Перестройка партийно-политической системы в 90-е гг. Внешняя политика Италии на современном этапе
В феврале 1992 г. в стране развернулась компания "Чистые руки", выявившая массовые факты коррупции в высших эшелонах власти и руководстве основных партий. 20 тысяч человек попали в следственные списки. С февраля 1992 г., за 2 года, было арестовано по обвинению во взяточничестве 2600 человек (в том числе бывшие премьер-министры Дж. Андреотти, Б. Кракси, депутаты парламента). Судебный процесс о связях высших эшелонов власти с мафией потряс общество. Началось крушение партийно-политической системы, созданной на волне Сопротивления. В 1993 г. на базе ХДП была создана Итальянская народная партия. ИСП самораспустилась. Парламентские выборы в марте 1994 г. выявили крах прежней партийной системы. Вверх одержали новые и неизвестные группировки: "Вперед, Италия!" (С. Берлускони), "Лига Севера" (У. Босси), "Национальный альянс" - объединение неофашистов и правых националистов. Эти партии создали блок "Полюс свободы". Левые партии создали Альянс прогрессивных сил.
Правительство сформировал С. Берлускони на основе коалиции с "Лигой Севера" и "Национальным альянсом". Правительство просуществовало лишь до конца 1994 г. У. Босси порвал с премьер-министром, а сам Берлускони, заявлявший о борьбе с коррупцией, оказался изобличенным в нарушении налоговых правил и подал в отставку.
Новое, 53-е правительство Италии было создано на непартийной основе (глава - независимый кандидат Ла Дини). Оно состояло из "министров-техников" и намеривалось осуществлять левоцентристскую программу.
С 1996 г. у власти находилась левоцентристская коалиция - блок "Оливковое дерево" и Партия коммунистического преобразования. В блоке, однако, происходили разногласия по вопросам бюджета, связанные с попыткой изменить систему социального обеспечения. Арест главарей ряда мафиозных группировок вызвал поддержку общества.
Усилилось движение сепаратистов У. Босси за создание на Севере "Республики Падания". Правительство Р. Проди не смогло преодолеть внутренние разногласия и потеряв парламентское большинство, ушло в отставку (1998 г.).
Премьер-министром стал М. Д'Алема (ДПЛС). В Италии начался эксперимент большой коалиции, где участвуют социал-демократы и консервативные христианские демократы, которые должны уравновешивать друг друга и действовать на основе совместной программы. Д'Алема предложил сократить безработицу, державшуюся на уровне 12%. Чтобы обеспечить поддержку со стороны ПКП, премьер-министр обещал ввести 35-часовую рабочую неделю, а бывшим христианским демократам - финансирование частных католических школ.
16 апреля 2000 г. на частичных административных выборах в 8 областях, в том числе во всех северных, победили правые силы. Сказались рост преступности в крупных городах, боязнь наплыва иммигрантов: большинство обещаний левых оказалось на бумаге: на общественное мнение перестал действовать эффект операции "Чистые руки": католическая церковь открыто поддержала правых. М. Д'Алема вручил президенту Адзамо Чампи прошение об отставке после 18 месяцев правления. Переходное правительство было поручено возглавить министру казначейства, бюджета и экономического планирования Джулиано Амато (бывшему социалисту).
В мае 2001г. на перламентских выборах одержала победу правоцентристская коалиция во главе с С.Берлускони.
Во внешней политике лидеры Италии поддержали трансформацию Европейского сообщества. Италия подписала Маастрихтский договор. В ходе визита Б. Н. Ельцина в Италию был поставлен вопрос об установлении дипломатических отношений России с этой страной. Италия выделила России кредит для закупки продовольствия.
Встречи нового президента РФ В.В. Путина с лидерами Италии, с римским папой Иоанном Павлом II в июне 2000 г. способствовали развитию итало-российских отношений и отношений между Москвой и Ватиканом.
Страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы
(1945 - 2000 гг.)
1.Страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы
(1945 - 2000 гг.)
