Методы прогнозирования. Классификация и краткая характеристика методов прогнозирования.

Недостатки

Сильное упрощение ситуации;

В модели учитываются только два фактора, однако высокая относительная доля рынка - не единственный фактор успеха, а высокие темпы прироста - не единственный показатель привлекательности рынка;

Отсутствие учета финансового аспекта, удаление собак может привести к удорожанию себестоимости коров и звезд, а также негативно сказаться на лояльности клиентов, пользующихся данным продуктом;

Допущение о том, что доля рынка соответствует прибыли, это правило может нарушаться при выводе на рынок нового продукта с большими инвестиционными затратами;

Допущение, что снижение рынка вызвано окончанием жизненного цикла товара. Бывают другие ситуации на рынке, например, окончание ажиотажного спроса или экономический кризис.

Преимущества

теоретическая проработка взаимосвязи между финансовыми поступлениями и анализируемыми параметрами;

объективность анализируемых параметров (относительная рыночная доля и темп роста рынка);

наглядность получаемых результатов и простота построения;

она позволяет сочетать анализ портфеля с моделью жизненного цикла товара;

проста и доступна для понимания;

легко разработать стратегию для бизнес-единиц и инвестиционную политику.

Правила построения

Горизонтальная ось соответствует относительной доле рынка, координатное пространство от 0 до 1 в середине с шагом 0,1 и далее от 1 до 10 с шагом 1. Оценка доли на рынке является результатом анализа продаж всех участников отрасли. Относительная доля рынка рассчитывается как отношение собственных продаж к продажам сильнейшего конкурента или трех сильнейших конкурентов, в зависимости от степени концентрации на конкретном рынке. 1 означает, что собственные продажи равны продажам сильнейшего конкурента.

Вертикальная ось соответствует темпам роста рынка. Координатное пространство определяется темпами роста всех продуктов компании от максимального до минимального, минимальное значение может быть отрицательное, если темп роста отрицательный.

По каждому продукту устанавливается пересечение вертикальной и горизонтальной оси и рисуется круг, площадь которого соответствует доле продукта в объемах продаж компании.

Методы прогнозирования. Классификация и краткая характеристика методов прогнозирования. - student2.ru

Матрица Ансоффа (матрица товар—рынок)— аналитический инструмент стратегического менеджмента, разработанный основоположником этой науки, американцем русского происхождения Игорем Ансоффом, и предназначенный для определения стратегии позиционирования товара на рынке.

Методы прогнозирования. Классификация и краткая характеристика методов прогнозирования. - student2.ru

Стратегии по матрице Ансоффа

Стратегия проникновения на рынок (существующий товар — существующий рынок)

Естественная стратегия для большинства компаний, стремящихся увеличить долю существующих товаров на соответствующем рынке. Расширение проникновения на рынок — это наиболее очевидная стратегия, её обычное практическое выражение — стремление увеличить продажи. Основными инструментами могут быть: повышение качества товаров, повышение эффективности бизнес-процессов, привлечение новых клиентов за счёт рекламы. Источниками роста продаж также могут быть: увеличение частоты использования товара (например, за счёт программ лояльности), увеличение количества использования товара.

Резюме

Оценка рынка сбыта

-Описание потребителей нового товара.

-Оценка конкурентов.

-Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.

План маркетинга

-Цели маркетинга.

-Стратегия маркетинга.

-Финансовое обеспечение плана маркетинга.

План производства

-Изготовитель нового товара.

-Наличие и требуемые мощности производства.

-Материальные факторы производства.

-Описание производственного процесса.

6.Организационный план

-Организационно-правовая форма собственности фирмы.

-Организационная структура фирмы.

-Распределение обязанностей.

-Сведения о партнерах.

-Описание внешней среды бизнеса.

-Трудовые ресурсы фирмы.

-Сведения о членах руководящего состава.

7. Финансовый план.

-План доходов и расходов .

-План денежных поступлений и выплат.

