Понятие, структура и виды политической системы
Общества
В отечественной и зарубежной политической литературе в зависимости от подходов и используемых при этом критериев существуют самые различные точки зрения на понятие политической системы. Последняя определяется как комплекс взаимодействий элементов, посредством которых достигается властное распределение ценностей (Д. Истон), как совокупность взаимодействующих ролей (Г. Алмонд), как некоторый итог процесса политики (К. фон Бойме), как система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М. Н. Марченко), как система, состоящая из идей и политических ценностей, организаций, институтов, норм, отношений, традиций (Р. Манд, Б. Н. То-порнин, А. Лопатка) и т. д.
Такое разнообразие мнений само по себе естественно, ибо, с одной стороны, отражает закономерный процесс постоянного накопления и развития научных данных о политической системе, подчеркивает ее сложный и противоречивый характер, а с другой — выделяет различные субъективные методологические и идеологические позиции авторов.
Более или менее универсальное (сквозное) и самое общее понятие политической системы, отражающее сущность и содержание политической материи, можно дать на основе рассмотренных нами критериев. Политическая система — это комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории.Определение же конкретной политической системы зависит от ее структуры, вида и содержательно-функциональных характеристик.
По своей структуре любая политическая система, как отмечается в литературе, представляет собой сложное явление, состоящее из нескольких подсистем (Ю. А. Тихомиров, В. Е. Чиркин, К. С. Гаджиев, А. И. Демидов, А. А. Федосеев и др.). На наш взгляд, можно выделить следующие компоненты (блоки) политической системы:
1) личностно-организационный блок обозначает взаимосвязь политики и человека. Все люди, так или иначе, подвергаются политическому воздействию в самых различных формах. Но это одна грань данного отношения. Вторая заключается в том, что наиболее "подготовленные" индивиды через разнообразные организационно-политические формы активно участвуют в выработке политических идей и норм, формировании политической власти. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие общества. Каковы люди, такова и политика;
2) организационно-институциональный блок охватывает совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения). Особое место здесь принадлежит государству, от сущности и формы которого зависят сущность, виды и функции политической системы. В качестве сугубо политических явлений выступают партии, которые могут представлять интересы класса (классовые), нации, этнических групп (национальные), конфессий (религиозные), всех слоев населения (патриотические), отдельных групп, лидеров (харизматические) и т.п.
Важное значение имеют общественно-политические организации и движения, которые не могут удовлетворить интересы своих членов без участия в политике, без вмешательства государства;
3)нормативно-регулятивный блок включает в себя политические и правовые нормы, обычаи и традиции. При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что правовые нормы исходят от государства, органов местного самоуправления или народа в целом и поэтому всегда являются одновременно политическими нормами. Часть же политических норм, исходящих от политических партий, общественно-политических организаций, не являются правовыми. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, носят формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью;
4) организационно-деятельностный блок имеет несколько уровней: а) политические отношения, складывающиеся между государством и иными политическими организациями, и прежде всего по поводу участия в осуществлении политической власти; б) политические отношения между негосударственными объединениями; в) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических организаций;
5) интеллектуально-психологический блок (политическое сознание) отражает идеологические и психологические характеристики системы. Политическое сознание населения, его отдельных слоев и групп, а также индивидов может формироваться под влиянием идеологии либерализма, консерватизма, радикализма, социализма, национализма, шовинизма, расизма и т. д. Политическое сознание выступает в качестве основного условия формирования политического порядка, политической культуры;
6) информационный блок.
Все обозначенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему. В действительности невозможно отделить, изолировать отдельных личностей от политических организаций, а последних — от политических идей, норм, отношений, как нельзя, скажем, разорвать связь между разумом и мыслью, языком и словом.
Политические системы "живут", функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы. С позиций марксистской теории, имея основанием классификации категорию "общественно-экономическая формация", выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, североамериканских и иных региональных системах. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем. Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения.
Политическая система |
Личность – носитель политического интереса как внутреннего осознанного источника политического поведения |
Политические организации, институты публичной власти как центры управления и регулирования общественными процессами |
Политическое сознание - характеризуется зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам |
Политические отношения – выражают устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти |
Политическая деятельность – характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам |
Политические нормы, обычаи и традиции – складываются в процессе взаимодействия субъектов политики по поводу реализации политической власти |