Прекращение права собственности. Право собственности как вещное право носит бессрочный харак­тер

Право собственности как вещное право носит бессрочный харак­тер. Однако это не означает невозможности его прекращения. Собст­венник, реализуя правомочие распоряжения, вправе самостоятельно прекратить свое право, передав вещь в собственность другому лицу по договору (ст. 223, 224 ГК) или отказавшись от него (ст. 236 ГК) либо уничтожив вещь (п. 1 ст. 235 ГК).

Отказ от права собственности допускается только для граждан и юридических лиц. Это право не распространяется на Российскую Фе­дерацию, ее субъектов и муниципальные образования. Отказ может быть совершен путем публичного объявления об этом или другими действиями, которые определенно свидетельствуют об устранении собственника от владения, пользования или распоряжения принадле­жащим ему имуществом без намерения сохранить какие-либо права на него.

Право собственности прекращается также с гибелью или уничто­жением имущества. Гибель или уничтожение вещи может наступить в результате случая, при этом негативные последствия ложатся на соб­ственника, так как он несет данный риск. Если же гибель или уничто­жение вещи произошли вследствие действий другого лица, то собст­венник с утратой права собственности на нее приобретает право тре­бовать от этого лица возмещения ему причиненных убытков.

Однако собственник вправе сам уничтожить вещь, а в некоторых случаях на него возлагается такая обязанность. Так, собственник зато­нувшего судна обязан поднять его и уничтожить, если оно создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла вод­ных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам (ст. 109 Кодекса торгового мореплавания РФ).

ГК допускает возможность прекращения права собственности и помимо воли собственника.Гарантирование государством стабиль­ности отношений собственности является важнейшим условием раз­вития рынка, поэтому механизм защиты прежде всего частной собст­венности закреплен Конституцией РФ. Во всех развитых правовых системах в основание этого механизма закладываются два критерия: общеполезность и необходимость.

Изъятие имущества для государственных нужд, возможность ко­торого предусмотрена в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, является спосо­бом обеспечения общественного блага, причем наиболее крайним. Для
того чтобы избежать злоупотребления государством своим правом на
принудительное отчуждение имущества, в п. 2 ст. 235 ГК приводится
исчерпывающий перечень оснований для принудительного изъятия
имущества. В интересах государства допускается:.

1. отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК);

2. от­чуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239 ГК);

3. выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК);

4. реквизиция (ст. 242 ГК); конфискация (ст. 243 ГК);

5. национализация (ч. 3 п. 2 ст. 235 ГК).

в интересах других лиц допускается:

1. обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК);

2. при ненадлежащем обра­щении с домашними животными (ст. 241 ГК);

3. при невозможности выдела доли в натуре (п. 4 ст. 254 ГК);

4. при бесхозяйственном содержании жилого помещения (п. 2 ст. 293 ГК).

3.Вещные права и лиц, не являющихся собственниками

Все гражданские права делятся на вещные и обязательственные.

Вещные права — одна из правовых форм реализации собственности. Вещные права обычно определяются как права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. вещное право предоставляет его обладателю непосредственную власть, господство над вещью.

Субъект вещного права может осуществлять в своем интересе дей­ствия по владению, пользованию, во многих случаях и по распоряже­нию вещью, не обращаясь за содействием к кому-либо иному. В этом коренное отличие вещных прав от обязательственных. Лицо, имеющее обязательственное право на вещь (например, из договора аренды, без­возмездного пользования), может реализовать свои правомочия по владению и пользованию ею лишь в том случае, если фактически по­лучит ее от собственника, заключившего с ним договор.

Все входящие в эту группу вещные права характеризуются общими отличительными признаками. 1. Все они являются абсолютными права­ми.Обладатель вещного права активен, он самостоятельно может ре­ализовать принадлежащие ему правомочия, ему нет необходимости прибегать к содействию обязанных лиц. Этим вещные права отличаются от обязательственных, которые являются относительными правами. 2. объектами вещных прав выступаютиндивидуально-определенные вещи, а обя­зательственных прав — действия.

