Сотрудничество стран СНГ в области защиты прав человека
Большинство государств СНГ являются участниками основных международных соглашений универсального и регионального характера, регулирующих вопросы международного сотрудничества государств в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако специфика данной области сотрудничества на региональном уровне потребовала от государств Содружества принятия нескольких международных соглашений в рамках СНГ.
В соответствии со ст. 2 Устава СНГ и положениями Декларации о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. одной из основных целей Содружества является «обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ». Для формирования международно-правовой базы и институтов СНГ в области защиты прав человека был разработан и подписан ряд международных соглашений.
Конвенция о правах и основных свободах человека была принята на заседании Совета глав государств 26 мая 1995 г. в Минске президентами Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдовы, России и Таджикистана. Она вступила в силу 11 августа 1997 г., в том числе и для России. Конвенция закрепила основные права и свободы человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, на свободу мысли, совести и вероисповедания, свободное выражение своего мнения. Конвенция предусматривает защиту и реализацию гражданских прав каждого человека в государстве, гражданином которого он является, в соответствии со своим национальным законодательством. Среди них право принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей; право голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, и др. Конвенция закрепляет также право на охрану здоровья, социальное обеспечение со стороны государства, равную защиту перед законом, свободное передвижение и др.
Конвенция предусматривает формирование Комиссии по правам человека - наблюдательного органа, который обеспечивает выполнение государствами ее положений. По своему статусу Комиссия - это уставный консультативный орган СНГ, чья деятельность регулируется Положением, являющимся неотъемлемой частью Конвенции.
Распад СССР привел к ситуации, когда на территории государств СНГ образовались группы национальных меньшинств, защиту прав и свобод которых необходимо было предусмотреть в рамках отдельного международного договора. В связи с этим в рамках СНГ была принята Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Конвенция не была подписана Туркменистаном и Узбекистаном, вступила в силу 10 января 1997 г.
В ст. 1 Конвенции определяется, что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, - это лица, постоянно проживающие на территории одного государства и имеющие его гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данного государства. Государства-участники Конвенции взяли на себя обязательство гарантировать данной категории лиц гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с международным правом. За ними признается также право индивидуально или совместно беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность.
Вопрос защиты прав национальных меньшинств решается государствами СНГ на двусторонней основе. К соглашениям на данном уровне следует отнести заключенные 18 мая 1995 г. Договор о сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в Российской Федерации и Договор о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Среди международных соглашений, подписанных государствами СНГ на многосторонней основе и регламентирующих сотрудничество в защите прав и свобод по отдельным направлениям, можно выделить следующие:
Соглашение о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (подписано всеми государствами);
Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 г. (вступило в силу 1 декабря 1994 г.);
Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда от 9 сентября 1994 г.;
Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. и ряд других.
Отдельную категорию лиц, которым необходима защита, составляют беженцы и вынужденные переселенцы. Возникновение на территории государств СНГ большого числа вооруженных конфликтов немеждународного характера привело к массовой вынужденной миграции в пределах стран Содружества. Для решения вопросов международной защиты данной категории лиц главы девяти государств СНГ (кроме Грузии, Молдовы и Украины) 24 сентября 1993 г. подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое было дополнено 10 февраля 1995 г. Соглашение вступило в силу 21 ноября 1994 г., в том числе и для России.
В соответствии со ст. 1 Соглашения беженец - это «лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия и преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами».
Вынужденным переселенцем согласно ст. 2 Соглашения является «лицо, которое, являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны» по тем же основаниям, что и беженец. Необходимо отметить, что данные определения понятий «беженец» и «вынужденный переселенец» несколько отличаются от определений, содержащихся в национальном законодательстве стран СНГ, Конвенции ООН о правовом статусе беженцев 1951 г. и Протоколе к нему 1967 г. Более того, понятие «вынужденный переселенец» используется только в соглашениях, заключенных в рамках ООН.
Соглашение предусматривает, что государства-участники обеспечивают защиту беженцев и вынужденных переселенцев и членов семей в соответствии с международными соглашениями в этой области, и в большей части прав предоставляют им национальный режим.
На двустороннем уровне государствами СНГ также заключен ряд соглашений в этой сфере. Среди них Соглашение между Россией и Киргизией о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев 1997 г. Такое же Соглашение было заключено в 1998 г. между Россией и Казахстаном (вступило в силу 17 апреля 2000 г.).
Борьба против пыток
Стабильное существование любого общества с надлежащим правопорядком в известной мере осуществляется методами государственного принуждения. В то же время принципиальное значение имеет характер такого принуждения.
Пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание запрещены национальным законодательством государств и несколькими международными документами, в том числе нормативно-правового характера.
26 июня 1987 г. Комитетом министров Совета Европы была принята Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Конвенция была открыта для подписания государствами-участниками Совета Европы 26 ноября 1987 г. и вступила в силу 1 февраля 1989 г. (для Российской Федерации - 1 сентября 1998 г.).
