Третий этап Европейской интеграции.

В 1992 г. все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза ‒ Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС (pillars):

‒ экономический и валютный союз (ЭВС),

‒ общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ),

‒ общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1994 г. в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводились референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь проголосовало против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995 г.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

В 1997 г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999 г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:

‒ общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ;

‒ создания «пространства свободы, безопасности и правопорядка»;

‒ координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

Четвертый этап Европейской интеграции. 9.10.2002 г. Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004 г.: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн человек; их совместный ВВП по паритету покупательной способности ‒ примерно 840 млрд долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС окончательное положительное решение было объявлено 13 декабря 2002 г. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003 г.

16 апреля 2003 г. в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении. В 2003 г. в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 г. Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

Новейшая история Европейской интеграции. После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 г. проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров. 1 января 2007 г. состоялось очередное расширение Евросоюза ‒ вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит ещё немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 г. официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 г. Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы, внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

1 июля 2013 г. 28-м государством ‒ членом ЕС стала Хорватия.

23 июня 2016 г. 52 % британцев проголосовали за выход из Европейского Союза. Это первая страна, которая выходит из ЕС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 28 государств (расширение союза государств), с другой. Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик был направлен на образование единого хозяйственного комплекса в рамках торговых и экономических группировок.

Создание ЕС преследовало следующие цели:

‒ сформировать экономический и политический союз на базе межгосу­дарственного регулирования хозяйственной жизни; превратить ЕС в су­пергосударство;

‒ укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства монополиями США и Японии на мировом рынке;

‒ коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны ‒ бывшие колонии западноевропейских держав.

Западноевропейская интеграция отличается следующими особенностями:

1) ЕС прошел путь от общего рынка угля и стали шести стран до интегри­рованного хозяйственного комплекса и политического союза 28 государств. Заключили соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС Россия (24 июня 1994 г.) и ряд других стран СНГ;

2) институционалъная структура ЕС приближена к структуре государств-членов и включает в себя следующие органы:

‒ Европейский совет (с 1974 г. совещания глав государств и правительств стран-членов стали верховным органом ЕС);

‒ Совет министров ‒ законодательный орган (принцип консенсуса с 1987 г. заменен принципом квалифицированного большинства с вступлением в силу Единого европейского акта; представители стран-членов работают в 50 комитетах Совета министров);

‒ Комиссия ЕС (КЕС) ‒ исполнительный орган;

‒ Европейский парламент ‒ консультативный орган; он контролирует деятельность КЕС и Совета министров, утверждает бюджет ЕС; его полномочия расширены в соответствии с Маастрихтским договором;

‒ Суд ЕС ‒ орган надзора за соблюдением правовых норм;

‒ Экономический и социальный комитет ‒ консультативный орган, в со­ставе которого работают представители предпринимателей, профсоюзов и т. д.;

3) материальной основой интеграционного процесса являются многочис­ленные совместные фонды, часть которых сформирована за счет общего бюджета ЕС;

4) неотъемлемым элементом экономической интеграции является валют­ная интеграция. В нее входят:

‒ процесс координации валютной политики стран-членов;

‒ формирование наднационального механизма валютного регулирования;

‒ создание межгосударственных валютно-кредитных и финансовых орга­низаций.

Необходимость валютной интеграции обусловлена следующими причинами:

‒ для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы требуется стабильность валют;

‒ неустойчивость мировой (Ямайской) валютной системы потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних факторов путем создания валютной стабильности;

‒ стремление Западной Европы стать мировым центром с единой валюты, чтобы ограничить влияние доллара, на котором основана Ямайская валютная система, противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.

Механизм валютной интеграции включает в себя совокупность валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляются сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем.

Основными элементами валютной интеграции являются:

‒ режим совместно плавающих валютных курсов;

‒ валютные интервенции, в том числе коллективные, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса;

‒ создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства;

‒ совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют;

‒ международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.

ЕВС ‒ это международная (региональная) валютная система, совокуп­ность экономических отношений, связанная с функционированием валю­ты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран Общего рынка с целью стабили­зации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. ЕВС является подсистемой мировой валютной системы (Ямайской). Особеннос­ти западноевропейского интеграционного комплекса определяют струк­турные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы:

‒ ЕВС базируется на европейской валютной единице ‒ ЭКЮ. Условная стоимость ЭКЮ определяется по методу валютной корзины, включаю­щей валюты 12 стран ЕС. Доля каждой валюты в корзине ЭКЮ зависит от удельного веса страны в совокупном ВНП государств ‒ членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах под­держки. Поэтому самым весомым компонентом ЭКЮ (примерно 1/3) является марка ФРГ;

‒ в отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепив­шей демонетизацию золота, ЕВС использует его в качестве реальных резервных активов;

‒ режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний (±2,25 % от центрального курса);

‒ в ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем.