3. Вещным правам свойственно право следования.В соответствии с п. 3 ст. 216 ГК пере­ход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на имущество. На­пример, переход права собственности в результате договора купли-продажи к покупателю не прекращает право залога, покупатель несет все обязанности залогодателя-продавца (ст. 353 ГК). Так же сохраня­ется вещное право хозяйственного ведения за государственным (му­ниципальным) предприятием в случае перехода права собственности на него (в качестве имущественного.комплекса) к другому собствен­нику; при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принад­лежащее ему имущество (ст. 300 ГК).

4. замкнутость их перечня.Виды обязательств многообразны. Они могут возникать как из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, так и из договоров, иных сде­лок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (ст. 8, 307 ГК). Иначе решен вопрос в отношении вещных прав. Их перечень устанавливает только закон. Стороны не могут по своему усмотрению в договоре' либо в односторонней сделке определить какое-либо вещное право, не предусмотренное в законе.

Перечень вещных прав, закрепленных в российском законода­тельстве, немногочислен. В соответствии со ст. 216 ГК вещными, на­ряду с правом собственности, признаны, в частности, следующие права лиц, не являющихся собственниками (вещные права):

1) право пожиз­ненного наследуемого владения земельным участком,

2) право постоян­ного (бессрочного) пользования земельным участком,

3) право хозяйст­венного ведения имуществом,

4) право оперативного управления имуще­ством

Сервитуты.

Этот перечень не является исчерпывающим. Из содержания ст. 216 ГК вытекает, что в число других вещных прав могут включаться и иные права, но только при условии признания их таковыми в законе.

За рамками ст. 216 ГК в качестве вещных прав лиц, не являющихся собственниками, следует признать право залога и право пользования жильем членами семьи собственника, проживающими в принадлежа­щем ему жилом помещении. Право залога, хотя и помещено в ГК в разделе «Общая часть обязательственного права», обладает всеми ос­новными признаками вещного права и традиционно со времен римско­го права относится к числу вещных прав (ст. 334 ГК).

К вещным правам лиц, не являющихся собственниками, следует отнести право фактического владельца, который, не будучи собствен­ником имущества, добросовестно, открыто и непрерывно владеет этим имуществом как своим. По истечении указанных законом сроков он приобретает право собственности на это имущество (ст. 234 ГК). До этого момента у него имеется лишь право фактического владения, но­сящее характер вещного права. В данный период фактический владе­лец (как в других вещных правах) имеет право на защиту своего вла­дения против третьих лиц, кроме собственника этого имущества.

Право хозяйственного ведения имуществом и право оператив­ного управления имуществом — два вида вещных прав в российском законодательстве, которые могут принадлежать только юридическим лицам, причем не всем, а лишь некоторым их разновидностям. Назван­ные вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право соб­ственности на имущество, передавать его в самостоятельное управле­ние создаваемого им нового субъекта гражданского права.

Законодательству иностранных государств подобные вещные права неизвестны. Впервые правовую форму закрепления имущества за организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов.

Содержанием ПХВ является право владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом и непосредственным собственником. Следовательно, устанавливаются определённые ограничения правомочий, в основном правомочия распоряжения. Без согласия собственника предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал другого юридического лица принадлежащее на указанном праве имущество. Субъектом ПХВ выступают государственные (муниципальные) унитарные предприятия, за исключением казённых предприятий, а объектом предприятия как целостные имущественные комплексы, а также любые виды имущества, предназначенные для деятельности предприятий.

Право оперативного управления по объёму правомочий обладателя значительно уже права хозяйственного ведения. Оно свойственно для казённых предприятий и учреждений. Основным объектом ПОУ являются денежные средства, выделяемые государством и муниципальными учреждениями из соответствующих бюджетов.

Сервитуты – это права, закрепляющие за гражданами или юридическими лицами возможность пользования в ограниченном объёме чужим недвижимым имуществом.

При установлении сервитута происходит обременение имущества собственника. Сервитуты бывают:

1) публичные, устанавливаются законом в интересах всех лиц, разрешая им пользование в определённых пределах конкретными видами объектов права собственности

2) частные являются результатом согласованной воли заинтересованного лица и собственника, либо решения суда.

По общему праву сервитуты возникают по соглашению сторон на основании заключённого между ними договора, по решению суда, в соответствии с содержанием закона.

Наши рекомендации