Государства-члены Совета Европы, считая необходимым дать возможность государствам-не членам этой Организации присоединиться к указанной Конвенции, приняли к ней 4 ноября 1983 г. Протокол 1. И в тот же день они приняли Протокол 2, касающийся дополнения предусмотренных Конвенцией процедурных вопросов.
Данную Европейскую конвенцию следует рассматривать во взаимодействии с рядом других международно-правовых актов, и в частности с принятой под эгидой ООН 10 декабря 1985 г. Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (вступила в силу 26 июня 1987 г.). Эта последняя содержит развернутое определение понятия «пытка», возлагает на государства обязательства принятия законодательных, административных, судебных или других мер для предупреждения актов пыток на любой территории под их юрисдикцией (ст. 1 и 2). В то же время Конвенция посвящена деятельности специального внесудебного контрольного органа с особыми «конвенционными» полномочиями.
Прежде всего, Конвенцией предусмотрено (ст. 1) создание Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в дальнейшем Комитет, Комитет против пыток), который был основан в 1989 г. со штаб-квартирой в г. Страсбурге. Он состоит из 32 членов, избираемых от разных стран, хотя число его членов должно быть равно числу сторон Конвенции (ст. 4). Среди его членов - юристы, психиатры, священники, врачи, избираемые сроком на четыре года с правом переизбрания на два срока (ст. 5 в редакции ст. 1 Протокола 2).
Комитет включает в свой состав лиц, имеющих опыт в таких вопросах, как управление тюрьмами, и в различных областях медицины, имеющих отношение к содержанию лиц, лишенных свободы. Это способствует большей эффективности диалога между Комитетом и государством-участником Конвенции, а также облегчает прохождение конкретных предложений Комитета.
Не допускается членство в Комитете двух лиц, являющихся гражданами одного и того же государства. Члены Комитета, как указано в п. 4 ст. 4, выступают в личном качестве, они должны быть «независимы и беспристрастны и способны эффективно выполнять свои функции». В соответствии с этим положением предполагается, что лица, чьи интересы будут вступать в конфликт или которые по иным причинам могут столкнуться с трудностями в плане соответствия их требованиям независимости, беспристрастности и способности исполнять обязанности, не будут выдвигаться или избираться. Также предполагается, что если у члена Комитета возникают такие трудности в отношении конкретной ситуации, он не будет участвовать ни в какой деятельности Комитета, относящейся к этой ситуации.
Комитет не осуществляет никаких судебных функций, он должен воздерживаться от толкования международных документов в области прав человека и не высказывать никаких суждений по толкованию правовых терминов. Перед ним поставлены чисто превентивные задачи. Комитетом проводятся посещения мест лишения свободы с целью установления фактов и, если необходимо, на основе полученной таким образом информации разрабатываются рекомендации для улучшения защиты лиц, лишенных свободы, от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. За период своего существования Комитет организовал более 80 посещений мест лишения свободы в более чем 30 странах-членах Совета Европы.
Посещения, как это вытекает из ст. 2 Европейской конвенции, могут касаться любых мест, где содержатся лица, лишенные свободы, независимо от оснований. Это означает, что Конвенция может применяться, например, в отношении мест, где находятся лица, подвергнутые задержанию, заключенные в результате осуждения за совершение преступления, задержанные в административном порядке или изолированные по причинам медицинского характера, а также несовершеннолетние, заключенные под стражу органами государственной власти. Лица, задержанные военными властями, также подпадают под действие Конвенции.
Посещения могут происходить при любых обстоятельствах. Конвенция применяется не только в мирное время, но и во время войны или при чрезвычайном положении иного характера.
В то же время в п. 3 ст. 17 Конвенции констатируется: «Комитет не посещает те места, которые эффективно посещаются на регулярной основе представителями или делегациями держав-покровительниц или Международного комитета Красного Креста на основании Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ней от 8 июня 1977 г.». Однако рассматриваемый нами новый Комитет может посещать определенные места (в частности, в случае немеждународного вооруженного конфликта), которые МККК не посещал «эффективно» или «на нерегулярной основе».
Объектами посещений Комитета против пыток могут быть как государственные, так и частные учреждения. Критерием является лишение свободы как результат действий государственной власти. Соответственно, Комитет может совершать посещения в отношении тех лиц, которые были лишены свободы государственной властью, а не добровольных пациентов. Однако в последнем случае Комитет вправе убедиться в том, что на это действительно было согласие пациента.
В процессе работы Комитета определились методы его работы, которые включают обычные посещения и срочные посещения (в течение 24 часов после получения информации о нарушении прав человека).
После каждого посещения Комитет составляет доклад о фактах, установленных во время такового, с учетом всех возможных замечаний заинтересованной стороны (п. 1 ст. 10). Последний вариант такого доклада с его замечаниями направляется этой стороне с целью усиления защиты лиц, лишенных свободы. Подразумевается, что этот доклад не обязательно должен включать в себя всю информацию, полученную в связи с посещением (например, протоколы определенных бесед).
