Франция и ЕС. Влияние западноевропейской интеграции на развитие экономики Франции. Роль Франции в развитии европейской интеграции.

Процесс европейского строительства глубоко повлиял на экономику Франции. Он потребовал от предприятий дополнительных усилий по поддержанию конкурентоспособности не только для того, чтобы противостоять новым конкурентам, но и чтобы использовать благоприятные возможности обширного рынка. Претворение в жизнь принципа свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов, получившего развитие в 1993 г. в рамках единого рынка, открыло для французских предприятий пространство с 376 млн. потребителей и положительно отразилось на всех отраслях национальной экономики.

Общая сельскохозяйственная политика стала для Франции важнейшим стимулом к модернизации. Она основана на свободном обращении продукции, финансовой солидарности и преференциях в рамках Сообщества. Эта политика внесла свой вклад в увеличение доходов фермеров, рост инвестиций и быстрый прирост сельскохозяйственного производства.

Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства оказывает значительную помощь в обустройстве сельских районов, модернизации хозяйств и мелиорации земель. Он также оказывает помощь сельскохозяйственному производству в горных местностях и других неблагоприятных в природном отношении районах.

В области промышленности свободное передвижение товаров и капиталов стало важнейшим стимулом для предприятий. В результате выросли инвестиции, резко усилилась концентрация капитала и рост числа филиалов за рубежом.

Почти 40 % филиалов французских предприятий расположены в странах Европейского Союза, прежде всего в Германии, Соединенном Королевстве и Испании.

ЕС способствовал реструктурированию традиционных отраслей промышленности посредством предоставления различных видов помощи и ограничения импорта.

Сфера обслуживания также выиграла от общеевропейского процесса. Сообщество внесло свой вклад в модернизацию транспортной сети, участвуя в финансировании таких крупных строек, как например, Пюиморенский туннель между Францией и Испанией.

Свобода передвижения содействовала развитию туризма во Франции, более 80 % туристов являются европейцами.

Европейское сотрудничество способствовало также валютной стабилизации и ограничению курсовых колебаний, придало динамизм банковской и страховой сферам.

Специфика социально-экономической модели развития современной Франции.

Вопрос 20

Французскую социально-экономическую модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” – государство) . Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.

После национализации 1945 – 47 гг. в состав государственного сектора вошли предприятия не только инфраструктуры, но также ключевых отраслей экономики. Государству принадлежало 100% предприятий угольной и нефтегазовой промышленности, а также электроэнергетики, 40 – 80% предприятий черной металлургии, автомобилестроения и авиационной промышленности и 20 – 40% предприятий химической промышленности и бытовой электроники. Государство владело 96% кредитно-финансовых учреждений, на долю которых приходилось около 90% депозитов и 85% распределенных кредитов. Государство выступало в роли инвестора, осуществляя бюджетное финансирование национализированных предприятий. Государство поддерживало “национальных чемпионов”, предоставляя субсидии и льготы за слияния и поглощения. В автомобильной промышленности это Renault, а также Pegeot и Sitroën, которые в 1974 г. объединились в единую группу во главе с холдингом Pegeot-Sitroën Anonyme . В электротехнической промышленности “чемпионами” являются Alcatel-Alstom, Thomson и Bull. Государственной поддержкой также пользовались такие крупные проекты, как масштабная ядерно-энергетическая программа и проект ракеты “Ариан”.

Административное регулирование экономики осуществлялось с помощью пятилетних индикативных планов, в которых централизованным образом определялись объемы и структура инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 – 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта. Второй план (1953 – 1957 гг.) предусматривал общее равномерное развитие экономики. А согласно третьему плану (1958 – 1961 гг.), нужно было за 4 года обеспечить увеличение ВВП на 20%. Разработкой индикативных планов занимался Комиссариат планирования. В существовавшие при нем комиссии входили крупные министерские чиновники, эксперты, а также руководители крупных предприятий и союзов предпринимателей. Официально эти планы носили рекомендательный характер, но фактически их исполнение было обязательно как для государственного, так и для частного сектора. С конца второй мировой войны на протяжении практически 40 лет государство осуществляло административный контроль над ценами, который был законодательно отменен только 1 декабря 1986 года , правда с некоторыми исключениями. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и цены на 80% сельскохозяйственной продукции.

После второй мировой войны государство играет традиционно высокую роль в социальной сфере. Оно финансирует систему здравоохранения и образовательные учреждения, а также занимается вопросами пенсионного обеспечения. Кроме того, государство организует профессиональное обучение безработных с целью повышения квалификации и создает рабочие места для молодежи в государственном секторе. Например, пришедшее в 1997 г. к власти правительство Л. Жоспена объявило о создании 350 тыс. рабочих мест для молодежи в форме пятилетних трудовых контрактов.