40-е гг. XX столетия ознаменовались установлением режимов народной демократии в странах Центральной и Восточной Европы.
Эти процессы были обусловлены следующими причинами:
1. В этих странах в межвоенные годы существовали острые противоречия между большинством народа и правящей верхушкой, авторитарными или фашистскими режимами. Они были порождены укреплением национального, а в большинстве стран и иностранного монополистического капитала, господством крупного помещичьего и капиталистического землевладения в сельском хозяйстве. Объективно создавалась возможность складывания широкого антимонополистического, антипомещичьего фронта борьбы.
2. Немецко-фашистская оккупация ряда стран Восточной Европы привела к ликвидации национальной независимости Чехословакии, Албании, Польши и Югославии, превращению Болгарии, Венгрии и Румынии в сателлитов гитлеровской Германии. Политика экономического ограбления порабощенных стран, начавшееся истребление сотен тысяч людей, в т.ч. в концлагерях, создали новую ситуацию в Центральной и Юго-Восточной Европе, вызвали антифашистское движение Сопротивления.
3. Трудящиеся этих стран оказались под двойным гнетом - "своего" и иностранного капитала.
4. Разгром фашистского блока, главным образом усилиями СССР, привел к изменению соотношения классовых и политических сил внутри стран Восточной Европы и на мировой арене.
В этой связи возникает вопрос: не были ли начавшиеся преобразования принесены на "советских штыках"?
Нет. Экспорт революций, как известно, невозможен. Советских войск не было на территории Албании, хотя революция произошла и здесь. В то же время революции не свершились гам, где эти войска находились: в Австрии, Финляндии, Норвегии, на датском о. Борнхольм.
В чем заключается тогда роль внешнего, советского фактора?
Советские войска освободили территории почти всех стран Восточной Европы или создали благоприятные условия для их освобождения (Албания), сыграли решающую роль в уничтожении режимов, созданных гитлеровцами в Польше, Чехословакии, а также фашистски порядков в Болгарии. Румынии, Венгрии. Их присутствие не позволило развязать гражданскую войну, а западным государствам - военную интервенцию. СССР оградил эти страны от вмешательства Англии и США во внутренние дела этих стран, добился справедливых мирных договоров для бывших союзников Германии - Болгарии, Румынии и Венгрии.
Народно-демократические режимы родились из антифашистского движения Сопротивления. Перед ними стояли антифашистские, национально-освободительные, антимонополистические (а в ряде случаев и антифеодальные) задачи, обеспечение демократизацию общественно-политического строя. В ходе политических и социально-экономических преобразований рабочие, крестьяне, мелкие собственники города, часть средней буржуазии, демократической интеллигенции продолжали осуществлять сотрудничество в рамках организации типа Народный (Отечественный) фронт. В одних случаях (Югославия, Албания, отчасти Болгария) новые режимы установились в результате революции. В других - возникли как результат взаимодействия левых сил, возглавляемых коммунистами, и Сoветского Союза.
Какие преобразования осуществлялись в странах Восточной Европы?
В политической области: уничтожение военно-фашистского государственного аппарата, создание демократических органов власти и управления. В результате свободных выборов были созданы коалиционные правительства с участием коммунистов.
В социально-экономической области: решение аграрного вопроса на основе принципа "Землю тем, кто ее обрабатывает". С учетом сложившихся традиций, национализация земли не проводилась. Устанавливался земельный максимум, запрещалась купля-продажа полученной по реформе земли. Аграрная реформа привела к ликвидации помещичьего землевладения. Была осуществлена конфискация промышленных предприятий и иной собственности иностранных, и отечественных монополий, коллаборационистов.
