Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека

4.2. Право на образование в системе прав и свобод человека

4.3. Государственно-правовые основы социальной политики России по защите прав инвалидов

Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека

Важнейшим благом для человека являются узаконенные госу­дарством и признаваемые обществом его права и свободы. Они закрепляются в конституционно-правовых установлениях каждо­го государства — члена мирового сообщества, а также в междуна­родных правовых документах.

В основе современного законотворчества в области защиты прав человека лежат гуманистические положения социокультурной концепции, а также принципы «государства благоденствия», при­нятые на уровне международной политики в странах Западной Европы в 40 —60-х гг. прошедшего столетия.

Эти мировоззренческие понятия определили, а затем и систем­но объединили права всех людей на образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, помощь в случае инва­лидности, пособия по безработице и т.д. Именно в те послевоен­ные годы европейское сообщество осознало необходимость прове­дения в жизнь законов о правах своих граждан на личностном уров­не, на основе индивидуального подхода к каждому человеку.

Событием огромной важности явилось создание в 1945 г. Орга­низации Объединенных Наций (ООН) — международного сотруд­ничества, направленного на поддержание мира и безопасности, защиту прав человека, мобилизацию всемирных усилий для обес­печения выживания и развития детей. Одним из основных аспек­тов деятельности ООН стало законотворчество в области защиты прав человека на уровне мировых универсальных стандартов.

В структуре ООН имеются агентства по защите прав человека, осуществляющие правовое регулирование в области поддержки наиболее незащищенных слоев населения (детей, ин­валидов, жертв военных конфликтов, беженцев и др.). Среди них наиболее известны:

ЮНИСЕФ — детский фонд ООН (1946);

ЮНЕСКО— Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (1946);

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения (1946).

Верховным органом ООН, утверждающим международные за­конодательные документы, является Генеральная Ассамблея. Правовые документы ООН включают международные стандарты в области защиты прав человека, которые разрабатываются в соот­ветствии с общепринятой формой юридических актов. Они содер­жат следующие определения и категории, которые используются в качестве ключевых понятий в международных юридических тек­стах:

декларация — заявление, провозглашение документа;

конвенция — международный договор, соглашение по конкрет­ному вопросу;

ратификация — утверждение международного документа выс­шим органом государственной власти, дающее ему юридическую силу на территории данной страны;

закон — свод общепринятых правил, касающихся регулирова­ния различных отношений:

а) между людьми (мужем и женой, родителями и ребенком, работодателем и работником, покупателем и продавцом, врачом и пациентом, партнерами по бизнесу и т.д.),

б) между людьми и предметами (человеком и автомобилем, арендатором и жилищем и т.д.),

в) между иными субъектами права (банки, общественные орга­низации, местные власти, само государство и т.п.),

г) между отдельными гражданами и органами местной или государственной власти;

правовой статус — весь комплекс прав, обязанностей и за­щит, применяемый к каждому отдельно взятому гражданину. Че­ловек обладает всеми правами и обязанностями, указанными в законе;

равноправие — каждое юридическое или физическое лицо, а также все субъекты права перед законом равны;

дети — особая социально-демографическая группа населения, имеющая возрастные границы от 0 до 18 лет, а также свои специ­фические потребности, интересы и права, однако не обладающая достаточной способностью отстаивать и защищать их в обществе;

права детей — совокупность законодательных норм и правил, направленных на защиту потребностей и интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности;

дефект1 — постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, а также отклонение от нее;

инвалидность2 — любое ограничение или отсутствие (в резуль­тате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормаль­ными для человека;

1 Понятие, разработанное Всемирной организацией здравоохранения.

2 То же.

нетрудоспособность1 — ограниченность конкретного индиви-дума, которая препятствует или лишает его возможности выпол­нять роль, считающуюся для этого индивидума нормальной в за­висимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов.

Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд международных пра­вовых документов, важнейший из которых — Всеобщая деклара­ция прав человека (1948) — послужил основой для формирова­ния законодательной политики всех государств на европейском континенте.

Международные правовые документы о гражданских, полити­ческих, экономических, социальных и культурных правах про­возглашают равенство прав всех людей на жизнь, свободу и лич­ную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, сло­ва, религии, мирных собраний и ассоциаций, право на образова­ние, труд, отдых, социальное обеспечение, защиту материаль­ных и моральных интересов. Утверждая (ратифицируя) междуна­родные документы, защищающие права человека, правительства разных стран обязуются включать основополагающие принципы и идеи этих документов в законодательство своих государств. Фор­мирование и совершенствование законодательной базы каждой страны на основе общепринятых международных правовых доку­ментов происходят с учетом ее экономических, политических и иных условий, позволяющих конкретизировать и адаптировать требования международного законодательства в правовом поле данной страны.

Наши рекомендации