Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия на общественные отношения и поведение людей, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений

┌───────────────────────────────────┐

│ ФУНКЦИИ ПРАВА │

└─────────────────┬─────────────────┘

┌─────────────────────┴──────────────────┐

┌─────────┴──────────┐ ┌──────────────┴─────────────┐

│ Общесоциальные │ │ Специально-юридические │

├────────────────────┘ └────────────────────────────┤

│ │

│ ┌───────────────┐ ┌───────────────────────┐ │

├──┤ экономическая │ │регулятивная (развития)├──┤

│ └───────────────┘ └───────────────────────┘ │

│ ┌───────────────┐ ┌───────────────────────┐ │

├──┤ политическая │ │ охранительная ├──┘

│ └───────────────┘ └───────────────────────┘

│ ┌───────────────┐

├──┤воспитательная │

│ └───────────────┘

│ ┌───────────────┐

└──┤коммуникативная│

└───────────────┘

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества - экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции - экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Таким образом, функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

· экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

· политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

· воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

· коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

Выделяют еще одну функция права:

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.

ТЕМА 9 Типы права

Понятие типа права.

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

ФОРМАЦИЯ - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов — государства и права. Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии Г, выделяет три основных типа эксплуататорского Г: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Под этим углом зрения понятие «исторический тип права» стало ключевым в марксистско-ленинской правовой доктрине. Понятие «Исторический тип права» – это категория, выражающая в обобщенных характеристиках идейные черты всех национальных правовых систем, соответствующих исторически-определенному экономическому базису общества.

Достоинство такого подхода состоит в том:

- продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.

- каждый тип права имеет исторические рамки и определяется классовым содержанием, что тесно увязывается с классовым предназначением права, пониманием его как орудия и средства в руках господствующего класса для подавления классовых противников

Слабая сторона состоит в том, что:

- не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

- Далеко не все страны не только в Азии, Африке и Америке, но также в Европе прошли все те стадии, которые определяет марксистское учение.

- при анализе экономического базиса упускается из виду такой важный факт, как многоукладность, которая сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к цивилизации.

- при формационном рассмотрении структуры классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы-антагонисты, остальные же социальные слои находятся за пределами исследования: они не вписываются в традиционную модель классового противостояния.

Цивилизационный подход. Типологизация права осуществляется на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют:

1) национальные правовые системы (конкретно-историческая совокупность права — юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства);

2) правовые семьи (совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования); различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

Положительный фактор данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.

Слабая сторона – приверженцы недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.

Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание. Формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным (однолинейным), а поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера.

Наши рекомендации