Внешняя политика России на современном этапе. Инициативы Президента Д.А. Медведева.

На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Новые вызовы и угрозы носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления. Существенно возрастает роль экологического фактора, все более актуальной становится проблема профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями. Сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека.

Как никогда актуальной становится задача выработки международным сообществом общего видения современной исторической эпохи, что возможно только при условии открытых и честных дискуссий, в ходе которых будут обсуждаться по существу стоящие перед человечеством проблемы. Необходимо обеспечить условия ученым для профессиональной работы по установлению исторической правды, не допускать превращения исторической темы в инструмент практической политики.

Укрепление международных позиций России, а также решение задач, связанных с установлением равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений со всеми странами, успешное продвижение ее внешнеэкономических интересов, обеспечение политического, экономического, информационного и культурного влияния за рубежом требуют задействования всех имеющихся в распоряжении государства финансово-экономических рычагов и адекватного ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации.


88. Теории политической модернизации (Д.Растоу, С.Хантингтон, А.Пшеворский).

Д. Растоу, являясь основателем теории транзитологии, считал, что предварительным условием демократии и отправной точкой служит национальное единство, т. е. осознание гражданами общей идентичности или, по меньшей мере, отсутствие у них сомнений в вопросе, к какому политическому сообществу они принадлежат. «Предварительное условие перехода к демократии полнее реализуется тогда, когда национальное единство признается на бессознательном уровне». Сам переход смоделирован трехфазно:1. «Подготовительная фаза» - характеризуется серьезным конфликтом среди политиков.2. На «фазе принятия решения» осуществляется выбор альтернатив, заключение пакта, на основе прагматических компромиссов, которые включают выработку и сознательное принятие демократических правил;3. На «фазе привыкания» политические процедуры, институты и т. п. постепенно закрепляются и утверждаются в обществе в качестве демократических.

С. Хантингтон выделил три варианта демократизации:

1. «Трансформация» - главную роль в ней играет правительство, которое должно быть сильнее оппозиции. Этот процесс состоит их пяти фаз, четыре из которых проходят еще при авторитарном режиме:

а) появление реформаторов;б) приход к власти; в) либерализация;г) «обратная легитимность»- замена реформаторов консерваторами;д) собственно демократизация, обязывающая к переговорам с оппозицией.

2. «Замена» - в этом случае правительство состоит из консерваторов и/или представляет собой личную диктатуру вождя. Процесс проходит три стадии:а) борьба оппозиции;б) распад режима;в) борьба после распада;

Существенными отличиями этой модели являются, во-первых, полный разрыв с прошлым (т. е. отсутствие обратной легитимности); во-вторых, окончательный уход прежних правителей с авансцены политической жизни.

3. «Трансрасстановка» является результатом совместных усилий правительства и оппозиции. Правительство согласно изменить режим, но не в состоянии начать перемены, поэтому значительную роль играют переговоры между двумя силами. Для этого процесса характерно большое количество забастовок, протестов, демонстраций, с одной стороны, и репрессии, насилие, военное положение - с другой. Он предполагает приблизительный баланс сил между правительством и оппозицией, когда риск переговоров и компромиссов меньше риска конфронтации, что и ведет к компромиссному решению о смене режима.

А. Пшеворский вычленяет два этапа переходного периода:1. Либерализация - ей свойственна нестабильность, она может осуществляться в двух направлениях: раскол руководства (сверху) или сила массовых движений (снизу). Либерализация способна привести как к продолжению перемен, так и спровоцировать репрессии, а тем самым возвратное усиление крепкого авторитарного режима.2. Демократизация, при условии продолжения перемен, проходит 2 стадии: «высвобождение из-под авторитарного режима» и «конструирование демократического правления».


89. Социально-экономические факторы политического поведения.

Существует большое количество теорий, посвященных анализу форм и факторов политической активности и участия. В целом эти теории можно разбить на три группы: социологические, социально-психологические и теория рационального выбора. Каждый из этих подходов рассматривает преимущественно один из аспектов политического поведения, акцентирует внимание лишь на некоторых факторах, влияющих на него. Классической социологической теорией политического участия является «ресурсная» или «средовая» теория, основателями которой считаются С. Верба и Н. Най. Они показали зависимость участия в политике от показателей социального статуса.

В настоящее время факт влияния статусных характеристик на политическое поведение не подвергается сомнению, речь идет лишь о выделении этих характеристик, анализе характера и силы их влияния, а также о национальной специфике.

Группа социально-психологических моделей включает в себя несколько подходов. Одним из них является когнитивный подход к политическому участию, основанный на учете внутреннего мира, субъективного представления о внешней реальности, которым люди пользуются по-разному: для одних - это средство отгородиться от внешней экспансии, для других - орудие помогающее организовать свою политическую активность.

Еще одной классической моделью политического участия является ценностная модель. Основное внимание в рамках нее отводится влиянию определенных ценностей и ориентаций на вовлеченность в процессы политического участия.

Близкой к этой модели, но не тождественной ей, выступает «установочная» модель. Ее представители выявляют влияние всей совокупности политических ориентаций или установок на политическое поведение и участие.

Сторонники социально-психологического подхода учитывают и совокупность таких психологических факторов, как потребности и мотивы.Потребности побуждают человека действовать. Однако для того, чтобы человек осуществил какое-либо действие необходимо действие дополнительных побудительных сил, придающих этому действию смысл. Такими побудительными силами являются мотивы.

Наши рекомендации