Управление региональной экономикой: цели, виды. Основные принципы

Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления на ход социально-экономических процессов, в интересах достижения устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех трех уровней управления – федерального, регионального и муниципального.

Управление осуществляется на основе рационального использования всех потенциальных возможностей региона – природных и неприродных ресурсов, производственного, научно-технического потенциалов.

В процессе управления выявляются особенности региона, потребности функционирования и развития, весь комплекс интересов, проявляющийся в регионе (см. выше). В соответствии с ними формируются цели и задачи, приоритеты, формы, пути и методы их реализации.

Таким образом, управление региональной экономикой предполагает анализ потенциальных возможностей региона, определение целей, выработку стратегии развития, разработку и реализацию концепции регионального развития, планов, целевых комплексных программ развития, разработку и исполнение бюджетов функционирования и развития региона.

Процесс управления региональной экономикой начинается с определения целей

Принято различать следующие виды целей:

а) по времени достижения целей:

краткосрочные (обычно 1 – 2 года);

среднесрочные (3 – 5 лет);

долгосрочные (более 5 лет).

б) по содержанию целей:

экономические;

социальные;

социально-экономические;

демографические;

отраслевые;

и другие.

в) по уровням управления:

региональные;

муниципальные;

федеральные цели развития региона.

В зависимости от критериев, положенных в основу управления принято выделять следующие виды управления региональной экономикой.

· Демократическое управление, которое предполагает передачу большей части государственных функций управления от федерального центра регионам, предоставление им значительной экономической самостоятельности.

· Авторитарное управление, при котором полномочия, ответственность и контроль сосредоточены преимущественно на высшем уровне управления, а регионы пользуются незначительным уровнем самостоятельности.

· Координационное управление, которое реализуется в государствах с федеративным или конфедеративным устройством и, при котором основным содержанием управления является координация деятельности органов регионального управления со стороны федерального центра.

· Субординационное управление, которое основано на жестком административном подчинении, выполнении заданий, спускаемых с вышестоящих на нижестоящие уровни управления.

· Функциональное управление, реализуемое через отраслевые органы управления и, которое обеспечивает внутри- и межотраслевые пропорции в экономике.

· Территориальное управление, которое осуществляется через региональные органы государственного управления, а также через территориальные органы федеральных органов управления и органы местного самоуправления. Территориальное управление, как правило, соответствует и реализуется в рамках демократического управления.

· Административное управление, которое предполагает использование различных методов воздействия вышестоящих уровней управления на нижестоящие, побуждение их к подчинению независимо от их мнения. Административное управление реализуется в рамках и соответствует управлению авторитарному.

Выделяют также:

стратегическое управление, которое предполагает определение стратегических целей, целевых ориентиров, задач развития экономики региона;

тактическое управление, которое выражается в конкретных управленческих воздействиях на региональную экономику с целью достижения стратегической цели и реализации стратегического направления развития региона;

оперативное управление, которое предполагает решение текущих вопросов в рамках выбранной стратегии и тактики развития региона.

Управление региональной экономикой базируется на следующих основных методологических принципах.

- Системность управления. Как отмечалось выше, региональная экономика представляет собой сложную систему. Это подразумевает что все объекты, находящиеся на территории региона, независимо от формы собственности тем или иным способом взаимосвязаны друг с другом. Следовательно, система управления экономикой региона должна обеспечивать то, чтобы все входящие в региональную экономическую систему элементы функционировали и развивались как единое целое, единая система.

- Принцип комплексности регионального управления предполагает обеспечение комплексного развития региона, т.е. поддержание наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, оптимального соотношения между отдельными подсистемами РЭС.

- Принцип пропорциональности заключается в обеспечении системой регионального управления пропорций в развитии экономики региона. реализация этого принципа управления предполагает выделение приоритетных, ключевых звеньев региональной экономики от которых зависит состояние всего региона; обеспечение приоритетности предусматривает соответствующее развитие всех остальных сфер и отраслей экономики региона, обеспечение необходимых пропорций между ними.

…………………..

В последние годы усилилась роль регионального управления, так как именно
через регионы осуществляется руководство федеративным государством в целом. Под
региональным управлением понимается государственное управление, которое
осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации в их
административно-территориальных границах всеми им подведомственными отраслями и
сферами в соответствии с разграничением государственных полномочий между
федеральными и субфедеральными органами.

Главной целью регионального управления является повышение уровня
благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического
потенциала территории, улучшение качества жизни населения.

В процессе приобретения регионами некоторой относительной самостоятельности
при проведении экономической, финансовой политики формируется новая региональная
сфера интересов и ответственности, появляется новое понятие - региональный интерес,
который находится в некотором противоречии с государственным интересом.

К региональным интересам относится:

• соответствие уровня образа жизни государственным стандартам означает, что
каждый регион должен стремиться соответствовать среднестатистическому уровню жизни
в стране;

• наличие у региона собственности, прочих материально – финансовых ресурсов,
достаточных для того, чтобы обеспечивать исполнение своих полномочий в полном
объёме в пределах своей компетенции;

• наличие инфраструктуры для развития как внутрирегиональных, так и
межрегиональных торгово-экономических и социально – культурных связей;

• наличие или отсутствие природно-ресурсного потенциала;

• обеспечение стабильности общественно-политической и национально-этнической
ситуации в регионе.

Эффективность региональной власти может быть оценена, исходя из
вышеперечисленных показателей национального интереса, внутри которых могут быть
выделены следующие ключевые показатели:

1. Показатель соотношения рождаемости и смертности в регионе, показатель
продолжительности жизни, уровень рождаемости, смертности, детской смертности.

2. Уровень доходов и расходов регионального бюджета, объём расходов на
внутрирегиональные инвестиции, источники финансирования социальной сферы, уровень
доходов от региональной собственности.

3. Наличие или отсутствие устойчивой партийной системы, уровень
криминализации.

2. Принципы и методы регионального управления.

К основным принципам современного регионального управления, под которыми
понимается целенаправленное воздействие на социально-экономические процессы,
протекающие в регионе, относятся следующие 5 принципов:

1. Принцип децентрализации означает перемещение центра принятия решений от
центральных органов управления к субъектам рынка и рыночной экономики. В рамках
этого принципа осуществляется делегирование полномочий сверху вниз.

2. Принцип партнёрства предполагает отход от жёсткой иерархической
подчинённости по вертикали и рассматривает объекты и субъекты регионального
управления в процессе их взаимодействия как юридически равные партнёры.

3. Принцип субсидиарности заключается в выделении денег под установленные
цели и реализуется в региональном управлении через формирование механизмов
перераспределения бюджетных средств, чтобы обеспечить во всех территориях субъекта
общепринятый в государстве уровень минимальной бюджетной обеспеченности и не
допустить финансового банкротства того или иного муниципального образования на
территории субъекта.

4. Принцип мобильности и адаптивности заключается в способности системы
регионального управления своевременно и эффективно реагировать на любые изменения
внешней среды. На практике он может выражаться в постоянной трансформации
организационных структур системы регионального государственного управления, которая
должна сопровождаться, в том числе и перераспределением функций, полномочий между
отдельными элементами этой системы, перераспределением финансовой материальной
базы для обеспечения каждым элементам новых полномочий.

5. Принцип выделенной компетенции. В отличие принципа разграничения
полномочий он заключается в перераспределении функций не между сферами

…………………

Наши рекомендации