-Сводный баланс активов и пассивов фирмы.

-График достижения безубыточности.

-Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).

-Оценка риска и страхование.

Приложение

23. Планирование издержек производства и себестоимости продукции. Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельности затрачивает различные ресурсы. Эти затраты в планировании принято делить на единовременные и текущие. Единовременные затраты осуществляются в форме инвестиций на различные инновационные мероприятия, связанные с расширением производства, заменой выбывающих основных фондов, модернизацией и капитальным ремонтом основных фондов, техническим перевооружением, реконструкцией и новым строительством, пополнением оборотных средств и освоением новых видов деятельности.

Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции, работ, услуг и принимают форму издержек. Основная часть издержек - затраты на производство и реализацию продукции. Кроме них предприятие платит налоги, сборы, отчисления, штрафы, пеню, неустойки, обусловленные действующим законодательством, расходует средства на социальные нужды членов трудового коллектива и благотворительную деятельность, а также финансирование текущих мероприятий по формированию и реализации стратегии и тактики своего развития. Составной частью издержек предприятия является себестоимость продукции. Качественно издержки и себестоимость не различаются, поскольку представляют собой текущие затраты. Их различие выражается в следующем.

При разработке плана по себестоимости должны быть решены следующие задачи:- выполнен анализ стоимостных показателей производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;- выявлены возможности и уточнены размеры снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом;- составлены калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции;- выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации;- определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;- оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;- создана база для разработки оптовых или розничных цен;- разработаны меры по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.

План по издержкам предприятия состоит из следующих разделов:

1) расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;2) калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг);3) смета затрат на производство.

При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы.

1. Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При 2. Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. 3. Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. 4. Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов.

Планирование результатов деятельность предприятия.

Финансовое планирование является исключительно важным аспектом деятельности любого предприятия.

Финансовое планирование - это собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателей, которые помогают обеспечить предприятие финансовыми ресурсами и увеличить эффективность его деятельности в определенный период времени в будущем. Финансовое планирование является как бы первым шагом на пути к процветанию фирмы.

Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей. Оно дает возможность определить, насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций.

Методы планирования - это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся: экономического анализа; нормативный; балансовых расчетов; денежных потоков; метод многовариантности; экономико-математическое моделирование. Цель каждой фирмы подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов, таких как: анализ финансовой ситуации; разработка общей финансовой стратегии фирмы; составление текущих финансовых планов; корректировка, увязка и конкретизация финансового плана; осуществление оперативного финансового планирования; выполнение финансового плана; анализ и контроль выполнения плана.

Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое). С переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятся более четкими.

В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии и прогнозирования финансовой деятельности предприятия.

Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей.

Оперативное финансовое планирование - это логическое продолжение текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия.

Я считаю очень важным использования финансового планирования, всех его видов. Постепенное продвижение от большого к малому, конкретизация финансовых показателей, контроль за исполнением финансовых планов являются залогом процветания и устойчивости любого предприятия. Также очень важно не просто использовать существующие методы финансового планирования в России, но и стараться все время усвоить новое, отслеживать новые методики финансового планирования, перенимать зарубежный опыт.

Методы прогнозирования. Классификация и краткая характеристика методов прогнозирования.

6. Методы прогнозирования. Классификация и краткая характеристика методов прогнозирования. - student2.ru

1) фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;

2) экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов; 3) комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

В свою очередь, каждый из перечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы: статистических (параметрических) методов; опережающих методов. Группа статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др. Группа опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам: по количеству привлеченных экспертов;

7. Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке информации и оценке результатов. В состав формализованных методов прогнозирования входят: методы экстраполяции и методы математического моделирования.

