Процесс правового регулирования и его основные стадии. Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования: 1/ предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание); 2/ обязывание как предписание совершить какие-то действия (например, обязанность собственника дома платить налоги); 3/ возложение обязанности воздерживаться от определённых действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Процесс правового регулирования состоит из трех основных стадий:

I. Регламентирование общественных отношений, нуждающихся в правовом опосредствовании.

2. Действне юридических норм, в результате которого возникают или изменяются правовые отношения (субъективные юридические права и обязанности конкретных лиц).

3. Реализация субъективных юридических прав и обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - воплощается в поведении конкретных лиц.

Трем стадиям процесса правового регулирования соответствуют три

основные элемента его механизма:

1. Юридические нормы, которые выполняют роль главного юридического средства, при помощи которого осуществляется регламентирование общественных отношений. Они образуют нормативную основу механизма правового регулирования.

2. Правоотношения - являются той формой, в которой существуют субъективные юридические права и обязанности. Они выполняют роль основного рычага, обеспечивающего действие права в отношении конкретных лиц. Юридические факты является условиями, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

3. Акты реализации субъективных юридических прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого субъективные юридические права и обязанности претворяются в жизнь - воплощаются в поведении конкретных субъектов.

Наряду с этими тремя главными элементами механизма правового регулирования необходимо указать еще два дополнительных элемента:

1. Нормативные юридические акты, которые как бы «обслуживают» первое звено механизма - юридические нормы. Они являются в обществе главной формой выражения и закрепления юридических норм. Вместе с тем, нормативные юридические акты (и тем более связанные с ними правовые явления - юридическая техника, систематизация и толкование нормативных актов) выполняют в механизме правового регулирования самостоятельную функцию.

2. Правосознание и правовая культура занимают специфическое место в механизме правового регулирования. Схематически правосознание и правовую культуру нельзя поместить ни в качества четвертого звена, ни в каком-либо промежутке между тремя вышеуказанными звеньями, они имеют общее значение в механизме и подключаются ко всем его частям.

В 97

Правовые стимулы в системе правовых средств.Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослуш­ному поведению, создающее для удовлетворения собственных инте­ресов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

предполагают повышение позитивной активности;

направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.

В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

-в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

-в зависимости от предмета правового регулирования выделя­ют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы;

-в зависимости от объема выделяют основные(субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

-в зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

-в зависимости от содержания выделяют материально-право­вые (зарплата) и морально-правовые (благодарность) стимулы.

В 98

Правовые ограничения в системе правовых средств.Право — многогранное явление, призванное регулировать об­щественные отношения, социальный феномен цивилизации, элемент культу­ры, меры свободы и справедливости. Наряду с этим право можно оценивать и как средство(инстру­мент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и иссле­дуются правовые средства.

В самом общем виде правовые средства— это все те юриди­ческие инструменты, с помощью которых удовлетворяются инте­ресы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей. Эти целимогут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отно­шений.

В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Особое место в в системе правовых средств занимают правовые ограничения. Правовое ограничение — это правовое сдерживание противо­законного деяния, создающее условия для удовлетворения инте­ресов контрсубъекта и общественных интересов в охране и за­щите.

Общие признаки правовых ограничений:

6)они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей);

7)сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязан­ностей, запретов, наказаний и т.п.;

8)обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

9)предполагают снижение негативной активности;

10) направлены на защиту общественных отношений, выпол­няют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

- в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение(гипотеза), юридическая обязанность, запрет, приостановлениеи пр. (диспозиция), наказа­ние(санкция);

- в зависимости от предмета правового регулирования — на конституционные, гражданские, экологическиеи т.п.;

- в зависимости от объема на полные(ограничение дееспособности детей) и частичные(ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

- в зависимости от времени действия — на постоянные (уста­новленные законом избирательные ограничения) и временные(обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

- в зависимости от содержания — на материально-правовые(лишение премии) и морально-правовые(выговор).

В 99

Юридический процесс: понятие, виды.Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на опти­мальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права.Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах.

Юридический процесс присущ законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной де­ятельности, выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативного осуществления право­вых предписаний. Юридический процесс, следовательно, призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, существующие в юридической деятельности, содействовать реализации норм матери­ального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.

Юридический процесс — это всегда определенная система, со­стоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов. В зависимости от предмета правового регулирования (отраслево­го признака) юридический процесс подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный.