Во второй половине 80-х гг. началось реформирование французской социально-экономической модели, направленное на либерализацию экономики. В 1986 г. началась широкомасштабная приватизация, которая длилась полтора десятилетия. Она проходила в условиях жесткого контроля государства, которое определяло цену и структуру распределения активов среди акционеров, причем доля иностранного капитала в акциях не должна была превышать 20% . Государство также определяло “твердые ядра” акционеров, которые давали обязательство не продавать свою долю акций в течение определенного периода (обычно двух лет). Таким образом создавалась система перекрестного участия в капитале, при этом сама компания могла входить в “твердое ядро”, владея собственными акциями через дочерние структуры. В такой ситуации роль частной собственности становится менее заметной. Была проведена практически полная приватизация кредитно-банковской системы. Приватизация не затронула авиационно-космическую промышленность и отрасли инфраструктуры: электроэнергетику, газовую и угольную промышленность и железнодорожный транспорт.

Еще одним направлением реформ стало ослабление государственного регулирования экономики. Одновременно с приватизацией произошло открытие национального рынка для иностранных производителей электроэнергии и газа. В 1986 г. был отменен существовавший с 1945 г. административный контроль над ценами. Одновременно осуществлялось дерегулирование кредитно-финансовой системы. Государство отказалось от жесткой специализации банков и от регламентирования процентной ставки. Произошла отмена валютного контроля. Государство перестало играть роль главного кредитора и стимулировало возврат экономики к самофинансированию. Целый ряд мер был направлен на активизацию биржевого рынка и рынка финансовых услуг. Были введены налоговые льготы на покупку акций, облигаций, других ценных бумаг и заключение договоров страхования жизни. В 1987 г. была принята Программа пенсионных сбережений, которая предусматривала развитие пенсионной системы, основанной на капитализации. Эта программа способствовала подготовке финансового рынка долгосрочных сбережений.

В результате осуществленных преобразований этатистские черты французской экономики несколько смягчились. Произошло разгосударствление таких крупных компаний, как France Télécom, Thomson, Air-France и Renault. В результате в составе государственного сектора остались в основном только предприятия инфраструктуры, включая Eléctricité de France, Gaz de France, Société nationale des chemins de fer и Charbonnage de France. Первые три компании были интегрированы в систему рыночных отношений. По отношению к ним государство является акционером и гарантом их выполнения своих общественных функций. Что же касается Charbonnage de France, то здесь государство решает сложную задачу ликвидации убыточной угольной промышленности при минимальных социальных потрясениях. В частности, оно финансирует досрочный уход шахтеров на пенсию в возрасте 45 лет, благоустройство территорий, на которых находились шахты, и погашение дефицита бюджета компании. Часть шахтеров обеспечивется работой на электростанциях компании Eléctricité de France. Переход от управляемых финансов к рыночным сделал возможным формирование модели финансового оборота, близкой к американской.

Иммиграция

В начале нынешнего века проблемы иммиграции стали одним из наиболее острых вопросов внутриполитической жизни Франции.

По данным Национальной комиссии по правам человека (Commission nationale consultative des droits de l’homme - CNCDH), 56% французов считают, что иностранцев стало слишком много, а около трети населения признают, что являются расистами[6]. Только 32% населения готовы предупредить полицию об актах расизма, хотя по данным прошлого года, этот показатель был в районе 50%[7]. 58% опрошенных заявили, что «в некоторых случаях расистские действия можно чем-то оправдать», и лишь 39% считают, что это в принципе невозможно[8].

Постепенно происходит размежевание между гражданами мусульманского и немусульманского вероисповедования. Хотя 66% респондентов считают, что французы-мусульмане являются «французами, как и все остальные», тем не менее, в 2005 г. этот показатель был выше на 11%[9]. Более половины опрошенных склонны упрекать иностранцев, которые не могут «нормально» интегрироваться, а 37% считают ответственным за это французское общество, которое не в состоянии создать адекватные условия для адаптации иммигрантов. При достаточно скептическом, местами даже негативном, отношении к иммигрантам, французы (79%) отмечают положительное влияние, которое они оказывают на экономическое развитие страны, а 64% респондентов говорят об их необходимости для работы по определенным специальностям[11]. Безусловно, это касается малопрестижных сфер: строительство, обслуживание гостиничного и ресторанного бизнеса, работа в муниципальной сфере, а также низкоквалифицированный и малооплачиваемый труд.

