Аристотель о человеке, этике и политике
В учении Аристотеля о человеке выделим, прежде всего, его психологию, составляющую предмет его трактата «О душе». Теория души философа опирается на его метафизику (онтологию). Душа есть энтелехия, т.е. форма живого тела – его жизнь, его деятельность, его целеустремленная энергия, его характер, его самоосуществление. Согласно его учению о форме, ясно, что нет никакой души без тела. Душа не субстанция, но функция, то, что делает множество частей тела одним целым. В душе есть, вместе с телом, и такая часть, как ум, который вообще не связан с телом. Ум не имеет органа в силу свободы и универсальности, ум может мыслить все, «и сколько угодно точно», а потому, «ему необходимо быть ни с чем не смешанным». Если бы ум имел свой особый телесный орган, то он был бы ограничен его особым устройством, как, например глаз или ухо. К тому же, ум есть только тогда, когда действует. Ум – сама «энергия» мысли, само действие, за которым не стоит никакое действующее. Ум – неизменен, не разрушим, не индивидуален.
Итак, душа – не «вещь», не «субстанция», пусть и бестелесная, не некая материя, пусть и самая «тонкая» - но форма, или деятельность. Лишь в боге деятельность есть самая субстанция. А в человеческом теле деятельность (форма) предполагает действующее (тело). Поэтому неверно говорить о «единстве» или «взаимосвязи» душа и тела, как будто они суть нечто отдельное друг от друга. Трудность в том, что следует отличать душу от тела, но в то же время они не есть две различные сущности. Они одно и тоже, вернее, две стороны одной сущности, как две стороны одного листа бумаги. Душа – это способ существования или характерматерии, который и делает её данным живым телом. Душа – «сущность» тела, т.е. то, что оно есть.
Так, «сущность» глаза – это акт зрения, видения. Если мы не учитываем этого, то никакое изучение глаза, его жидкости, палочек, колбочек и т.п. – не приведет нас к понятию того, что это такое.
В душе Аристотель выделяет три части, которые соответствуют трем главным видам живых существ, трем царствам природы, вегетативного (растительного); чувственного (животного); разумного, присущего только человеку. Растительная душа есть питание и рост организма; животная – ощущение, чувственное; восприятие разум, мышление речь, познание.
Растительная душа есть деятельность, связанная с переходом материи внешних тел в живое тело.
Ощущение - способность испытывать, принимать в себя внешнее воздействие. Поэтому в ощущении люди пассивны и зависимы. Тем не менее, в акте ощущения начинается «дематериализация» предметов: возникает «представление» о них. Внешняя вещь как бы «отпечатывается» в душе, оставляя в ней свою форму, а не материю. Как рука пользуется всеми орудиями (вещами), так душа пользуется всеми «формами» воспринимаемых вещей. Поэтому душа есть в некотором смысле «все сущее».
В воображении люди уже свободнее, чем в ощущении, т.к. имеют образы предметов и без их непосредственного наличия и воздействия. Оно образует переходное звено между чувственным восприятием и мышлением.
Однако в мышлении мы еще свободнее, чем в воображении: «мыслить - это во власти самого мыслящего». Поскольку мы мыслим, мы ведем себя не как единичное существо в своей неповторимости: в нас обнаруживается и действует нечто объективное, всеобщее, безличное. К тому же, пишет Аристотель, ум не подвержен внешнему воздействию: ум – это не вещь, а потому на нем ничего не «напишешь». Правда Аристотель различает ум воспринимающий и ум деятельный, творческий. Первый связан с чувственным восприятием, он направлен на его предметы. Активный же ум, который «никому не подвержен» и мыслит вечно, есть общий принцип активности, без которого пассивный ум не мог бы иногда мыслить, иногда нет.
Поскольку мышление человека возникает только в связи с телом и ощущением, постольку дух после смерти не является индивидуальным (отличие от Платона). А потому бессмертия нематериальной индивидуальной души Аристотель не признает, исходя из общих принципов метафизики. Тем не менее, у Аристотеля обнаруживается одна неясность. Растительная и животная (питающая и ощущающая) души безусловно смертны, распадаясь вместе с телом. Однако в трактате «О душе» встречаем утверждение: «ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделены от тела». И еще: «способность ощущения невозможна без тела, ум же существует отдельно от него», т.е. творческий ум, будучи энтелехией в отношении воспринимающего, не есть энтелехия тела, а значит, может существовать отдельно от тела.
Этика Аристотеля
Аристотель впервые выделил этику в особую философскую дисциплину, посвятив ей специальные трактаты («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»). Этика относится к практической философии, где трактуются вопросы воли, свободы, блага, добродетели. Речь идет об области человеческой деятельности, основанной на воле или решениях, это – область хороших (добрых) поступков. Этим она отделяется от «теоретической» философии, направленной на созерцание неизменного, вечного бытия, существующего независимо от человека. Целью теоретической философии является истина, целью практической – достижение блага.
Предмет этики отличается и от искусства, и от сферы технического. Искусство имеет своей целью благо, заключенное в вещах. Техническое вообще – это умение находить средства для частных целей. Этика же исследует то благо, к которому стремятся все и которому подчинены все частные блага – высшее (абсолютное) благо. Такое благо – то, чего желают ради него самого, то, что ценно само по себе, то, что может быть осуществлено человеком самостоятельно и свободно.
Если для растения благо – рост и питание, а для животного – наслаждение (приятные ощущения), то благо человека – разумная деятельность. Именно в ней и заключено «блаженство» (счастье, «эвдемония» человека). Оно не зависит от внешних обстоятельств и представляет собой конечную цель.
