Права человека в международной политике. Международное сотрудничество в области прав человека.

Нормы международных актов напрямую не вносят ограничений в государственную политику, в отношения государств, международных организаций и личности, но являются нравственным эталоном их внешней политики. Словом, международные нормы прав человека предполагают влияние на деятельность власти и государства. Следовательно, международные нормы прав человека должны являться одним из основных критериев законности для государства. Государства, придерживающиеся международных норм в области прав человека, неоспоримо выделяются, с международной точки зрения, как государства реальной демократии, а законность способствует стабильной и успешной деятельности власти. Права человека, таким образом, являются очень весомой частью международной политики государства.

Создание концепции международных прав человека параллельно их принятию национальными законодательствами по правам человека очень важно в том смысле, что и международные и национальные законы неуклонно повышают значимость свобод личности в политической, социальной и экономической сферах. Старое разделение между общественным порядком и частным экономическим интересом государства сегодня в Европе практически исчезло. Теперь мы являемся очевидцами реального роста общего регулирования в экономической, социальной и политической сферах не только потому, что оно относится к эффективной экономике "общеевропейского дома", но и потому, что этого требует новая мораль социальной справедливости, новый подход к человеческому достоинству, к личности, к группе личностей.

Эволюция концепции международных прав человека отражает усиление акцента на экономических и социальных проблемах личности, включая проблему социального выбора. Современные западные конституции, особенно в Скандинавии, содержат раздел о международных социальных и экономических правах личности. Католическая и протестантская церковь Европы активно поддерживают экономические права личности почти столетие. Аналогичные процессы активизируются и на Американском континенте. Конституция Мексики так же, как и Конституция США, содержит положения о социальных и экономических правах личности в контексте международной политики. Президент Ф. Рузвельт в свое время отмечал важность "всемирной свободы желаний". Президент Л. Джонсон говорил о международном праве на "заслуженное существование" Президент Дж. Картер строил свою политику на основе идеи "абсолютного соблюдения всех прав человека". Таким образом, сегодня реализуется идея построения государственных законодательств на основе международно признанных актов. И большинство западных государств поддерживают это в принципе. Индивидуальные социальные и экономические права в связи с международной политикой конкретно отражены в этих подходах, базирующихся на концепциях третьего поколения прав человека. Больше половины государств — членов ООН проводят свою политику в соответствие с международно принятыми стандартами прав человека. Сегодня, тем не менее, очевидно, что их неисполнение является одним из наиболее мощных факторов давления в мировой политике. То, что было ранее предметом рассмотрения национальной юрисдикции, стало международно значимым процессом. Широкие дебаты по правам человека в странах бывшего СССР, в США, Китае или других странах, которые ведутся в мире и международных организациях, не являются, с точки зрения Международного суда, недозволенным вмешательством во внутренние дела. Поэтому международные действия, проводимые под эгидой ООН, могут быть использованы для защиты гарантий прав личности, вытекающих из международных актов по правам человека.

В ООН существуют детальные разработки рекомендаций по правам человека и международных норм их применения. Однако невозможно описать и дать подробный анализ всех существующих правил их реального выполнения. Тем не менее, необходимо представить анализ нескольких основных пунктов, важных для нашего исследования и обсуждения проблемы прав человека. Регулярные нарушения прав человека могут привести к военным конфликтам. События конца ХХ в. в странах Юго-Восточной Азии (Филиппины, Индонезия, Восточный Тимор) являются отражением подобной ситуации. Практика международного сообщества подтверждает, что законность данных военных конфликтов может быть подтверждена только решением Совета Безопасности ООН и использоваться в исключительных случаях грубого массового нарушения прав личности и вооруженного ограничения прав наций на самоопределение.

Сегодня в мире существуют официальные международные нормы прав человека, потому что они содействуют миру и прогрессу. Права человека, включенные в Устав и в международное законодательство, имеют большую общность, так как отвечают моральным требованиям современного общества. Идеи Устава о том, что права человека содействуют миру, делают международную и внутреннюю политику более реалистичной, относятся к тому моральном аспекту, который рассматривает нарушения прав человека как гуманитарное преступление.

Наши рекомендации