Порядок заключения коллективного договора, срок и сфера его действия, регистрация коллективного договора

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключение определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ – ст. 42 ТК РФ.

Правовая процедура разработки и заключения коллективного договора включает в себя условно следующие стадии:

1. Проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора. Право проявить инициативу по проведению таких переговоров имеют представители работников и работодателей – ч.1 ст. 36 ТК. Право направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют:

· Единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя.

· Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя.

· Первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный оран по поручению общего собрания конференции работников.

Во всех случаях необходимо известить о коллективных переговорах все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение 5 рабочих дней создать с их согласия единый представительных орган или включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа – ч.2-5 ст. 37 ТК РФ.

2. Вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения направив инициатору ответ с указанием представителя от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров.

3. Создание комиссии для ведения коллективных переговоров подготовки проекта и заключения коллективного договора из наделенных необходимыми полномочиями представителями сторон – ч.1 и ч.7 ст. 35 ТК.

4. Коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны – ч.2 ст. 36 ТК. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров – ч.9 ст. 37 ТК. Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений – ч.1 ст. 37 ТК. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров – ч.7 ст. 37 ТК.

5. Разработка проекта коллективного договора. Он разрабатывается в процессе коллективных переговоров. При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3-х месяцев с начала коллективных переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий – ч.2 ст. 40 ТК.

6. Урегулирование разногласий. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий – ст. 38 ТК. Не урегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров – ч.3 ст. 40 ТК. Или разрешаться в соответствии с порядком разрешения коллективных трудовых споров – ст. 398 ТК.

7. Обсуждение проекта коллективного договора, подразделение к организации и его доработки, если это определяется сторонами – ст. 42 ТК.

8. Утверждение проекта общим собранием (конференцией) работников, если это определено сторонами – ст. 42 ТК.

9. Подписание коллективного договора сторонами.

10. Регистрация коллективного договора. Коллективный договор в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду – органы МСУ. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными НПА и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда – ст. 50 ТК.

Действие коллективного договора заключается на срок не более 3-х лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами, либо со дня, установленного коллективным договором. Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

Стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более 3-х лет. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3-х месяцев со дня перехода прав собственности. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. Действие коллективного договора распространяется на всех работников, работающих у данного работодателя – ст. 43 ТК.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном для его заключения, или в порядке, установленном коллективном договором – ст. 44 ТК.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами, их представителями, а также соответствующими органами по труду – ст. 51 ТК.

16. Соглашения по социально-трудовым вопросам: понятие, виды, содержание, сфера действия. Генеральное соглашение по регулированию социально-трудовых отношений.

Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, межотраслевом и территориальным уровнем социального партнерства в пределах их компетенции – ч.1 ст. 45 ТК.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах соглашения могут быть двусторонние и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов заключается при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов МСУ, являющиеся стороной соглашения.

Виды соглашений:

· В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых соглашений:

1. Генеральное;

2. Межрегиональное;

3. Региональное;

4. Отраслевое (межотраслевое);

5. Территориальное;

6. Иные соглашения – это соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений – ст. 45 ТК.

Содержание и структура соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение – ст. 46 ТК.

Соглашение не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными НПА. Если такие условия включены в соглашение, то они являются недействительными и применению не подлежат – ч.2 ст. 9 ТК.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключение определен ст. 47 ТК. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров в рамках действующей соответствующей трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Действие соглашений – ст. 48 ТК. Соглашение вступает в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия определяется сторонами, но не может превышать 3-х лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более 3-х лет.

Изменения и дополнения – ст. 49 ТК. Регистрация соглашений ст. 50 ТК. Контроль – ст. 51 ТК.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011 – 2013 годы заключено 29.12.2012 года на заседании российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне и совместное действие сторон по их реализации. Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

Соглашение содержит 7 разделов: экономическая политика; заработная плата, доходы и уровень жизни населения; развитие рынка труда и содействие занятости населения; социальное страхование и социальная защита; условия и охрана труда и другие.

Соглашением предусмотрено представить на ратификацию 18 конвенций МОТ и других международных актов.

Правовое регулирование занятости населения в РФ: основные акты и понятия (занятость, занятые граждане, подходящая работа). Государственные органы содействия занятости РФ и субъектов РФ.

Основные акты и понятия в сфере занятости. Государственные органы содействия занятости.

Стратегическая цель государственной политики занятости населения в РФ – это содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости (ст.1 конвенции МОТ №122 от 9 июля 1964 г. «о политике в области занятости» и ст.5 закона РФ от 19 апреля 1991 г. в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ»).

Отношения в сфере занятости населения регулируются законом РФ от 19 апреля 1991 в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ», положениями ТК РФ, отдельными нормами ФЗ «о статусе военнослужащих», «о беженцах», «о вынужденных переселенцах» и др., указами президента, постановлениями правительства, актами минздравсоцразвития, положениями генерального и других соглашений по вопросам СТО, коллективными договорами.

Расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействие росту безработицы является одним из основных приоритетов программы антикризисных мер правительства РФ на 2009г.

Под занятостью граждан понимается их деятельность связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 закона «о занятости»).

Занятыми считаются следующие категории граждан:

  1. работающие по ТД
  2. зарегистрированные в качестве ИП
  3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам
  4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера
  5. являющиеся членами производственных кооперативов, артелей
  6. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность
  7. проходящие военную и приравненную к ней службу, а также альтернативную гражданскую службу
  8. проходящие очный курс обучение в образовательных учреждениях всех уровней
  9. временно отсутствующие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском или переподготовкой, исполнением государственных обязанностей, иными уважительными причинами
  10. являющиеся учредителями, участниками организации (ст.2 закона «о занятости»).
  11. К основным понятиям в сфере занятости относятся следующие понятия:

безработные граждане

подходящая и неподходящая работа

общественные работы

пособие по безработице

В РФ создано и функционирует государственная служба занятости населения (ГСЗН). ГСЗН включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Такими органами в настоящее время является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено постановлением правительства от 30 июля 2004 года.

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствие с законом полномочия в сфере занятости населения

государственные учреждения СЗН, это центры занятости населения, созданные и действующие в муниципальных образованиях.

Основные функции ГСЗН:

оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирования о положении на рынке труда

разработка и реализация программ содействия занятости населения

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

организация мероприятий активной политики занятости населения

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения предоставляются гражданам бесплатно

Наши рекомендации