Внешняя политика России на современном этапе (1992-2008).

Россия является государством-«правопреемником» СССР. Благодаря этому Россия продолжает осуществление всех международных прав и выполнение международных обязательств СССР: является одним из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН, членом других международных организаций + права и обязательства по международным договорам, имуществу и долгам.

Россия входит в «Группу восьми» промышленно развитых государств и является членом многих международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ [Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, в состав входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки]. Является членом организаций, созданных на пространстве бывшего СССР: СНГ [Содружество независимых государств] (члены: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, наблюдатель: Туркмения, до 2005 – член), ЕврАзЭС[Евразийское экономическое сообщество] (члены: с 2001 – Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, с 2006 – Узбекистан; наблюдатели: с 2002 – Молдавия, Украина, с 2003 – Армения), ОДКБ [Организация Договора о коллективной безопасности] (с 1992 – Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, с 1993 – Азербайджан, Грузия, Белоруссия, в 1999 Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора; с 2006 в состав ОДКБ вернулся Узбекистан; в наст. время – 7 стран), ШОС (см. далее). Россия вместе с Белоруссией составляют так называемое «Союзное государство».

Россия поддерживает дипломатические отношения с 178 странами, имеет 140 посольств.

ü Б.Н. Ельцин:

Министры иностранных дел:

Андрей Владимирович Козырев – с октября 1990 по январь 1996

Евгений Максимович Примаков – с января 1996 по сентябрь 1998

Игорь Сергеевич Иванов – с сентября 1998 по март 2004

После распада СССР происходит ослабление позиций России на международной арене. Значительно пострадала обороноспособность страны. Россия потеряла половину морских портов, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге. Флот лишился традиционных баз в Прибалтике, возник спор с Украиной вокруг базирования Черноморского флота России в Севастополе. В июне 1994 завершился вывод российских войск из Германии. Россия лишилась союзников в Восточной и Центральной Европе. Рост угрозы региональных конфликтов на постсоветском пространстве, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий.

Россия и Запад. Ориентация во внешней политике на западные страны, в первую очередь США (особенно явно – в первой половине 1990-х гг.). Американские консультанты участвуют в разработке экономических реформ (переход от плановой к рыночной экономике). Зависимость от иностранных кредитов. Прекращение холодной войны, Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Становление однополярного мира. Январь 1993 – заключен договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). По договору к 2003 должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным ОСНВ-1. Россия также присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия.

Проблема расширения НАТО на восток. Попытки российской дипломатия (во главе с министром иностранных дел А.В. Козыревым) предотвратить вступление бывших членов ОВД, а также прибалтийских стран в НАТО. Обострение отношений с НАТО из-за военной операции против Югославии (24 марта - 10 июня 1999), которая привела к выводу югославских войск с территории края Косово и его переходу под контроль сил НАТО. В 1999 г. происходит расширение НАТО – вступили Польша, Венгрия и Чехия.

Развивается экономическое сотрудничество с Западом. В 1994 г. был ликвидирован КОКОМ - организация, осуществлявшая контроль за торговлей военными и двойными технологиями в соцстраны, что оказалось выгодным для России. В 1994 г. было принято решение о расширении семерки ведущих западных стран за счет России. Россия стала полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ). 40% российской внешней торговли приходится на ЕС, доля Восточной Европы сократилась на 2/3, а объем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до 20%.

Россия и восточное направление.Развитие торговых отношений с Китаем, Индией, Вьетнамом, Кореей. Восточное направление российской внешней политики являлось второстепенным. Однако осложнение отношений с США в конце 90-х гг. привело к сближению России, Индии и Китая (инициатива Е. Примакова, 1998). Фактически начало осуществляться при В.В. Путине.

Россия и СНГ.

Трудности во взаимоотношениях: экономическая дезинтеграция, формирование национальных армий, раздел собственности СССР, создание границ. В 1992 начался вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. В отношениях со странами Прибалтики – территориальные споры и вопрос о правах русскоязычного населения. В отношениях с Украиной - проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота (урегулирован договорами 1991-97 – временное базирование на территории Украины до 2017).

В начале 1993 г. был принят Устав СНГ. Военная интеграция в рамках СНГ –Договор о коллективной безопасности 1992 (позднее преобразован в ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности, см. выше). Подписание Договора о Содружестве суверенных республик России и Белоруссии (2 апрель 1996 г.). 8 декабря 1999 года подписан договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (намерения о дальнейшей интеграции). Большинство инициатив стран СНГ не реализованы.