Гражданско-процессуальное право (ГПК) и уголовно-про­цессуальное право (УПК) регулируют соответственно граж­данское судопроизводство и предварительное расследование и судо­производство по уголовным делам. Конституционный процесс находится в стадии правового форми­рования, поисков оптимальных средств и путей осуществления кон­ституционного контроля.

Юридический процесс может классифицироваться на: правотворческий (воплоща­ется, например, в регламентах Государственной Думы и Совета Фе­дерации Федерального Собрания РФ), правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность ми­нистра), с помощью которого принимаются правоприменительные акты; праворазъяснительный (воплощается, например, в Федераль­ном конституционном законе «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации»), с помощью которого принимаются интерпрета­ционные акты.

В 100

Юридическая практика.Юридическая практика - это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным соци­ально-правовым опытом.

Признаки юридической практики: -она строится на основе норм права; -представляет собой составную часть правовой культуры общества; -интегрирует правовую систему; -порождает соответствующие юридические последствия.

Структура юридической практики: 1.юридическая деятельностьэлемен­тами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия; 2.социально-правовой опыткоторый в качестве элемента включает предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятель­ности.

Виды юридической практики:

1) в зависимости от способа преобразования общественных отношений она бывает правотворческой; правоприменительной; интерпретационной;

2) в зависимости от субъектов: законодательной; исполнительной; судебной; следственной; нотариальной и т.п.

3) в зависимости от функциональной роли: регулятивной; охранительной.

В 101

Понятие, сущность и основные принципы законности.Законность – это соблюдение всеми субъектами права предписаний законов и подзаконных актов.

Условия законности:

а) наличие правовых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

б) их выполнение, ибо только наличие даже самых совершен­ных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:

1) единство законности -понимание и применение норматив­ных актов должно быть одинаковым на всей территории страны;

2) верховенство Конституции и закона -подчиненность Консти­туции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности;

3)гарантированность прав и свобод человека и гражданина -с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе;

4)связь законности с культурой -от культурного уровня обще­ства и должностных лиц зависит состояние законности; и наобо­рот, соблюдение законодательства является одним из существен­ных условий и показателей культурного уровня общества;

5)связь законности с целесообразностью -обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целе­сообразность должна быть в рамках закона;

6)принцип презумпции невиновности.

В 102

Гарантии законности: понятие, виды.Законность – это соблюдение всеми субъектами права предписаний законов и подзаконных актов. Гарантии законности — это средства и условия, обеспечиваю­щие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятствен­ное осуществление прав граждан и интересов общества и госу­дарства.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

социально-экономические - это степень экономического раз­вития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.;

политические - это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.;

организационные - это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов — прокуратуры, суда, милиции и т.д.;

общественные - это сложившийся в стране комплекс профи­лактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства;

идеологические - это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обще­стве;

специально-юридические - способы и средства, установлен­ные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований. К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся ус­тановленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и граж­данских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

В 103

Соотношение законности, правопорядка и демократии.Законность – это соблюдение всеми субъектами права предписаний законов и подзаконных актов. Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.

Особенности правопорядка:

1) он запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

5) выступает итогом законности.

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие. Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:

с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления;

— с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.

В свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

В 104

Правовая система общества: понятие и структура.Правовая система общества— это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные эле­менты:право (законодательство); юридическая практика; господствующая правовая идеология. Помимо права, юридической практики и господствующей пра­вовой идеологии (как главных элементов правовой системы) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п. Понятие «правовая система» выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой — яв­ление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает пра­вовое воздействие на поведение людей.

Право — ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обще­стве можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.

В 105

Романо-германская правовая семья и ее особенности.К романо-германской правовой семье относятся правовые систе­мы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых сис­тем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Совре­менная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выде­лить следующие:

1. единая, иерархически построенная система источников писа­ного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

2. главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

3. правопри­менитель (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правопримени­тельных актах;

4. высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

5. весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

6. деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

7. правовой обычай и юридический прецедент выступают в ка­честве вспомогательных, дополнительных источников;

8. на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

9. особое значение имеет юридическая доктрина, разработав­шая и разрабатывающая в университетах основные принципы (тео­рию) построения данной правовой семьи.

В 106

Англосаксонская правовая семья и ее особенности.Правовая семья- этосовокупность правовых систем, выде­ленная на основе общности источников, структуры права и ис­торического пути его формирования.

