Базовые теории европейской интеграции. Неофункционализм и федерализм
Базовые теории европейской интеграции. Неофункционализм и федерализм
Термин «интеграция» был позаимствован обществоведами из области естественных наук. Интеграция в самом общем смысле — это образование единого целого из разрозненных частей, вследствие чего возникает новое качество, которым отдельные части ранее не обладали.
Федерализм
Федерализм исторически числится самой старой теорией (концепцией) интеграции. Источником объединения служат общее наследие и совпадение интересов.
Принцип разделения властей характеризует институциональную форму европейского объединения. Этому аспекту федералисты придают первостепенное значение, считая, что объединение требует формальных конституционных мер.
Федералисты-теоретики — А. Марк, Г. Бругманс, П. Дюкло — видели цель интеграции в том, чтобы создать союз людей в одном политическом «теле» в противоположность видению союза государств. Подразумевалось, что люди в рамках федерации должны чувствовать свое единство.
Строительство европейской федерации предполагает создание двухпалатной системы управления, при которой Европарламенту предоставлялось бы право законодательной инициативы и равные права по принятию решений вместе с Советом.
В сущности, вопрос распределения полномочий в ЕС сложнее, чем это видится федералистам. И поэтому есть основания считать политическое устройство ЕС близким к воплощению модели конфедеральной консоциации. Идея консоциации принадлежит выдающемуся американскому политологу европейского происхождения А. Лейпхарту, а применительно к ЕС ее разрабатывали такие авторы, как П. Тейлор и Д. Криссочоу. В соответствии с данной моделью Европейский Союз — сложное политическое образование, состоящее из отдельных демосов, объединенных в союз, который основан на общем согласии, при сохранении каждым из них национальной идентичности и без отказа от суверенитета. В конфедеральной консоциации сотрудничают политические элиты, а не рядовые граждане.
Федералистская теория государствоцентрична, поскольку государственность считается здесь либо неизбежной, либо желательной. Федералисты не предвидят преодоления государственности как формы политической жизни или замены системы государств в мире каким-то альтернативным мировым порядком.
Неофункционализм
Неофункционализм ставит во главу угла динамику интеграции. Для неофункционалистов конечная цель интеграционного движения интересна лишь постольку, поскольку она позволяет уяснить причины данного процесса и характер его последствий. Основоположником идеи неофункционализма стал Э. Хаас.
Э. Хаас исходил из того, что интеграцию стимулируют функциональные потребности. Э. Хаас подчеркивал преимущества регионализма. Неофункционалисты выделяли общественную роль технократии, однако подчеркивали ее неразрывную связь с бюрократией, которая нужна, чтобы управлять сложными хозяйственными процессами.
Неофункционалистская концепция строится вокруг центрального стержня, который Хаас определил как перелив. Перелив подразумевает, что интеграция постепенно распространяется из одной отрасли в другие. Та или иная акция, связанная с достижением конкретной цели (скажем, создание общего рынка угля и стали), порождает ситуацию, при которой исходная цель может быть достигнута лишь в результате последующей цепи действий (например, в транспортной области), порождающих, в свою очередь, дополнительные условия (в том числе в социальной сфере). Эффект перелива принимает разные формы: функциональную, политическую или культивированную. В последнем случае акцентируется активная роль центральной бюрократии в качестве агента интеграции.
Для теоретической конструкции неофункционализма исключительно важно также понятие лояльности, позаимствованное Хаасом из методологии социологического анализа. По его мнению, один и тот же человек в современном обществе может проявлять лояльность, или доверие, к нескольким центрам влияния одновременно. Поскольку лояльность к некоему центру усиливается в результате выполнения им полезных функций, множественность лояльностей может порождаться разнообразием функций, которые выполняют разные центры.
