Основные течения в развитии общественной мысли и общественных движений

В сер. 20-х г 19 века в русском общественном движении появляются три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Консервативное или охранительное направление стремилось сохранить существующий строй. «Теория официальной народности», выдвинутая С.С. Уваровым к устоям российской государственности относила самодержавие, православие и народность (необходимость для образованных сословий учиться у народа верности престолу). Либералы (П.Я. Чаадаев) проповедовали необходимость проведения умеренных преобразований путем реформ и просвещения. Теоретиками либерализма были ученые-правоведы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. Своеобразным проявлением российского либерализма являются два общественных направления, возникших в 30 – 40 годы 19 века: славянофильство и западничество. Западники ( Е. Д, Кавелин, Т.Н. Грановский) считали, что Россия должна воспринять формы общественной жизни, характерные для Западной Европы. Славянофилы (А.С. Хомяков, Аксаковы, Киреевские) считали, что Россия развивается по собственному особому пути, основанному на монархии, православии, общинности. Целью революционного движения было насильственное изменения общественного устройства, социальной базой стала разночинская интеллигенция. Основы «русского социализма» с опорой на крестьянскую общину были разработаны А.И. Герценом. Революционное движение второй половины 19 века прошло ряд этапов. В 60-е годы действовали разрозненные интеллигентские кружки «Земля и воля», ведущие революционную пропаганду. На рубеже 60-70 х складывается идеология народничества, в которой выделяются три направления: «бунтарское» (М.А. Бакунин), «пропагандистское» (П.Л. Лавров), «заговорщическое» (П.Н. Ткачев). Потерпев неудачу во время «хождения в народ», революционное народничество переходит к террору («Народная воля») и в сер. 80-х . было разгромлено. В 80-е – н. 90 годов в России началось распространение марксизма. (группа «Освобождение труда»), рассматривающего промышленный пролетариат в качестве движущей силы соц. революции. В 1998 – 1903 году марксистские кружки объединяются в РСДРП.

22.Русская идея в общественной мысли 19 века.

Разногласия в обществе об исторической судьбе России, ее настоящем и будущем наиболее отчетливо проявились в споре двух либеральных идейных течений 40-х годов Х1Х века: славянофильства и западничества. Представителями славянофиловбыли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков, представители западников – П.В. Анненков, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П. А. Чаадаев, по ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский. И западники и славянофилы выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за ограничение самодержавия, за введение в стране политических свобод, негативно относились к революции, поддерживали реформистский путь преобразований. Но они расходились в поисках путей развития страны. По мнению славянофилов западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь проявляется общность с теорией «официальной народности»). Славянофилы отстаивали историческую самобытность России, противопоставляли ее Западу. Особенностями России они считали: Православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Крестьянскую общину как высокую нравственную ценность, с ее традициями, обычаями, не испорченную цивилизацией. Отношение русского человека к власти, основанное на «договорной» системе подчинения. (как между земским собором и царем в период Московского государства). Особенности русского характера, с такими чертами как долготерпение, покорность. Учение славянофилов иногда относили к политической реакции, так как оно содержало принципы «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Но они иначе трактовали эти принципы. Под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавие рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». В то же время славянофилы были либералами по своим взглядам, отстаивали свободу личности. Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность расценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра I стали началом вхождения России во всемирную историю. Но они признавали, что реформы осуществлялись с большими трудностями, заложившими основы самодержавного деспотизма. Западники считали, что Россия и Запад идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Носителем преобразований они считали «образованное меньшинство». Важнейшей целью они видели освобождение личности. Либеральные идеи западников и славянофилов оказали большое влияние на общественную мысль России в последующее время. Начатый ими спор о том, является ли Россия центром христианского мира, третьим Римом, или страной, которая является частью Европы, продолжаются и сегодня.

Наши рекомендации