Подходы и методы регионального прогнозирования
Прогнозирование региональных процессов - важнейшая и неотъемлемая часть процесса управления. Прогноз развития региона – комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах, дающих представление о будущих параметрах развития региона. В основе регионального прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние региона определяется его прошлым и настоящим состоянием. Но необходимо помнить, что будущее всегда несет элементы неопределенности, т.к. существует множество вариантов возможного развития.
По периодам упреждения выделяют:
- краткосрочное прогнозирование (2-3 года);
- среднесрочное прогнозирование (5-7 лет);
- долгосрочное прогнозирование (до 15-20 лет).
Краткосрочные прогнозы используются при разработке бюджета на следующий год. Среднесрочные и долгосрочные прогнозы применяются для выявления структурных сдвигов в хозяйстве регионов, и связанных с ними изменений социально-экономической обстановки. Кроме того, среднесрочные прогнозы выполняются в процессе подготовки государственных программ.
Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе.
Виды прогноза в соответствии со спецификой регионального воспроизводства:
- социально-демографический;
- природно-ресурсный;
- экономический.
Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах: генетическом и нормативно-целевом.
При генетическом подходе направления регионального развития обосновываются исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. Он сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее.
При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей, в основе которых лежат выявленные общественные потребности и существующие (к настоящему времени используемые) технические/технологические достижения. Оба подхода дополняют друг друга. Сопоставление результатов, полученных на их основе, повышает обоснованность и достоверность результатов прогнозирования. Методы прогнозирования подразделяются на:
- методы экстраполяции;
- методы экспертных оценок;
- методы моделирования.
Эти группы методов имеют между собой тесное информационное и инструментальное взаимодействие. При информационном взаимодействии методы экстраполяции часто являются единственным источником получения необходимых данных. Инструментальная связь возникает в случае необходимости построения трендовых моделей.
Планирование соц-эк развития регионов
Специфический вид управленческой деятельности – планирование - направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный период времени. Результатом процесса планирования является план, дающий описание будущего (желаемого) состояния и (или) тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план. Другими словами, план всегда должен включать систему целей и схему действий по их реализации (мерприятия, задания, ресурсы).
Основные элементы процесса планирования: результаты; средства; ресурсы; внедрение (алгоритм принятия решений); контроль.
Принципы планирования: системность, комплексность, оптимальность, адаптивность, ограниченность ресурсных возможностей.
Региональное планирование тесно связано с бюджетной политикой. В основе бюджетов (годовых и среднесрочных) всегда лежит план или прогноз развития соответствующей территории. Нередко разработка регионального плана (программы) выступает как необходимое условие получения средств из государственного бюджета, а в Европе — средств из структурных фондов Европейского союза. Метод директивного планирования заключается в установлении жестких плановых заданий, обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами. Он наиболее широко применялся в централизованно-планируемой экономике социалистических стран, однако находит свое место и в рыночной системе хозяйства. Директивное планирование существует в том случае, если имеется право собственности на определенный объект.
Индикативное планирование используется в смешанной экономике в отношении частного сектора, где государство не имеет права собственности. Данный метод основан на установлении комплекса нормативных показателей, носящих рекомендательный характер. Они не обязательны для исполнения; основная цель данных нормативов — создание стимулов и ориентиров для субъектов рынка с учетом интересов общества в целом. Это достигается путем использования налоговых льгот, субсидий и иных форм поддержки предприятий, осуществляющих свою деятельность с учетом приоритетов, закрепленных в индикативном плане.