К числу недостатков ЕВС относятся следующие:

‒ ЕВС не включает все европейские валюты;

‒ хотя диапазон колебаний курсов валют в ЕВС значительно снизился (в отличие от доллара, йены и других валют), периодически происходит корректировка валютных курсов. Наиболее слабые валюты (датская крона, итальянская лира, ирландский фунт, бельгийский франк и др.) девальвируются, а более сильные (марка ФРГ, нидерландский гульден) ‒ ревальвируются.

Наиболее реальные достижения ЕВС:

‒ успешное развитие евро, который приобрел черты мировой валюты;

‒ режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, хотя их курсовые соотношения периодически пересматриваются;

‒ развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;

‒ межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.

Таможенный союз

Во времена развития международного экономического интеграционного процесса многие страны стремятся создавать межгосударственные организации, которые объединяют в себе страны-соседи или чаще всего страны с наиболее похожим исторически сложившимся путем развития. Наиболее известны объединения: Европейский союз (многие европейские страны, которые постепенно охватывали новые аспекты интеграции), Лига арабских государств; Бенилюкс (таможенно-экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), ОПЕК (объединение по сырьевому принципу). Похожая организация существует на территории бывшего СССР – Содружество Независимых Государств, СНГ, которое должно решать вопросы сотрудничества между государствами, ранее входившими в СССР.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности России на современном этапе является важнейшим вопросом. Одним из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансовой сфере является валютное регулирование и валютный контроль. Причем если рассматривать перемещение денежных средств через границу как России, так и Таможенного союза, то таким инструментом будет являться валютный контроль, осуществляемый таможенными органами при взаимодействии с уполномоченными банками и Росфиннадзором. реализация данного контроля приобретает первостепенное значение при обеспечении внешнеэкономической безопасности как страны в отдельности, так и вместе со странами, образующими Таможенный союз (ТС).

28 ноября 2009 г. в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 г. единого таможенного пространства. В июне 2010 г. Беларусь подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. 1 июля 2010 г. Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана. 6 июля 2010 г. Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.

Таким образом, начиная с лета 2010 г. на территории Российской Федерации действует новое законодательство, регулирующее отношения в области таможенного права. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010; далее – ТК ТС) Единую таможенную территорию таможенного союза (далее – таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Создание единого таможенного союза, новой формы торгово-экономической интеграции для России, Беларуси и Казахстана, предусматривающее единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В связи с этим 1 июля 2011 г. на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. При отмене таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза стали возникать вопросы об отмене внутренних границ вообще, de facto.

Несмотря на то, что ТК ТС предусматривает отмену таможенного контроля на внутренних границах, единую таможенную территорию, охватывающую 3 государства и подразумевает свободное обращение товаров таможенного союза (находящихся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенных на территориях государств – членов таможенного союза; ввезенных на таможенную территорию ТС и приобретших статус товаров ТС в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза; п. 37 ст. 4 ТК ТС) на всей территории союза.

с начала действия ТК ТС на территории РФ возникли актуальные вопросы по основаниям, четко не урегулированным ТК ТС и иными актами союза, затрагивающим компетенцию органов валютного регулирования и валютного контроля. В частности, вопросы, касающиеся административной ответственности резидентов и нерезидентов при осуществлении своей деятельности внутри границ Союза. Необходимо ли при экспорте продукции в страны таможенного союза регистрировать документы в валютных отделах банков и нужно ли оформлять паспорт сделки? В соответствии с какими нормативными документами планируется осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза? Важна ли декларация на товары и необходимо ли ее наличие? Существуют ли какие-нибудь льготы и послабления для компаний государств-членов Союза?