ü В.В. Путин:

Министры иностранных дел:

Игорь Сергеевич Иванов – с сентября 1998 по март 2004

Сергей Викторович Лавров – с марта 2004 по наст. время

· Ближнее зарубежье (постсоветское пространство):

Рост новых лидеров постсоветского пространства и активизация международных структур, альтернативных СНГ: ГУАМ, созд. 1997 – Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия, с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан; Содружество демократического выбора (СДВ), созд. 2005 – Украина, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словения, Македония, Румыния, Грузия. Обе международные организации группируются вокруг Украины. После Оранжевой революции 2004 года Украина превратилась в новый центр постсоветского пространстве, альтернативный России и поддерживаемый Западом. Украина начинает претендовать на роль главного посредника между государствами СНГ и Европой. Вторым альтернативным центром (азиатским) стал Казахстан. Авторитет России в странах СНГ падает.

Программа интеграции России с Белоруссией – не выполнена (в числе этих невыполненных задач: подготовка Конституционного акта Союзного государства, проведение референдума, формирование руководящих органов Союзного государства, выборы в единый парламент, создание механизма согласования интересов, введение единой валюты, унификация валютного и финансового законодательства).

Взаимоотношения с Украиной – газовый конфликт (2005-2006), четкая ориентация Украины на Запад после прихода к власти президента Виктора Ющенко (2005).

В Закавказье большую роль играют энергетические транзитные проекты (транспортировка нефти в обход России) – нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, открытый в 2006 г. и Транскаспийский газопровод, проект которого находится в стадии согласования) с участием Азербайджана и Грузии. Попытки экономического (и, прежде всего, энергетического) давления на государства региона оказались неэффективными.

Средняя Азия – более тесное сотрудничество России со среднеазиатскими государствами (особенно с Казахстаном). Наиболее влиятельной в этом регионе является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), основана в 2001 г. (6 государств-членов: Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан и 4 государства-наблюдателя: Индия, Иран, Монголия и Пакистан). Лидерство Китая (настаивает на более тесной экономической интеграции; Россия пытается ограничиться координацией антитеррористической деятельности). Однако, и в этом регионе усиливается присутствие США (после военной операции в Афганистане, 2001).

Фактический итог политики на постсоветском пространстве: потеря Российской Федерацией статуса регионального лидера.

· США и Европа:

В период после терактов в США 11 сентября 2001 (примерно до сер. 2003) на Западе преобладал положительный тон высказываний о России. Поддержка Россией военной кампании в Афганистане (с 7 октября 2001 г.). Однако, 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года (мотивация – необходимость защиты от «стран-изгоев»: Иран, Ирак, Сев. Корея, Ливия …)

2003 год стал переломным – ухудшение отношений из-за военной операции США и их союзников в Ираке (20 марта – 1 мая 2003). Однако ухудшив отношения России с США и рядом стран Европы, она дала толчок к формированию более близких политических отношений между Россией, Францией и Германией (впоследствии охлаждение отношений).

Кризис отношений РФ с ЕС спровоцировала подготовка к расширению ЕС (1 мая 2004 вступили Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения) и НАТО (29 марта 2004 вступили Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словения и Словакия). Проблемой стал статус Калининградской области.

В исследовании Европейского совета по внешним отношениям (2007 г.), страны ЕС были поделены в отношении России на пять групп: 1) «солдаты Холодной войны» (Польша и прибалтийские страны), нацеленные на усиление конфронтационного характера отношений; 2) «троянские кони России» (Греция и Кипр), защищающие позиции России; 3) «стратегические партнёры» (Германия, Франция, Италия и Испания) с особыми двусторонними отношениями с Кремлём; 4) «дружественные прагматики» (Австрия, Бельгия, Болгария, Финляндия, Венгрия, Люксембург, Мальта, Словакия, Словения и Португалия), ставящие экономическую выгоду выше политических интересов; и 5) «холодные прагматики» (Великобритания, Чехия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Швеция и Румыния), поддерживающие экономические связи с Москвой, но не забывающие и о критике России.

Основные противоречия с ЕС – сфера энергетики (перебои с поставками газа через Украину, планы по диверсификации поставок энергоносителей, строительству транспортной и трубопроводной структуры в обход России), столкновение интересов на постсоветском пространстве (ближнее зарубежье ориентируется на ЕС), права человека в России.

Роль ЕС во внешней торговле РФ: торговля с СНГ в структуре товарооборота России составляет около 20%, тогда как с ЕС – около 60%

Основные направления взаимоотношений с США не приносят положительных результатов:

– переговоры по ВТО и возвращению статуса наибольшего благоприятствования в торговле;

– переговоры по ПРО и расширению НАТО на Восток;

– переговоры об обеспечении благоприятного для России статуса непризнанных государств (Южная Осетия, Приднестровье, Абхазия).

Вывод:

Россия утратила потенциал союзничества в отношении со своими партнерами по СНГ, одновременно не установив доверительных отношений с Западом.

В итоге, значительная часть республик СНГ, не только Украина и Грузия, но также Азербайджан и в какой-то мере Казахстан, стали все более отходить под влияние западных стран, что проявилось в участии этих республик в различных торгово-экономических проектах по транспортировке каспийских нефти и газа в Европу в обход территории России. Существенно ослабли позиции России на Кавказе.

Наши рекомендации