Приведенная статистика свидетельствует о том, что французы положительно относятся к экономическому аспекту иммиграции, в то время как культурная интеграция иммигрантов во французский контекст ставится под сомнение. Увеличение числа носителей другой (нефранцузской) культуры на протяжении длительного времени привело к переосмыслению составляющих французской идентичности и уже к нескрываемому расизму.

Франция является одной из старейших иммиграционных стран в Европе, да, пожалуй, и в мире. Она принимает иммигрантов со времён Великой Французской революции, однако массовым этот прием стал только в XX в., когда во Францию прибыло множество иммигрантов с разных концов света.

Ещё со времён Великой революции 1789 г. Франция принимала иммигрантов из cамых разнообразных стран. Сначала иммиграция имела и определенный политический оттенок: в XIX в. в числе эмигрантов были поляки, бежавшие из России, армяне, бежавшие из Турции.

Позднее, к началу XX в., политические иммигранты стали всё более сменяться трудовыми. Особенно велик их приток был в 1920-е годы, когда Франции потребовалось большое количество рабочей силы для восстановления экономики после Первой мировой войны. В эту волну во Францию прибывали иммигранты в основном из европейских стран: Польши, Италии, Португалии. Вторая волна трудовой иммиграции, продолжающаяся до сих пор, началась в 50-е годы, когда французская экономика вновь испытала нехватку рабочих рук. В этот раз, однако, состав мигрантов оказался несколько иной: доля европейцев была гораздо меньше, чем в прошлый раз, преобладали иммигранты с других континентов, в основном из бывших французских колоний, прежде всего, стран Северной Африки. Этот период закончился с нефтяным кризисом 1973 г.: тогда в результате спада французской экономики было принято решение ограничить приток иммигрантов. С тех пор трудовая иммиграция уступила место иммиграции с целью воссоединения семей.

В 1997 г. начался пересмотр прежней иммиграционной политики. Итогом реформирования иммиграционного законодательства стало принятие закона Ж.-П. Шевенмана 11 мая 1998 г., который приоткрывал двери Франции для высококвалифицированных специалистов и студентов. Одним из первых мероприятий по борьбе с нелегальной иммиграцией, об ужесточении борьбы с которой говорилось в Законе, стала амнистия 87 тыс. нелегальных иммигрантов. Поправки к закону о гражданстве, принятые в 1998 г., восстанавливали возможность предоставления гражданства на основе «принципа почвы». С 1998 г. дети, рожденные во Франции иностранными родителями, вновь автоматически, без дополнительных процедур получали французское гражданство.

Сильное изменение и ужесточение иммиграционной политики произошло с вступлением на пост президента Николя Саркози. Надо сказать, что проблемами иммиграции Николя Саркози активно занимался еще на посту министра внутренних дел, а оказавшись на посту президента, первым делом создал специальное министерство. До недавнего времени это ведомство по делам иммиграции, интеграции и национальной идентичности возглавлял один из ближайших соратников президента – Брис Ортефё. Результаты новой иммиграционной политики Франции иллюстрирует внушительная цифра: за прошлый год страну покинули - принудительно или добровольно - почти 30 тысяч нелегалов. В 2007-м, для сравнения, из Франции удалось выслать всего 23 тысячи человек, находившихся в стране незаконно. Почти 30 тысяч нелегалов полиция сумела отловить еще на въезде во Францию. Брис Ортефё объяснил такие успехи усилением контроля и полицейских проверок.

В области иммиграции легальной президент Саркози поставил, как известно две главные задачи. Одна задача - увеличить приток во Францию трудовых мигрантов, прежде всего, высокопрофессиональных специалистов. Вторая задача – более жестко контролировать семейную иммиграцию: т.е. браки французов с иностранцами и процедуру воссоединения семей.

Еще одно направление иммиграционной политики – проблема беженцев. Власти пытались максимально ужесточить процедуру предоставления политического убежища, дабы избежать злоупотреблений. Не секрет, что под маской политических беженцев в Европу нередко пытаются попасть беженцы экономические. Бегут такие люди не от преследований, а попросту в поисках лучшей доли, лучшей жизни.

На данной момент иностранные граждане Франции в зависимости от страны своего происхождения распределяются следующим образом: выходцы из Алжира – 500 тыс., Марокко – 450 тыс., бывшей Югославии – 460 тыс., Сенегала– 390 тыс., Польши – 370 тыс., Мали –360 тыс., ДР Конго – 250 тыс.

Наши рекомендации