Статистические методы прогнозирования — научная и учебная дисциплина, к основным задачам которой относятся разработка, изучение и применение современных математико-статистических методов прогнозирования на основе объективных данных; развитие теории и практики вероятностно-статистического моделирования экспертных методов прогнозирования; методов прогнозирования в условиях риска и комбинированных методов прогнозирования с использованием совместно экономико-математических и эконометрических (как математико-статистических, так и экспертных) моделей. Научной базой статистических методов прогнозирования является прикладная статистика и теория принятия решений.

8. Интуитивные методы прогнозирования применяются для тех процессов, которые невозможно описать математическими формулами. Использование данных методов дает возможность получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Сущность интуитивных методов заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. Решение проблемы в этом случае базируется на обобщенном мнении экспертов.

Методы экспертных оценок широко применяются на практике и имеют характерные особенности: 1) научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом этапе; 2) применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов.

Организация процедуры экспертной оценки включает несколько этапов: формирование репрезентативной экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы; статистическую обработку полученных результатов опроса.

9.Организационные основы прогнозирования:

· роль прогнозирования в рыночной экономике,

· информационная база прогнозирования,

· организация работ по прогнозированию в Российской Федерации.

1)основная функциональная роль прогнозированиязаключается:

в научном анализе социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций;

оценке действия тенденций в будущем;

выявлении причинно-следственных связей и узловых проблем раз­вития социально-экономических систем;

предвидении будущих социально-экономических условий и акту­альных проблем, требующих решения;

выявлении альтернатив развития социально-экономической систе­мы и их оценки на основе определенной системы критериев.

2). Информационная база прогнозирования Основными источникамиисходной информации для прогнозирова­ния являются: государственная и ведомственная статистическая отчетность;результаты сплошных и выборочных обследований; статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность организаций; научно-техническая документация по результатам выполнения науч­но-исследовательских разработок, в т.ч. обзоры, проспекты, каталоги и другая информация о развитии науки и техники в стране и в мире;патентно-лицензионная документация. Основные требованияк информации: достоверность; достаточ­ность и комплексность; системность; сопоставимость.

По назначениювся информация делится на: социально-экономическую - экономические, социальные и демогра­фические показатели; научно-техническую - данные о технических подсистемах объекта; нормативно-справочную информацию - установленные соотноше­ния затрат и результатов, функциональные обязанности сотрудни­ков и т.д. ее состав и объем зависят от степени дифференциации прогнозных расчетов; информацию прогнозной ситуации образуют данные, характери­зующие цели прогноза и условия, в которых будет протекать разви­тие прогнозируемого объекта; информацию обратной связи составляют: данные проведенных прогнозов; данные об отклонениях фактического состояния объекта от про­гнозных величин; данные об отклонениях фактического состояния исходной ин­формации от показателей, принятых при прогнозировании.

По отношению к объектупрогнозирования информация разделяется на: эндогенную и экзогенную.

По функциональностиинформация разделяется на: управляющую, управляемую и неуправляемую.По степени сжатияинформация разделяется на: агрегированную и неагрегированную. Все показатели можно классифицировать следующим образом:по назначению: утвержденные, индикативные, расчетные.по содержанию: интегральные,- индивидуальные.по форме: количественные и качественные; натуральные и стоимо­стные; абсолютные и относительные.

3). Организация работ по прогнозированию в Российской Федерации

Основные элементы прогнозирования и планирования на общерос­сийском уровне, общий порядок разработки и ввода в действие планов определены Федеральным законом «О государственном прогнозиро­вании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ.

Основные элементы системы государственного прогнозирования и планирования:

- Концепция социально-экономического развития России на долго­срочную и среднесрочную перспективу;

- государственные прогнозы и программы социально-экономического развития страны на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Развитие прогнозирования в РФ. Государственные прогнозы явля­ются скорее планами-прогнозами, так как представляют собой не просто научно обоснованные представления о характере протекания процессов в будущем, а содержат предложения по объемам государ­ственных инвестиций, по реализации государственных программ и пр. Прогнозные разработки являются неотъемлемой составной частью комплексных целевых программ.

