Основные цели региональной политики РФ - по законодательству РФ

- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;
- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

В июне 2005 г. Минрегионразвития представил Правительству страны новую "Концепцию стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", в которой акцент сделан на дифференцированном развитии регионов, фактическом закреплении их роли в экономике России и территориальной структуре хозяйства. Речь в Концепции идет, прежде всего, о приоритетном развитии (государственной поддержке) регионов двух типов - "опорных" и "полюсов роста". Первые - это наиболее крупные, экономически развитые регионы России. Вторые - динамично развивающиеся средние и небольшие регионы.

Пока ни опорные регионы, ни полюса не соотнесены официально с конкретными территориями. Однако рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, составленный агентством "Эксперт РА", позволяет довольно объективно их выделить уже сейчас. Он в интегральном виде концентрирует и оценивает количество и качество социально-экономического, политического и экологического развития регионов.

На основании результатов рейтинга предлагается разделение российских регионов для целей региональной политики на семь типов: "локомотивы" (5 регионов), "опорные" (10 регионов), "полюса роста" (16 регионов), "точки роста" (11 регионов), а также "с неопределившимися перспективами" (20 регионов), "проблемные" (18 регионов) и "особого внимания" (9 регионов). По мнению директора регионального направления агентства "Эксперт РА" Григория Марченко, регионы последней группы, часть "проблемных" регионов и отдельные регионы, которые так и не смогут "определиться", следует рассматривать как кандидаты на присоединение к регионам первых трех групп. С этой точки зрения перспективно выглядят объединения в Пермский и Красноярский края. А предстоящее объединение двух регионов "особого внимания" - Камчатки и Корякского округа, скорее всего, не приведет к ожидаемому эффекту повышения инвестиционной привлекательности Камчатского края.

Первые три типа - регионы-"локомотивы", "опорные регионы" и "полюса роста" - обладают высоким инвестиционным потенциалом и значительными внутренними ресурсами развития, позволяющими достаточно устойчиво развиваться без существенной поддержки федерального центра.

Регионы -"точки роста" - небольшие по численности населения и экономической мощи, отличающиеся низким инвестиционным риском. В отличие от "полюсов роста", эти регионы имеют ограниченные перспективы экономического роста. Уже через 10-15 лет они достигают своего "потолка", когда даже высокая инвестиционная привлекательность не в состоянии "притянуть" дополнительные инвестиции вследствие ограниченности трудовых, территориальных, водных и других ресурсов.

К "проблемным" относятся регионы, обладающие не до конца использованными ресурсами роста вследствие худшего инвестиционного климата и недостатка инвестиций. При повышении инвестиционной привлекательности наиболее крупные из них могут стать "полюсами", а небольшие - "точками" роста. Наиболее многочисленную группу составляют регионы "с неопределившимися перспективами", судьба которых зависит от профессионализма управления региональных властей.Наконец, последнюю группу ("особого внимания") составили регионы с наиболее высоким инвестиционным риском и небольшим потенциалом, не имеющие в настоящее время реальных экономических и политических предпосылок для перехода в другие категории.

Наши рекомендации