Доклады Комитета носят рекомендательный характер. Он стремится побуждать государства к выполнению своих рекомендаций через «постоянный диалог» с государствами, в частности посредством получения предварительных и последующих ответов на свои посещения. Этот диалог осуществляется также при содействии назначенных правительствами стран-членов Совета Европы «офицеров связи» (liaison officers), которые играют существенную роль в передаче запросов и просьб Комитета.
Если государство отказывается сотрудничать с Комитетом либо исправлять ситуацию в свете его рекомендаций, то Комитет может принять решение о том, чтобы сделать публичное заявление. С учетом ответственности такого решения оно может быть принято только квалифицированным большинством (п. 2 ст. 10).
По просьбе заинтересованного государства Комитет обязан опубликовать доклад и любые комментарии, которые государство пожелает сделать. Если доклад публикует заинтересованное государство, оно обязано опубликовать его полностью (п. 2 ст. 11). Вместе с тем никакие сведения личного характера не могут быть опубликованы без определенно выраженного согласия заинтересованного лица. В то же время это не исключает публикации сведений о личности, которая не раскрыта и не может быть установлена из контекста.
Следует указать, что почти все без исключения государства-участники дают согласие на публикацию докладов Комитета, а также своих предварительных и последующих ответов. Они проявляют свою готовность и добрую волю придавать огласке многие факты, относящиеся к обмену мнениями с Комитетом. Публикации докладов о посещении стран делегациями приводят к определенным позитивным практическим результатам. Во-первых, подходы и практические методы работы, получившие оценку Комитета как достойные применения или критики, становятся, таким образом, доступными для изучения и реализации в других странах по улучшению обращения с лицами, содержащимися под стражей. Во-вторых, неправительственные правозащитные организации той или иной конкретной страны могут с большей вероятностью проконтролировать ход выполнения рекомендаций, содержащихся в докладе Комитета, и, таким образом, стать для Комитета источником дополнительной информации.
В последние годы особое внимание обращалось на центрально- и восточноевропейские страны, а также на государства, возникшие после распада СССР. С учетом масштабов Российской Федерации, где количество мест заключения и самих заключенных примерно 1 млн., что больше, чем во всех вместе взятых странах, ратифицировавших Конвенцию, Комитет предусматривает регулярные посещения именно России.
Нужно отметить, что международно-правовые нормы и европейское право по рассматриваемому вопросу оказали определенное воздействие на российское законодательство, а также на практику исполнения наказания.
В Российской Федерации, как уже отмечалось выше, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания после ратификации 1 сентября 1998 г. вступила в силу.
В ст. 21 Конституции РФ (ч. 2) закреплено положение о том, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Однако в новом Уголовном кодексе Российской Федерации, который введен в действие с 1 января 1997 г., отсутствует специальная норма об уголовной ответственности за применение пыток. Пытка лишь упоминается в ряду обстоятельств, отягчающих ответственность. Ответственность же за пытки предусмотрена в двух статьях - в ст. 117 УК РФ «Истязание» (ч. 2, п. д) и в ст. 302 Кодекса «Принуждение к даче показаний» (ч. 2).
В то же время в п. 3 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, принятого Госдумой в декабре 1996 г. (с последующими изменениями), отмечается, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство России и его практическое применение «основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными». С данной правовой нормой созвучна ст. 4 Федерального закона РФ 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в редакции Федерального закона 1988 г.), в которой, наряду с прочим, прямо указано, что содержание под стражей осуществляется согласно принципам законности и оно «не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей».
Согласно Закону РФ «О милиции», принятому Госдумой 18 апреля 1991 г. (с последующим изменением, в том числе от 4 августа 2001 г. и одобренному Советом Федерации 20 июня того же года), милиции, разумеется, также запрещается прибегать к пыткам, насилию и к другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 5 ч, 2).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы формы гуманитарного сотрудничества в рамках Совета Европы?
2. Что такое «человеческое измерение» ОБСЕ?
3. Каково значение Шенгенских соглашений?
4. Дайте характеристику Европейской конвенции о гражданстве.
5. Каковы формы гуманитарного сотрудничества существуют в рамках Европейского Союза?
6. Дайте характеристику Европейской социальной хартии.
7. Охарактеризуйте сотрудничество стран СНГ в области защиты прав человека.
8. Как европейские государства ведут борьбу против пыток?
Литература
Азаров А., Ройтер В., ХюфнерК. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. - М., 2003.
Анисимов Л.Н.Становление и развитие института гражданства в международно-правовых актах Совета Европы // Совет Европы и Россия. -2001. - № 1.
МоисеевЕ.Г. Десятилетие Содружества: международно-правовые аспекты деятельности СНГ. - М., 2001.
Энтин МЛ.Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. - М., 1997.