ТК ТС рассматривает вопросы, связанные непосредственно с таможенным контролям, движение товаров через таможенную границу. Что касается более узких вопросов, то многие из них не нашли своего отражения ни в кодексе, ни в иных актах Союза.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза (п.2 ст. 1 ТК ТС), следовательно, при возникновении сомнений о необходимости открывать паспорт сделки, а также о документах, необходимых для подтверждения осуществления валютного контроля, необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации, а именно 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией Банка России № 138 «Опорядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

Ни ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ни Инструкцией № 138 не предусмотрены какие-либо послабления при оформлении документов между компаниями государств – членов таможенного союза. Таким образом, своевременное оформление и предоставление документов валютного контроля обеспечит беспрепятственное прохождение платежей между счетами контрагентов и своевременное исполнение обязательств по поставкам. В соответствии со статьей 19 № 173-ФЗ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза должно осуществляться в соответствии с № 173-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

В связи с этим при набирающем обороты Таможенном союзе валютный контроль и связанные с ним проблемы до сих пор рассматриваются в рамках каждого государства – члена ТС в отдельности, в т.ч. и России. Поэтому и было принято Соглашение «О согласованных принципах валютной политики», основной целью которого является интеграция и сотрудничество государств – членов ТС в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства. Первые шаги к интеграции в сфере валютного регулирование и валютного контроля положены заключенным в декабре 2010 г. Соглашением, которое ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 184-ФЗ «О ратификации Соглашения о согласованных принципах валютной политики». Но так как для полной интеграции валютной политики необходимо сделать очень многое, для начала при определении резидента и нерезидента государства – участника ТС учитываются нормы валютного законодательства каждого государства в отдельности, то есть в зависимости от того, является ли лицо резидентом в данном государстве – члене ТС или не является.

Основные принципы, заложенные в данном Соглашении, направлены на реализацию основной цели, приведение валютной политики к унификации, чтобы операции в валютно-финансовой сфере рассматривались не по отдельности, а как единое целое. Помимо этого, в рамках интеграции валютной политики стран ТС ими совместно будут разрабатываться и согласовываться:

– перечень валютных операций между резидентами, в отношении которых не будут применяться валютные ограничения;

– необходимый объем прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций;

– требования по репатриации резидентами денежных средств, подлежащих обязательному зачислению на их банковские счета, и требования к учету и контролю валютных операций;

– свободное перемещение резидентами и нерезидентами наличных денежных средств и ценных бумаг в документарной форме в пределах единой таможенной территории ТС (на сегодняшний день началом для реализации данного положения является действующий Договор от 5 июля 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза»);

– нормы об ответственности за нарушения законодательства государств – членов ТС в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Таким образом, стремление стран – членов Таможенного союза к интеграции всех сфер взаимных отношений, в т.ч. и валютно-финансовой сферы, путем детализации правовых, институциональных и информационно-технических аспектов взаимодействия государств – участников Таможенного союза является положительным результатом и предпосылкой для создания эффективной системы таможенного валютного контроля в Таможенном союзе.

Тесты по теме

1. Международные валютные отношения – это:

а) процесс международного движения товаров, услуг, капитала, производственное и научно-техническое сотрудничество, миграция рабочей силы;

б) совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен национальных хозяйств результатами своей деятельности;

в) отношения, возникающие в процессе управления дефицитом платежного баланса;

г) отношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства.

2. Элементы национальной валютной системы:

а) резервные валюты, международные счетные единицы;

б) национальная валюта;

в) доллар США;

г) условия взаимной конвертируемости валют;

д) наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль;

е) национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны;

ж) унификация основных форм международных расчетов;

з) паритет национальной валюты.

3. Валютный паритет – это:

а) степень использования национальной валюты на еврорынке и в международных расчетах;

б) соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию;

в) цена денежных единиц одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны;

г) соотношение между валютами, определенное расчетным путем на основе их курсов по отношению к третьей валюте.

4. Факторы, влияющие на валютный курс:

а) темп инфляции;

б) условия взаимной конвертируемости валют;

в) состояние платежного баланса;

г) унификация основных форм международных расчетов;

д) степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках;

е) деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции.

5. Валютная система – это:

а) форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями;

б) совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен национальных хозяйств результатами своей деятельности;

в) показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита;

г) международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.

6. Элементы мировой валютной системы:

а) резервные валюты, международные счетные единицы;

б) национальная валюта;

в) доллар США;

г) условия конвертируемости национальной валюты;

д) межгосударственное регулирование валютных ограничений;

е) национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны;

ж) унификация основных форм международных расчетов;

з) паритет национальной валюты.

7. Валютный курс – это:

а) степень использования национальной валюты на еврорынке и в международных расчетах;

б) соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию;

в) цена денежных единиц одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны;

г) соотношение между валютами, определенное расчетным путем на основе их курсов по отношению к третьей валюте.

