В.22.понятие об этике и этике делового общения.

Слово «этика» было введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности. Эта наука возникла чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло.

Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Родиной этикета считается Италия. Этикет предписывает нормы поведения на улице, в общественном транспорте, в гостях, в театре, на деловых и дипломатических приемах, на работе и т.д.

К сожалению, в жизни мы нередко сталкиваемся с грубостью и резкостью, неуважением к личности другого. Причина в том, что мы недооцениваем значение культуры поведения человека, его манер.

Манеры — это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, а также тон, интонации и выражения, употребляемые в речи. Кроме того, это жесты, походка, мимика, характерные для человека.

Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека в проявлении своих поступков, умение контролировать свое поведение, внимательно и тактично обращаться с другими людьми. Дурными манерами считаются; привычка громко говорить и смеяться; развязность в поведении; употребление нецензурных выражений; грубость; неряшливость внешнего вида; проявление недоброжелательности к окружающим; неумение сдерживать свое раздражение; бестактность. Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом, а подлинная культура поведения — там, где поступки человека во всех ситуациях основаны на нравственных принципах.

В современном понимании этика – это система принципов и норм, определяющих правильное поведение от неправильного. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает их в общении, он может облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или же наоборот затруднить это общение. Так как в деловом общении люди стремятся достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловом общении значительную активность имеет так называемое «золотое правило» морали: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях.

Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые, в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляет деловые отношения, координирует интересы, а также является укреплением взаимного доверия, открытости намерений и действий. Однако воплотить на практике этические принципы очень непросто. В рыночной экономики, которая предоставляет свободу действия ее участникам, перед деловыми людьми в процессе их общения и деятельности часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны человек стремится вести себя нравственно, должным образом, а с другой ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушение нравственных норм.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Наши рекомендации