Методы и показатели анализа налоговых поступлений в бюджет
Важнейший элемент бюджетного процесса – экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. С его помощью, можно определить эфф-ть налоговой системы, поступления налогов в бюджет, в т.ч. по видам эк. деятельности и структуру задолженности по налоговым платежам. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы федерального казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.
В систему макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения входят: Абсолютные показатели:суммы налоговых поступлений и задолженности в бюджеты разных уровней. Относительные показатели: 1. налогоемкость ВВП, т.е. доля налоговых поступлений в ВВП: ,где Н – налоговые доходы; 2. соотношение прямых и косвенных налогов; 3. доля недополуч. н. дох. (соотн. задолженности по н. и плановой величины поступлений); 4.доля н. кредита в общей сумме зад-ти и средний срок его предоставления; 5. Доля н. дох. бюджетов разных уровней, в консолидированном бюджете; 6. среднедушевая н. квота - отношение суммы изъятых налогов к средней численности занятого населения; и др.
Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач. Анализ дб:конкретным (основывается на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию); системным (представляет собой систему аналитической работы – по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей); оперативным (по результатам анализа осуществляется разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на анализируемые показатели); объективным (это обоснованный подбор инф., которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции).
Методика экономического анализа определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа: 1. проверка, свод, группировка необходимых данных. 2. аналитическая обработка. 3 Подведение итогов анализа, основные выводы. Заключительный этап – разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа
Методы эк. анализа: 1Сравнение. Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). 2 Группировка. Показатели группируются и сводятся в таблицы. 3 Метод цепных подстановок заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета – изыскание резервов доходов, то есть увеличения контингентов фед., терр. и местных налогов, их собираемости.
При анализе бюджетных показателей по формированию и исполнению бюджета используются отчетность, аналит. данные контролирующих, статистических органов ( напр. данные Росстата о номинальном объеме ВВП и ИПЦ), отраслевых департаментов, занимающихся вопросами экономики, сводные данные статистической налоговой отчетности (напр. Формы №1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и др. дох. в БС РФ», № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в БС РФ и уплате штрафных санкций»;
21. Этапы и элементы налогового планирования на микроуровне.
Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов. Нпл - составная часть финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово - хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов. Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые, однако, не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика. Выделяют стратегический и тактический этапы.
Стратегический этап подразумевает разработку долговременного курса развития соответствующего субъекта. Здесь происходит выбор пути экономического развития и планирование налогов. Данный этап осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и его цели достигаются посредством правильной постановки б.у и н.у. и грамотного применения налоговых льгот. Содержание: 1) Появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач. 2) Принимается решение о наиболее выгодном с позиции н/о местонахождения структур управления,рассматривается возможность расположения на ОЭЗ, оффшорных зонах. 3) Принимается решение о использовании наиболее льготного режима н/о (ОСНО, СНР), рассматривается возможность получения инвестиционного налогового кредита. 4) Решение вопроса об использ. Льгот; 5) Разраб. стратегии инвестиционной политики, финансирования, размещения капитала. 4) Выбор ОПФ ЮЛ и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом, а также вида, профиля хоз. деятельности. 5) выбор методов ведения б.у. .
Тактический этап предполагает применение методов и способов снижения налогового бремени в отдельном налоговом периоде. На данном этапе с учетом итогов первого этапа анализируются и используются возможности налогового и иного законодательства для непосредственной оптимизации налоговых обязательств. Содержание: 1. определяется налоговое поле. Налоговое поле это спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и ВБФ. Для характеристики налогового поля составляется аналитическая записка, в которой каждый налог описывается с помощью следующих показателей – объект налога, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка налога, сроки уплаты налога, пропорции перечисления в бюджеты разных уровней, льготы и особые условия исчисления налога. 2. комплексный анализ льгот по каждому из н. на предмет их использования в деятельности предприятия. 3. формируется система договорных отношений предприятия с учетом сформированного налогового поля. Осуществляется планирование возможных форм сделок (аренда, подряд, договор купли-продажи и т.д.) для чего подбираются типичные хозяйственные операции, из кот. выбир-ся наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бух. проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хоз. операций, который служит основой ведения б.у. и НУ. 4) анализа различных н.ситуаций, сопоставления полученных фин. показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия. 5) Управление налогами на предприятиях. Налоговый менеджмент включает организацию надежного НУ и контроль за правильностью расчетов налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.
Элементы налогового планирования1. Разработка учетной политики в целях оптимизации деятельности предприятия.. В целях налогового планирования используются следующие элементы учетной политики: - начисление амортизации по основным средствам; - оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов; - создание резервов предстоящих расходов и платежей; - определение доходов и расходов методом начисления или кассовым методом. 2. Налоговые льготы и организация сделок с учетом их налоговых последствий. льготы: необлагаемый минимум налога; изъятие из обложения отдельных частей налога; освобождение от уплаты отдельных лиц и категорий плательщиков; освобождение от уплаты на отдельные виды товаров, работ, услуг; понижение налоговой ставки; вычеты; условия предоставления отсрочек, рассрочек. 3. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководства предприятия. 4. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. 5. Льготные режимы налогообложения (создание офшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России). 6. Стратегия оптимизации управления предприятием и план ее реализации. 7. Должное состояние бух. у. и отч. позволяющее получать информацию в налоговых целях
22. Сущность, Пр-пы и пределы нал планирования на ур хоз суб-та.
Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. При планировании налогов на микроур д. соблюдается принципы отличающие нал планирование от уклонен-я от уплаты налогов.
Принципы: Соблюд-е нал-го зак-ва, соблюд-е определ-х эк-х требов-й .Планировать налоги нужно вобщем контексте план-я бизнеса, сокращать налоги необх-мо точным планир-ем, расчетами и оптимиз-ей деятельсти всего п/п.
Пределы нал-го планирования.Существуют спец методы для предотвращения уклонения от уплаты налогов, а т.ж. позволяющие ограничить сферу применения нал планирования.
Это мет-ды: - зак-го огранич-я, -меры администр-го воздействия, -спец. суд. доктрины.
Закон-ные огранич-я- обязанность субъекта зарегистрироваться в НО, представить док-ты, необходимые для исчисления и уплаты налога, а т.ж. установленные меры ответственности за наруш-е нал-го зак-ва.
Меры админ-го возд-я – НО вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, НО вправе проводить проверки, требовать уплаты санкций и т.д.
Спец суд доктрины- примен-ся судами для признания сделок несоотв-х треб-ям зак-ва по мотивам их заключ-я с целью уклонен-я от уплаты налогов.
Виды суд доктрин: 1) сущ-во над формой, предпол-т что решающее знач-е при рассмотр-ии вопроса об уплате/неуплате налогов имеет х-р фактич-ки сложивш-ся договор-х отн-й, а не название дог-ра.2) деловая цель- сделка , создающая налоговые преимущ-ва призн-ся недействит-ной, если она не достигает цели3) право на обжалование сделок нал-ми и иными органами4) презумция облагаемости- н-гом след-т облагать все об-ты за исключ-м тех, к/е прамо перечислены в з-не 5) заполнен-е пробелов в нал зак-ве – законод-ль вносит поправки, перекрывающие те или иные нал лазейки, дающие возм-ть для оптимиз-ии 6) н/н-к имеет право на зак-ные методы умен-я нал обяз-в.