8. Объективными предпосылками приобретения валютой статуса резервной валюты являются:

а) господствующие позиции страны в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах;

б) организованный и емкий рынок ссудных капиталов, либерализацию валютных операций, свободную обратимость валюты;

в) взаимный обмен валютами при торговле товарами, услугами;

г) развитую сеть кредитно-банковских учреждений, в т.ч. за рубежом;

д) ускорение или задержку международных платежей.

9. Генуэзская валютная система базировалась на следующих основных принципах:

а) основой международной валютной системы являлся золотомонетный стандарт;

б) ее основой являлись золото и девизы;

в) предусматривалось введение взаимной обратимости валют;

г) каждая валюта имеет золотое содержание;

д) введен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах – долларе США и фунте стерлингов;

е) введен стандарт СДР;

ж) сохранение золотого паритета;

з) в соответствии с золотым содержанием валют устанавливаются их золотые паритеты;

и) валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний;

к) валюты свободно конвертируются в золото.

10. Ямайская валютная система базировалась на следующих основных принципах:

а) юридическое завершение демонетизации золота;

б) ее основой являлись золото и девизы;

в) предусматривалось введение взаимной обратимости валют;

г) каждая валюта имеет золотое содержание;

д) введен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах – долларе США и фунте стерлингов;

е) введен стандарт СДР;

ж) странам – членам МВФ предоставлено право выбора любого режима валютного курса;

з) в соответствии с золотым содержанием валют устанавливаются их золотые паритеты;

и) устанавливался режим фиксированных валютных курсов: рыночный курс валют мог отклоняться от паритета в узких пределах; для соблюдения пределов колебаний курсов валют центральные банки были обязаны проводить валютную интервенцию в долларах;

к) валюты свободно конвертируются в золото.

11. «Золотая лихорадка» – это:

а) бегство от нестабильных валют к золоту и периодическое повышение его цены;

б) паника на фондовых биржах, падение курса стоимости золота;

в) форма проявления кризиса Парижской валютной системы;

г) обострение проблемы международной ликвидности;

д) форма проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы;

е) резкие колебания величины официальных золотовалютных резервов и их перераспределение между странами.

12. Основные функции международного валютного фонда:

а) предоставлять всем странам кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержания импорта в эти страны;

б) предоставлять странам – членам МВФ кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержания стабильности национальных валют;

в) выпускать СДР;

г) осуществлять контроль за соблюдением странами-членами принципов мировой валютной системы.

13. Цели создания ЕС:

а) формирование экономического и политического союза на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни;

б) укрепление позиций западноевропейского центра для противоборства монополиям США и Японии на мировом рынке;

в) усиление межгосударственного регулирования национальных валютных систем через МВФ;

г) предоставлять странам – членам МВФ кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержания стабильности национальных валют.

14. Парижская валютная система базировалась на следующих основных принципах:

а) основой международной валютной системы являлся золотомонетный стандарт;

б) ее основой являлись золото и девизы;

в) предусматривалось введение взаимной обратимости валют;

г) каждая валюта имеет золотое содержание;

д) введен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах – долларе США и фунте стерлингов;

е) введен стандарт СДР;

ж) странам-членам МВФ предоставлено право выбора любого режима валютного курса;

з) в соответствии с золотым содержанием валют устанавливаются их золотые паритеты;

и) устанавливался режим фиксированных валютных курсов: рыночный курс валют мог отклоняться от паритета в узких пределах; для соблюдения пределов колебаний курсов валют центральные банки были обязаны проводить валютную интервенцию в долларах.

15. Бреттон-Вудская валютная система базировалась на следующих основных принципах:

а) основой международной валютной системы являлся золотомонетный стандарт;

б) ее основой являлись золото и девизы;

в) предусматривалось введение взаимной обратимости валют;

г) каждая валюта имеет золотое содержание;

д) введен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах – долларе США и фунте стерлингов;

е) введен стандарт СДР;

ж) странам-членам МВФ предоставлено право выбора любого режима валютного курса;

з) в соответствии с золотым содержанием валют устанавливаются их золотые паритеты;

и) устанавливался режим фиксированных валютных курсов;

к) валюты свободно конвертируются в золото.

16. Институциональная структура ЕС включает в себя следующие органы:

а) Европейский совет;

б) кабинет министров;

в) ревизионная комиссия;

г) Совет министров;

д) Комиссия ЕС;

е) Европейский парламент;

ж) МВФ;

з) суд ЕС;

и) ЕБРР.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

Наши рекомендации