Поскольку же человек – живое существо, наделенное разумом, то и сам феномен добродетели (или нравственности) возникает «на стыке» двух природ человека – чувственной и разумной.
А потому добродетель (аретэ) – единство того и другого, она – в разумном управлении желаниями, или естественными склонностями. Добродетель – это разумное влечение к благу, приобретенное свойство, редкое совершенство в поступках, нечто прекрасное в человеке. Наконец, это способность подчинять в себе единичное – общему, общим интересам, общему благу.
Аристотель разделяет добродетели на этические и дианоэтические. Если первые предназначены человеку общественным устройством, традициями, законами государства и религиозными верованиями, то вторые – для правильной деятельности теоретического разума, либо как отыскания истины ради нее самой, либо для установления норм поведения.
Более конкретно добродетель определяется как середина между крайностями, умение избегать недостатка и излишества. Так, мужество – между дерзостью и трусостью; щедрость – между расточительностью и скупостью; дружелюбие – между себялюбием и самоотречением и пр. Попасть в середину труднее всего, промахнуться же легко.
Особенно велика среди них справедливость. Как распределяющая она заботиться о справедливом распределении благ и почестей в обществе в соответствии с заслугами. Как выравнивающая она обеспечивает воздаяние за причиненный ущерб.
Существенное значение имеет также дружелюбие, общительность. Благодаря им человек переходит от одиночества к общению, к общности с другими людьми, т.е. живет в государстве.
Этика Аристотеля завершается тем, что наивысшее блаженство человека – высшая деятельность, которая самоценна и не является лишь средством для чего-то иного. Наивысшее блаженство дает лишь научное познание, созерцание истины, познание «божественного». Оно – самое значительное в человеке, нечто бессмертное в нем, «божественная жизнь» человека, к которой он бывает причастен, хотя и ненадолго.
Политика Аристотеля
Этика Аристотеля социальна и поэтому не полна без учения о государстве. Совершенство человека включает и его гражданственность, а хорошим гражданином можно быть лишь в хорошем государстве.
Большая заслуга – обретение высшего блага отдельным человеком, но прекраснее – приобретение его для народа и целого государства. Как и Платон, Аристотель исходит из примата государства и общества надличностью, а потому государство – сущность человека, «сам по себе» человек не может существовать.
Уже Аристотель понимает, что в основе общественной жизни лежит производство и потребление материальных благ. Он различает «экономику» и «хремастику». Первая – это правильное ведение хозяйства; все богатства – лишь средство и орудие для жизни, а цель – разумное удовлетворение потребностей дома и государства. «Хремастика» же – это накопление богатства ради богатства, искусство наживы, следствием которого являются роскошь и войны. Как один из видов человеческого общения экономика связана с производством и распределением материальных благ, частным интересом, поэтому экономические отношения построены на принципах пользы, выгоды и расчета. Государство же - также особый вид общения людей, но ради общего блага, ради хорошей жизни всех граждан. А потому строить государство на принципах выгоды и расчета нелепо и глупо.
В своих трактатах о государстве Аристотель, в отличие от учителя, реалист. Он описывает и сравнивает различные типы реально существующих государств. И выводит вопрос о происхождении государства не из слабости индивида (как у Платона), а из естественной склонности к общению, объединению. Человек – это общественное существо, образующее государство. Отсюда, сущность человека в том, что он – «политическое животное».
Государство формируется исторично, путем увеличения общностей. Первична общность двоих (муж и жена, отец и сын, господин и раб). Двоичные общности в совокупности образуют домашнюю общину, из них составляется деревня, а из деревень – полис (город-государство). Только в полисе достигается автаркия, самодостаточность, самостоятельность, самоподдержание общности.
Формообразующий принцип полиса – конституция, основной закон. Формы государства Аристотель разделяет на три «правильные» и три «испорченные» (вырожденные), признавая возможность их взаимного превращения:
o Монархия и тирания
o Аристократия и олигархия
o Полития и демократия
Критерии классификации – это 1) чисто правителей; 2) цель власти – хорошее (правильное) государство служит всем гражданам (общему благу), дурное (испорченное) – правителям. Полития отличается от демократии тем, что демократия – своекорыстное правление большинства (бедняков), грабящее меньшинство (богатых).
Из трех «правильных» видов государств философ не предпочитает ни одну. Проще всего реализуется и стабильнее других – полития; она соответствует этическому принципу середины. Богачи не хотят подчиняться закону, а бедняки не способны властвовать. В политии большинство – это представители «среднего» класса. Но, в общем и целом, опираясь на исторический опыт, Аристотель делает вывод, что наилучшая форма та, которая соответствует данной стране, потребностям ее граждан, и что властвовать должны лучшие.
Государство должно, прежде всего, сохранять и поддерживать семью, а также частную собственность, в идеале «работающую» на общественную пользу.
Признавая естественность рабства, Аристотель задумывается и в отношении критики, которая ставила вопрос о тех рабах, которые были рождены свободными и равными, но попали в рабство как военнопленные. Но в любом случае, между свободными мужчинами должно быть равенство.
После Аристотеля более высокой в теоретическом смысле точки зрения не бытие и знание достигнуть не было. Принципиально новых идей создано уже не было. Началась эпоха постепенного ослабления творческой силы мысли, эпоха эпигонства и эклектики. Творчество Аристотеля явилось кульминацией античной философии мысли.