Порядок заключения коллективного договора, срок и сфера его действия, регистрация коллективного договора.

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключение определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ. Правовая процедура разработки и заключения коллективного договора включает в себя условно следующие стадии: 1.Проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора. Право проявить инициативу по проведению таких переговоров имеют представители работников и работодателей Право направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют:

· Единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя.

· Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя.

· Первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный оран по поручению общего собрания конференции работников.

Во всех случаях необходимо известить о коллективных переговорах все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение 5 рабочих дней создать с их согласия единый представительных орган или включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

2.Вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения направив инициатору ответ с указанием представителя от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров. 3.Создание комиссии для ведения коллективных переговоров подготовки проекта и заключения коллективного договора из наделенных необходимыми полномочиями представителями сторон. 4.Коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров. Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. 5.Разработка проекта коллективного договора. Он разрабатывается в процессе коллективных переговоров. При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3-х месяцев с начала коллективных переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. 6.Урегулирование разногласий. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Не урегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров. Или разрешаться в соответствии с порядком разрешения коллективных трудовых споров. 7.Обсуждение проекта коллективного договора, подразделение к организации и его доработки, если это определяется сторонами. 8.Утверждение проекта общим собранием (конференцией) работников, если это определено сторонами. 9.Подписание коллективного договора сторонам. 10.Регистрация коллективного договора. Коллективный договор в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду – органы МСУ. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными НПА и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Действие коллективного договора заключается на срок не более 3-х лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами, либо со дня, установленного коллективным договором. Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации. Стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более 3-х лет. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3-х месяцев со дня перехода прав собственности. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. Действие коллективного договора распространяется на всех работников, работающих у данного работодателя. Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном для его заключения, или в порядке, установленном коллективном договором. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами, их представителями, а также соответствующими органами по труду.

13.Правовое регулирование занятости населения в РФ: основные акты и понятия (занятость, занятые граждане, подходящая работа). Государственные органы содействия занятости РФ и субъектов РФ.

Основные акты и понятия в сфере занятости. Государственные органы содействия занятости.Стратегическая цель государственной политики занятости населения в РФ – это содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости.Отношения в сфере занятости населения регулируются законом РФ «о занятости населения в РФ», положениями ТК РФ, отдельными нормами ФЗ «о статусе военнослужащих», «о беженцах», «о вынужденных переселенцах» и др., указами президента, постановлениями правительства, актами минздравсоцразвития, положениями генерального и других соглашений по вопросам СТО, коллективными договорами. Под занятостью граждан понимается их деятельность связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми считаются следующие категории граждан:

1. работающие по ТД

2. зарегистрированные в качестве ИП

3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам

4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера

5. являющиеся членами производственных кооперативов, артелей

6. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность

7. проходящие военную и приравненную к ней службу, а также альтернативную гражданскую службу

8. проходящие очный курс обучение в образовательных учреждениях всех уровней

9. временно отсутствующие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском или переподготовкой, исполнением государственных обязанностей, иными уважительными причинами

10. являющиеся учредителями, участниками организации (ст.2 закона «о занятости»).

11. К основным понятиям в сфере занятости относятся следующие понятия: безработные граждане, подходящая и неподходящая работа, общественные работы, пособие по безработице.

В РФ создано и функционирует государственная служба занятости населения (ГСЗН). ГСЗН включает в себя:

1.федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Такими органами в настоящее время является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

2.органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствие с законом полномочия в сфере занятости населения

3.государственные учреждения СЗН, это центры занятости населения, созданные и действующие в муниципальных образованиях.

Основные функции ГСЗН:

1.оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирования о положении на рынке труда

разработка и реализация программ содействия занятости населения

2.содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

организация мероприятий активной политики занятости населения

3.осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

4.осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения предоставляются гражданам бесплатно/

Конвенция МОТ 168 о содействии занятости и защите от безработицы не ратифицирована. Она частично учтена в нормах национального права, одновременно с этим ряд ее положений расходится с российским законодательством о занятости населения.

Наши рекомендации