• С 1992 г. ежегодно разрабатываются текущие прогнозы социально-экономического развития;

• В 1995 г. прогнозы приобрели среднесрочный [на 5 лет] и долгосроч­ный [на 10 лет] характер, что связано с принятием закона от 20.07.1995 № 115-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 27.11.1995 № 1170 «Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2005 годы»;

• С 1999 г. показатели прогноза социально-экономического развития страны увязываются с показателями федерального бюджета.

Организация работ по прогнозированию – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для разработки прогнозов с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений.Организация предполагает решение следующих задач: Подготовку специалистов, владеющих методологией прогнозирования; Формирование и обеспечение функционирования рабочих органов прогнозирования, интегрированных с существующими службами управления. Этапы. При разработке прогнозов можно выделить следующие этапы:Сбор, информация, анализ и корректировка информации; Анализ сложившихся тенденций и проблем развития объекта;Разработка прогноза.

10. Прогнозирование с использованием экономико-математического моделирования. экономико-математические методы понимается в свою очередь как обобщающее название комплекса экономи­ческих и математических научных дисциплин, объединенных для изучения социально-экономических систем и процессов. 1. Постановка экономической проблемы и ее качествен­ный анализ.На этом этапе требуется сформулировать сущность проблемы, принимаемые предпосылки и допу­щения. Необходимо выделить важнейшие черты и свой­ства моделируемого объекта, изучить его структуру и
взаимосвязь его элементов, хотя бы предварительно сформулировать гипотезы, объясняющие поведение и развитие объекта.
2. Построение математической модели. Это этап формали­зации экономической проблемы, т. е. выражения ее в виде конкретных математических зависимостей (функ­ций, уравнений, неравенств и др.). Построение модели подразделяется в свою очередь на несколько стадий. Сначала определяется тип экономико-математической модели, изучаются возможности ее применения в данной задаче, уточняются конкретный перечень переменных и параметров и форма связей 3. Математический анализ модели.На этом этапе чисто математическими приемами исследования выявляются общие свойства модели и ее решений. В частности, важ­ным моментом является доказательство существования решения сформулированной задачи. При аналитическом исследовании выясняется, единственно ли решение, ка­кие переменные могут входить в решение, в каких пре­делах они изменяются, каковы тенденции их изменения и т. д. 4. Подготовка исходной информации. В экономических задачах это, как правило, наиболее трудоемкий этап мо­делирования, так как дело не сводится к пассивному сбору данных. В процессе подготовки информации использу­ются методы теории вероятностей, теоретической и ма­тематической статистики для организации выборочных обследований, оценки достоверности данных и т.д. 5. Численное решение. Этот этап включает разработку ал­горитмов численного решения задачи, подготовку про­грамм на ЭВМ и непосредственное проведение расчетов;
при этом значительные трудности вызываются большой размерностью экономических задач. Обычно расчеты на основе экономико-математической модели носят много­вариантный характер.
6. Анализ численных результатов и их применение. На этом этапе прежде всего решается важнейший вопрос о правильности и полноте результатов моделирования и применимости их как в практической деятельности, так и в целях усовершенствования модели. Поэтому в первую очередь должна быть проведена проверка адек­ватности модели по тем свойствам, которые выбраны в качестве существенных (другими словами, должны быть произведены верификация и валидация модели).

11. Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания.

Например, рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека - 82 кг. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др.

Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.

12. балансовый метод, реализуемый через систему балансов. Балансом называется таблица, в которой осуществляется сопоставление наличия ресурсов и источников их поступления с направлениями и объемами использования. Балансы в экономике выполняют различные функции, разрабатываются для различных целей и используются в различных сферах экономической деятельности: в планировании и прогнозировании, статистике, бухгалтерском учете и анализе хозяйственной деятельности. Их совокупность позволяет охарактеризовать, объединить и сбалансировать многочисленные экономические процессы и явления. В планировании и прогнозировании балансовый метод обеспечивает увязку потребностей и ресурсов в масштабе всего общественного производства, координацию в развитии смежных отраслей и производств, обеспечивает пропорциональность и взаимоувязку всех элементов народного хозяйства. С его помощью вскрываются диспропорции, выявляются неиспользованные резервы, намечаются и обосновываются новые пропорции. Используемые в планировании, прогнозировании балансы можно объединить в три группы: материальные, стоимостные, трудовые.

