Прочтите текст и выполните задания C1–C6
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
С3. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
С4. Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм; в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.
С5. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
С 5. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Тест 1.
В1. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества.
1. разрастание международного терроризма 4. структурная перестройка экономики в ряде государств
2. истощение ресурсов 5. увеличение количества квалифицированных специалистов
3. рост числа занятых в сфере услуг 6. истребление лесов, загрязнение атмосферы
В2. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия восточной и западной цивилизаций. Выберите и запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую - номера черт отличия.
1. развитие культуры и философских знаний 3. динамическое развитие науки и техники
2. жизнь в общине, коллективизм, отсутствие индивидуального мышления 4. взаимодействие с природой
В3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «индустриальное общество».
Развитие промышленного производства, деление общества на классы, промышленная революция, возрастание социальной мобильности, стратификация, формирование демократических правовых государств, гражданское общество.
В4. Установите соответствие.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А. использование пластиковых карточек для выплаты зарплат 1. экономическая
Б. льготы студентам за проезд в транспорте 2. политическая
В. выборы в Государственную Думу 3. социальная
Г. строительство мечети 4. духовная
Д. введение налога на недвижимость
В5. Прочитайте текст и определите факт, оценку и теорию.
(А) Традиционным называется общество с преобладанием сельского хозяйства в структуре экономики. (Б) Считается, что такое общество закрыто для инноваций, а перемены в нем происходят крайне редко. (В) Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции. (Г) Многие ученые - историки полагают, что в начале ХХ века наша страна была
аграрно-индустриальной.
1. факт 2. оценка 3. теория
___________
Тест 2.
В1. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества.
1. разрастание международного терроризма 4. структурная перестройка экономики в ряде государств
2. истощение ресурсов 5. увеличение количества квалифицированных специалистов
3. рост числа занятых в сфере услуг 6. истребление лесов, загрязнение атмосферы
В2. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия восточной и западной цивилизаций. Выберите и запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую - номера черт отличия.
1. развитие культуры и философских знаний 3. динамическое развитие науки и техники
2. жизнь в общине, коллективизм, отсутствие индивидуального мышления 4. взаимодействие с природой
В3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «индустриальное общество».
Развитие промышленного производства, деление общества на классы, промышленная революция, возрастание социальной мобильности, стратификация, формирование демократических правовых государств, гражданское общество.
В4. Установите соответствие.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А. использование пластиковых карточек для выплаты зарплат 1. экономическая
Б. льготы студентам за проезд в транспорте 2. политическая
В. выборы в Государственную Думу 3. социальная
Г. строительство мечети 4. духовная
Д. введение налога на недвижимость
В5. Прочитайте текст и определите факт, оценку и теорию.
(А) Традиционным называется общество с преобладанием сельского хозяйства в структуре экономики. (Б) Считается, что такое общество закрыто для инноваций, а перемены в нем происходят крайне редко. (В) Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции. (Г) Многие ученые - историки полагают, что в начале ХХ века наша страна была
аграрно-индустриальной.
1. факт 2. оценка 3. теория
______________
Тест 3.
В1. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества.
1. разрастание международного терроризма 4. структурная перестройка экономики в ряде государств
2. истощение ресурсов 5. увеличение количества квалифицированных специалистов
3. рост числа занятых в сфере услуг 6. истребление лесов, загрязнение атмосферы
В2. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия восточной и западной цивилизаций. Выберите и запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую - номера черт отличия.
1. развитие культуры и философских знаний 3. динамическое развитие науки и техники
2. жизнь в общине, коллективизм, отсутствие индивидуального мышления 4. взаимодействие с природой
В3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «индустриальное общество».
Развитие промышленного производства, деление общества на классы, промышленная революция, возрастание социальной мобильности, стратификация, формирование демократических правовых государств, гражданское общество.
В4. Установите соответствие.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А. использование пластиковых карточек для выплаты зарплат 1. экономическая
Б. льготы студентам за проезд в транспорте 2. политическая
В. выборы в Государственную Думу 3. социальная
Г. строительство мечети 4. духовная
Д. введение налога на недвижимость
В5. Прочитайте текст и определите факт, оценку и теорию.
(А) Традиционным называется общество с преобладанием сельского хозяйства в структуре экономики. (Б) Считается, что такое общество закрыто для инноваций, а перемены в нем происходят крайне редко. (В) Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции. (Г) Многие ученые - историки полагают, что в начале ХХ века наша страна была
аграрно-индустриальной.
1. факт 2. оценка 3. теория
___________
Тест 4.
В1. Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества.
1. разрастание международного терроризма 4. структурная перестройка экономики в ряде государств
2. истощение ресурсов 5. увеличение количества квалифицированных специалистов
3. рост числа занятых в сфере услуг 6. истребление лесов, загрязнение атмосферы
В2. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия восточной и западной цивилизаций. Выберите и запишите в первую колонку таблицы номера черт сходства, а во вторую - номера черт отличия.
1. развитие культуры и философских знаний 3. динамическое развитие науки и техники
2. жизнь в общине, коллективизм, отсутствие индивидуального мышления 4. взаимодействие с природой
В3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «индустриальное общество».
Развитие промышленного производства, деление общества на классы, промышленная революция, возрастание социальной мобильности, стратификация, формирование демократических правовых государств, гражданское общество.
В4. Установите соответствие.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А. использование пластиковых карточек для выплаты зарплат 1. экономическая
Б. льготы студентам за проезд в транспорте 2. политическая
В. выборы в Государственную Думу 3. социальная
Г. строительство мечети 4. духовная
Д. введение налога на недвижимость
В5. Прочитайте текст и определите факт, оценку и теорию.
(А) Традиционным называется общество с преобладанием сельского хозяйства в структуре экономики. (Б) Считается, что такое общество закрыто для инноваций, а перемены в нем происходят крайне редко. (В) Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции. (Г) Многие ученые - историки полагают, что в начале ХХ века наша страна была
аграрно-индустриальной.
1. факт 2. оценка 3. теория
______________