К англосаксонской правовой семье относят национально-пра­вовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

— основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

— юридические прецеденты носят индивидуальный (казуисти­ческий) характер;

— ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судам, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

— на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

— главенствующее значение имеет процессуальное (процедур­ное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

— отсутствуют кодифицированные отрасли права;

— отсутствуют классическое деление права на частное и пуб­личное;

— статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источ­ников;

— юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагмати­ческий, прикладной характер.

В 107

Семья религиозного права.Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить сле­дующие:

—главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

— источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;

— весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также местными обычаями образует в своей совокупности единые правил поведения;

— особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

— отсутствует деление права на частное и публичное;

— нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

— судебная практика в собственном смысле слова не являете) источником права;

— во многом основана на идее обязанностей, а не прав человек (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).

В 108

Правовая система Российской Федерации.В нашем Отечестве с 1917 г. и до распада Союза ССР действовало социалистическое право, которое можно кратко охарактеризовать следующим образом:

а) Советское (социалистическое) право длительное время считалось классовым, «выражающим интересы рабочих и крестьян, трудящихся»;

б) право рассматривалось как орудие государственной власти;

в) в праве обеспечивались доминирующие интересы государства, и отсюда приоритетная защита государственной собственности, частная собственность не существовала;

г) право граждан до конца 70-х гг. формально получало признание как приоритетное;

д) закон не занимал первенствующего положения в правовой системе, где главенствовали партийно-административные решения;

е) не обеспечивалась судебная защита прав юридических и физических лиц.

В современный период в повестке дня вопросы:

* какими путями будут развиваться правовая система России и правовые системы стран Центральной и Восточной Европы?;

* вольются ли они в большую семью континентального права?;

* в какой мере будет испытываться в России как многонациональной стране влияние мусульманского права?;

* есть ли условия для формирования общего славянского права?;

* каким будет общееправовое постсоциалистическое пространство?

Эти вопросы требуют объективных ответов, ибо без них правовое развитие страны будет стихийным и подверженным любому внешнему воздействию. Правовые акты и нормы не будут восприниматься населением как "свои", "близкие" и "понятные". Своеобразие "славянского" правосознания как "чувства правовой справедливости" позволит поднять уровень правотворчества и правоприменения, в чем мы так нуждаемся.

В научной среде, в сфере политики, в кругах общественности обсуждается несколько вариантов развития постсоциалистической правовой семьи.

Вариант первый — "возвращение" традиционных правовых семей и прежде всего континентального права. Действительно, многие правовые идеи и принципы реально становятся общими и охотно воспринимаются в России, Чехии, Польше и других странах, "копируются" законодательные акты. Но всегда ли удается отвлечься от исторических правовых корней, пренебречь правопреемственностью и правовыми взглядами граждан, которые не меняют их коренным образом.

Вариант второй предложен исследователями, которые считают возможным формировать общее славянское право с приоритетным влиянием российской правовой идеологии и законотворческих новелл. Культурно-историческая, религиозно-этическая и морально-психологическая общность народов служит фундаментом для

этого процесса. И в нашей отечественной истории, как известно, были разработаны аспекты славянского уклада жизни и мышления, социоисторических, государственно-правовых институтов. Напомним еще раз о книге Н. Я. Данилевского "Россия и Европа" и о книге М. Ф. Владимирского-Буданова "Обзор русского права", в которой утверждается, что идеи единства славянского права не противоречат правовым различиям.

В самом деле, к такой перспективе побуждают общность правопонимания и источников права, некоторые традиционные коллективистские структуры и формы правового общения, традиции общего юридического языка, построения законодательства, сохранения нормативных текстов. Усиление интеграции славянских народов и государств усиливает данную тенденцию, и она заслуживает дальнейшего изучения.

Вариант третий — постепенное формирование на постсоциалистическом пространстве двух-трех правовых семей: прибалтийской с тяготением к северной (скандинавской) правовой семье, славянской правовой семьи в сочетании с азиатско-мусульманской правовой семьей, центрально-европейской с тяготением к романо-германской семье. При сильном взаимовлиянии будет трудно жестко структурировать разные правовые семьи, но их мировоззренческие истоки и проявления правопреемственности могут быть выражены более или менее отчетливо.

* - * - *

Наши рекомендации