Материальные балансы характеризуют производство и использование конкретных видов продукции, сырья, материалов (топлива, электроэнергии, металла и др.), производственных мощностей, оборудования, основных фондов и т.д. Материальные балансы разрабатываются в физических единицах, условно-натуральном и стоимостном выражениях и состоят из двух частей: ресурсной, где отражаются показатели, характеризующие ресурсы по всем источникам поступления; и распределительной, характеризующей направления использования ресурсов. Эти части должны быть равны. Материальные балансы строятся по следующей схеме.

13.Прогнозирование и планирование социального развития рыночного хозяйства:Планирование и прогнозирование, а также конкретная работа по реализации планов и прогнозов развития социальной сферы ведется на нескольких уровнях:

межгосударственном – в рамках межгосударственных договоров и международных соглашений, подписанных государством;

федеральном (для государств с федеральной системой устройства);

региональном (субъектов федерации) и внутрирегиональном;

отраслевом и в рамках организационно-правовых форм хозяйствования;

на уровне общественных организаций и объединений граждан (профсоюзов, союзов предпринимателей и потребителей и т.п.);

индивидуально-семейном уровне.

На указанных уровнях социальная политика может реализовываться в коллективных (массовых) и индивидуальных (личностных) формах, при помощи экономических, административных, правовых и идеологических методов, на основе важнейших принципов ее разработки и реализации: социальной справедливости, равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг, гарантий со стороны государства минимально допустимого «стандарта» (норматива) и др.

14.Социальная политика государства – реализация системы прогнозирования и планирования в социальной сфере.

Социальная политика государства – это система скоординированных мер различных органов государства, направленных на достижение планируемых и прогнозируемых целей социально-экономического развития. Такими целями, в частности, являются:

-повышение различных сторон жизнедеятельности населения страны;

-рост доходов и уровня потребления (потребительского спроса) населения;

достижение определенного уровня социальной защиты граждан и др.

Планирование и прогнозирование, а также конкретная работа по реализации планов и прогнозов развития социальной сферы ведется на нескольких уровнях:

межгосударственном – в рамках межгосударственных договоров и международных соглашений, подписанных государством;

федеральном (для государств с федеральной системой устройства);

региональном (субъектов федерации) и внутрирегиональном;

отраслевом и в рамках организационно-правовых форм хозяйствования;

на уровне общественных организаций и объединений граждан (профсоюзов, союзов предпринимателей и потребителей и т.п.);

индивидуально-семейном уровне.

На указанных уровнях социальная политика может реализовываться в коллективных (массовых) и индивидуальных (личностных) формах, при помощи экономических, административных, правовых и идеологических методов, на основе важнейших принципов ее разработки и реализации: социальной справедливости, равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг, гарантий со стороны государства минимально допустимого «стандарта» (норматива) и др.

Данная политика реализуется в практике разработки, принятия и выполнения целевых социальных программ («Продовольствие», «Жилище», «Дети России», «Здоровье нации», «АнтиСПИД», «Развитие образования», «Социальная поддержка инвалидов»…) 15. Прогнозирование направлений развития рынка труда.Рынок труда представляет собой сферу социально-экономических отношений, в которой происходит взаимодействие собственников (рабочей силы) и потенциальных потребителей этого специфического товара – работодателей. В рыночной экономике лиц наемного и самостоятельного труда относят к владельцам специфического человеческого капитала. Государственная политика на рынке труда опирается на стратегию, основой которой являются: различные формы госрегулирования занятости:

