Международные и российские стандарты в области защиты прав и свобод человека.

Проблема прав человека занимает важное место в системе международного права. В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам), он остается свободным существом, нахо­дящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

После Второй мировой войны началось интенсивное осоз­нание мировым сообществом планетарного значения пробле­мы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего конститу­ционное право постепенно начало подпадать под влияние международных стандартов. Сегодня уже общепризнанно, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации.

Права человека с позиций междуна­родного права — это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Раз­личные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств харак­терно определенное совпадение взглядов на то, какие права долж­ны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особен­ности. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.

Концепций прав человека существует множество: рели­гиозные, позитивистские, естественно-правовые и т.д. Их разнооб­разие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосу­дарственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Для того чтобы содержание любого принципа международно­го права воплощалось в жизнь, необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права. Междуна­родно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирую­щие принцип уважения прав человека, часто называют междуна­родными стандартами в области прав человека.Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права несвободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расо­вой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.п.).

Стандарты могут быть универсальными, то есть признанны­ми во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть бо­лее широкими, конкретными (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса).

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и поли­тических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. В ст. 4 Пакта указывается, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участники Пакта могут принимать при соблюдении определенных условий меры в отступление от своих обязательств по Пакту. Однако, согласно ст. 4, недопустимо отступление от стандартов, запрещающих дискриминацию исключительно на ос­нове расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также закрепляющих право на жизнь, недопус­тимость пыток, рабства и т.д.

Устав ООН, не конкретизируя понятие прав чело­века, тем не менее содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о рав­ноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопусти­мости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Можно считать, что пре­амбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той ее части, где говорится о стремлении членов орга­низации «содействовать социальному прогрессу... при большей свободе».

С учетом, прежде всего, этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы.

Другая часть документов в области прав человека - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе - Международная конвенция о ликвида­ции всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Международный пакт о граж­данских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и другие договоры. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.

Пакты о правах человека - одно из значительных достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению прав человека. Это договоры, призванные создать универсальную международно-пра­вовую базу для межгосударственного сотрудничества по вопросам, касающимся прав человека. Пакты вступили в силу в 1976 году.

В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о при­дании им возможно большей эффективности, что предполагает их универсализацию, то есть максимальное увеличение круга их участ­ников. До сих пор в них участвуют даже не все постоянные члены Совета Безопасности ООН (США не участвуют в Пакте об эконо­мических, социальных и культурных правах, Китай - в обоих).

Согласно принятой в междуна­родных документах классификации, права человека подразделя­ются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Возможны и иные варианты классификации. Прибли­зительно с начала 70-х годов в международной практике получила распространение концепция «трех поколений» прав человека.

Следует отметить, что различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно совпадение взглядов на то, какие права должны быть представлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития конкретного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.

Первым крупным международным правовым актом стала Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались).

В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важ­ные акты - Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах и Международный пакт о граж­данских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о граждан­ских и политических правах предусматривается создание Ко­митета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. В 1984 г. аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пак­та составили своеобразный международный кодекс прав чело­века и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по о6еспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.

Принятый одновременно с Пактом о гражданских и политических правах Факультативный протокол предоставил возможность Комитету по правам человека, созданному в соответствии с положениями этого Пакта, получать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Второй Факультативный протокол (1989 г.) направлен на отмену смертной казни.

Поскольку демократические государства рассматривают общепризнанные нормы и принципы международного права составной частью своей правовой системы, пакты являются, для таких государств, правовыми актами прямого действия. Это тем более важно, что установленные ими стандарты шире содержания многих конституций.

Наши рекомендации