1) Самая старая теория – это федерализм (от лат. foederatio - союз, объединение):
· Синтез двух положений – 1) установка на объединение Европы
2) принцип разделения властей
· Источник объединения – общее наследие и совпадение интересов
· Институциональная форма объединения – принцип разделения властей
· Формы осуществления федерализма: 1) федерация (союзное государство)
2) конфедерация (союз государств)
· Цель интеграции – создание союза людей в одном политическом «теле» в противоположность видению союза государств
· Создание двухпалатной системы управления: Европарламенту предоставляется право законодательной инициативы и равные права по принятию решений вместе с Советом
· Теория государствоцентрична: стремление воспроизвести формат национального государства в наднациональных масштабах
· Поиск баланса между 1) соперничающими уровнями власти; 2) эффективностью и демократией
· Наднациональность понимается как взаимодействие группы государств, при которой каждое из них в отдельности уже не может полностью контролировать происходящее
Сторонники теории:А. Марк, Г. Бругманс, П. Дюкло.
К ним близки теоретики конфедеральной консоциации П. Тейлор, А. Лейпхарт и Д. Криссочоу. Согласно этой теории:
· ЕС должен состоять из отдельных демосов при сохранении каждым из них национальной идентичности и без отказа от суверенитета
· Сотрудничать должны не рядовые граждане, а политические элиты!
2) Для функционалиста
Другая теория интеграции – функционализм (конец 20-30-е гг.):
· Международная интеграция – переход от системы государств к международному сообществу
· Интеграционный процесс развивается под влиянием общественных потребностей и технологических перемен
· Необходимо сдвинуть общественное внимание от политических проблем к техническим вопросам и задачам, не вызывающим противоречий
Недостатки теории - наивность и утопичность:
- чрезмерная децентрализация международного сообщества, распыление его усилий;
- просматривается эхо социалистической традиции: противопоставление, с одной стороны, народа, пролетариата, человеческих потребностей, с другой – местничества капиталистических классов.
Родоначальник теории– Д. Митрани.
3) Вскоре вслед за функционализмом появляется теория неофункционализма:
· Центральный стержень – перелив (spillover): интеграция постепенно распространяется из одних отраслей в другие. Формы эффекта перелива – функциональная, политическая или культивированная
· Интеграция – процесс, в ходе которого участники переориентируют своё доверие, интересы и поведение на новый, наднациональный центр власти, институты которого обладают определённой юрисдикцией
· Социопсихологическая предпосылка политической федерации – лояльность людей в пользу наднационального центра
Отличия от функционализма:
- выделяли преимущества регионализма, а не глобализма;
- подчёркивали неразрывную связь технократии с бюрократией, которая нужна, чтобы управлять сложными хозяйственными процессами.
Родоначальник теории – Э. Хаас
ВНИМАНИЕ!!! СЛЕДУЮЩИХ ДВУХ ТЕОРИЙ В БИЛЕТЕ НЕТ, НО В УЧЕБНИКЕ ЕСТЬ! ИХ ГОВОРИТЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, НО НА ЭКЗАМЕНЕ МОЖНО ПОНТОНУТЬСЯ!
4) С конца 70-х гг., когда интеграционные процессы затормозились, неофункциональная идеология работать перестала; она не могла объяснить причину этой стагнации. Возникает новая теория – коммуникативная:
Суть теории:
· Способ и признаки интеграции – это рост всех методов коммуникаций между акторами интеграционного процесса;
· Рост коммуникации провоцирует рост доверия;
· Итогом коммуникативной интеграции должно было стать возникновение единого Сообщества безопасности, основанного «на единстве менталитетов».
Основоположник теории – К. Дойч
5) Межправительственный подход – концепция наиболее близкая к классической теории МО:
· Интеграционные процессы развиваются по принципам «большой торговли» – политики договариваются точно так же, как и договаривались тысячу лет назад, на основе взаимных уступок и договоренностей;
· Целью же интеграционных процессов является создание Международной межправительственной организации.
Основоположники теории – С. Хоффман, А. Моравчик