия обязательственных условий коллективного договора от нормативных:
1) не носят общего характера;
2) не являются правилами постоянного, общего поведения работников и работодателей;
3) предусматривают конкретные обязательства сторон, исполнение которых погашает само обязательство;
4) имеют, как правило, указание на срок исполнения;
5) предполагают наличие определенного субъекта – исполнителя (ответственное лицо).