Продолжительность, характер, формы, методы преобразований определялись конкретно-историческими условиями каждой страны. В Югославии, Албании и Болгарии преобразования сразу приобрели антикапиталистический характер. Поскольку подавляющая часть югославской и албанской буржуазии в той или иной степени сотрудничала с оккупантами, под антифашистскими патриотическими лозунгами была проведена конфискация большей части капиталистической собственности. В Болгарии с I877-I878 гг. не было помещичьего землевладения, и аграрная реформа затронула собственность сельской буржуазии. В других странах преобразования не выходили за антифашистские, общедемократические рамки.
В Албании, Польше, Югославии вследствие антикоммунистической позиции буржуазных партий и группировок национальные фронты образовались как объединения вокруг компартий демократических сил. Эти фронты в Албании и Югославии носили характер движений. В Чехословакии, где буржуазия склонилась к компромиссу с левыми силами, был создан широкий национальный фронт как коалиция левых и буржуазных партий. В Болгарии, Венгрии и Румынии на переломном этапе войны нефашистские партии и группировки также пошли на формирование национальных фронтов, созданных по инициативе коммунистов.
Аграрные реформы в Югославии, Болгарии, Венгрии были реализованы в основном в один прием. В Чехословакии, Румынии, Албании - по этапам, в Польше - по мере освобождения территории страны от фашистских захватчиков. В Болгарии, Венгрии и Чехословакии владельцам выплачивался выкуп.
В Югославии, Албании и Польше под антифашистскими, патриотическими лозунгами была проведена конфискация промышленных предприятий и банков еще до принятия законодательных актов. В Чехословакии, где в Национальный фронт входила и антифашистская часть буржуазии, предприятия, принадлежавшие гитлеровскому государству, немцам, венграм и предателям, перешли под национальное управление. В Болгарии, Венгрии и Румынии, где местная буржуазия не сотрудничала непосредственно с гитлеровцами, помимо собственности гитлеровского государства, была конфискована лишь незначительная часть принадлежавших этой буржуазии средств производства. В Восточной Германии процесс национализации частной собственности продолжал до 1972 г.
Режимы народной демократии в большинстве стран существовали с 1944 г. до I947 - 1948 гг., в Восточной Германии - до 1949 г.
В Польше вехами на пути становления народно-демократических режимов являлись образование Крайовой Рады Народовой в январе 1944 г. и создание в июле 1944 г. Польского комитета национального освобождения: в Албании начальной вехой стал съезд Национально-освободительного фронта в мае 1944 г.; в Чехословакии - Словацкое восстание летом 1944 г. и создание в апреле 1945 г. правительства Национального фронта; в Румынии - свержение фашистской диктатуры в августе 1944 г. и образование в марте 1945 г. первого правительства Национально-демократического фронта, в Венгрии - создание временного демократического правительства в декабре 1944 г.; в Восточной Германии - возрождение рабочих и демократических партий и создание народных органов власти летом 1945 г.
В 1944 - 1945 гг. перед странами Восточной Европы возникла альтернатива: найти собственный путь к созданию нового общества или использовать советскую модель.
Вначале утверждалось убеждение в том, что возможен путь к новому обществу через народную демократию - через власть широкого классового союза - пролетариата, крестьянства, мелкой городской буржуазии, а также демократической интеллигенции, через блок партий - коммунистов, социал-демократов и др. Этап народной демократии определяется как политически вариативное, переходное состояние общества, отвергнувшего тоталитаризм и пытавшегося определить принципы своего дальнейшего развития. 30 ноября 1946 г на собрании актива ППР и ППС лидер польских коммунистов В. Гомулка отметил, что "диктатура рабочего класса, а тем более диктатура одной партии не является ни необходимой, ни целесообразной". В августе 1947 г. руководитель компартии Болгарии Г. Димитров в интервью американскому корреспонденту отметил специфику болгарского пути к социализму - без диктатуры пролетариата.
Да и И.В. Сталин, подписав на Ялтинской конференции 1945 г. Декларацию об освобожденной Европе, взял на себя обязательство содействовать осуществлению права ее народов "избирать форму правительства", "создать демократические учреждения по их собственному выбору" и первое время, в 1945 - 1946 гг. действовал, в основном, в духе Ялты.