а) инвестиционная политика в целях регулирования занятости;

б) регулирование миграционных процессов;

в) стимулирование создания новых рабочих мест;

г) содействие профессиональной подготовке и переподготовке;

д) содействие занятости и самозанятости;

е) использование нестандартных форм занятости, организация системы профессиональной ориентации населения;

организационное обеспечение, включающее:

а) координацию органов исполнительной власти;

б) отработку механизмов социального партнерства в сфере занятости;

в) создание условий развития инфраструктуры рынка труда;

г) создание общенациональной информационной системы сбора и предоставления информации о состоянии рынка труда в отраслях, регионах и сферах деятельности;

развитие системы социальной защиты временно незанятых граждан, включающей:

а) систему социального обеспечения;

б) систему страхования;

в) адресную социальную помощь населению;

нормативное обеспечение, основу которого составляют законодательные и нормативные акты в сфере трудовых отношений;

научно-методическое обеспечение занятости:

а) совершенствование статистической базы исследований;

б) разработку и внедрение методов прогнозирования развития рынка труда;

в) разработку государственных и региональных программ занятости;

г) техническое оснащение служб занятости.

Меры государственного воздействия на рынок труда различаются: по объектам воздействия; направлениям воздействия; формам воздействия; содержанию мер регулирования; уровню воздействия; источникам используемых средств.

Поэтому политика занятости в широком смысле охватывает систему социально-экономических отношений по поводу вовлечения трудоспособного населения в общественно-полезную деятельность, приносящую, как правило, доход как вовлекаемому члену общества, так и вовлекающему его в эту деятельность. В этой связи занятость предстает одним из важнейших показателей, качественной характеристикой развития и состояния экономики страны и благосостояния населения. Она характеризует также положение в общественном воспроизводстве в отдельные периоды времени. В целом же политика занятости базируется на следующих принципах: добровольности труда, свободном распоряжении гражданами своими способностями к творческому и производительному труду; ответственности государства за создание равных стартовых условий при реализации гражданами своих прав на труд;учета и обеспечения долговременных национальных интересов;учета национальных и региональных традиций в реализации права на труд и сложившихся особенностей развития трудовых отношений; комплексного подхода к решению проблем занятости на основе координации усилий государства, предпринимателей и профсоюзов, использования финансовых возможностей бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, средств частных фирм, общественных объединений и граждан. Все виды занятости представлены в виде социально-экономической структуры занятости. Это лица, работающие по найму; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, временно отсутствующие (не работающие) по различным причинам, самозанятые (самообеспечивающие себя работой), находящиеся на военной и приравненной к ней службам, обучающиеся в средних и высших учебных заведениях и т.д. Особо выделяются три группы: занятые в экономике оплачиваемой деятельностью; военнослужащие и приравненные к ним лица; обучающиеся с отрывом от производства.

Занятые в экономике составляют следующие подгруппы:

наемных работников (лиц наемного труда);

работодателей;

самозанятых (лиц, работающих за свой счет);

членов производственных кооперативов;

помогающих членов семьи;

работников, не классифицируемых по статусу.

Государственная политика в сфере содействия занятости предстает важнейшим элементом регулирования социально-трудовых отношений и направлена:

на развитие трудовых ресурсов;

обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации их права на труд;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

обеспечение социальной защиты населения в сфере занятости;

предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих и создающих рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

координацию деятельности в сфере занятости с деятельностью по другим направлениям государственной экономической политики (ГЭП).

Основные направления ГЭП в сфере социально-трудовых отношений:

регулирование процесса создания и сохранения рабочих мест;

спроса на рабочую силу (труд);

разработка государственной политики в системе образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Методы регулирования занятости и рынка труда не отличаются от общих, применяемых в системе ГРЭ, к которым относятся: экономические, организационные и административно-законодательные; прямого и косвенного воздействия; активной и пассивной политики в сфере занятости.

Пассивная политика предполагает о<

Наши рекомендации