Проблемы изучения русского языка и литературы
Проект
Концепция преподавания
Русского языка и литературы
В общеобразовательных организациях Российской Федерации
Введение
1. Значение предметов «русский язык» и «литература» в современной системе образования
2. Проблемы изучения русского языка и литературы
2.1. Проблемы чтения и понимания текста современными школьниками
2.2. Проблемы содержательного характера
2.3. Проблемы методического характера
2.4. Кадровые проблемы
2.5. Проблемы использования ресурсов учреждений культуры
3. Особенности преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды
3.1. Содержательные проблемы становления русской речи у детей-билингвов в условиях ограниченной русскоязычной среды
3.2. Организационные проблемы преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды
3.3. Содержательные и организационные особенности дошкольного этапа развития ребенка в условиях ограниченной русскоязычной среды
3.4. Кадровые проблемы преподавания русского языка в условиях ограниченной русскоязычной среды
3.5. Проблемы преподавания русского языка как иностранного
4. Пути решения проблем преподавания русского языка и литературы
4.1. Русский язык
4.2. Литература
4.3. Общие проблемы
Введение
Язык и литература играют ключевую роль в формировании личности человека, его жизни в обществе, повседневной коммуникации и профессиональной деятельности. Важный этап освоения языка и литературы – этап общего образования (5-11 класс).
Цель концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации – обозначить проблемы, существующие в сфере преподавания этих учебных предметов в школах разных типов, наметить возможные пути их решения и определить условия, способствующие развитию языкового и литературного образования школьников. Вместе с утвержденными в законодательном порядке Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и Примерными основными образовательными программами (ПООП) концепция составляет основу филологического образования в школе.
1. Значение предметов русский язык и литература в современной системе образования
Русский язык и литература традиционно образуют основу отечественного образования. Русский язык необходим гражданину России как основное средство общения с другими людьми. Литература, созданная на русском языке, является носительницей важных для самосознания народа и отдельной личности смыслов, духовно-нравственных представлений. Язык и литература сохраняют исторический опыт поколений и передают его потомкам.
Человек с детства думает и выражает свои мысли на родном языке, с его помощью он познает мир и приобщается к национальной и мировой культуре. Привычность использования языка мешает осознавать, что полноценное овладение им должно быть результатом сознательного труда и приложенных усилий. Чем лучше мы умеем применять коммуникационные и стилистические ресурсы языка, тем большего мы можем достичь, потому что умение грамотно и выразительно говорить и писать, слушать, читать и понимать является основой интеллектуального развития личности, способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной области.
Освоение ресурсов языка во всем его многообразии и формирование потребности открывать для себя богатство литературных произведений связаны с развитием важных для человека навыков чтения и понимания прочитанного. Без этих навыков, без внутренне осознанной потребности читать, понимать, размышлять над прочитанным, без формирующейся на этой основе способности выражать себя в слове и вступать в диалог с другими людьми невозможно существование полноценного общества, которое помнит о своих корнях и с уверенностью смотрит в будущее. Преподавание русского языка и литературы в школе призвано обеспечивать выполнение этих задач.
Изучение русского языка и литературы, освоение воплощенных в литературе образцовых форм русской речи играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в продолжении национальных традиций и в сохранении исторической преемственности поколений.
Многообразие культур и языков Российской Федерации, их равноправное сосуществование являются важнейшим достоянием нашего государства. В современном мире знание нескольких языков, безусловно, расширяет возможности личности, позволяя более эффективно реализовать ее потенциал в самых разных сферах деятельности. Русский язык в России всегда был средством межнационального общения. В качестве государственного языка он является стержнем, формирующим российскую идентичность,гражданское, культурное, образовательное пространство страны, атакжефактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального поликультурного государства.
Преподавание школьных учебных предметов в большей части образовательных организаций России ведется на русском языке. Итоговая аттестация всех уровней для всех без исключения обучающихся проходит также на русском языке. Следовательно, от качества освоения русского языка зависит общая и специальная грамотность человека (в том числе, математическая, естественнонаучная, инженерно-техническая и т.д.) и его последующее развитие в качестве полноправного члена общества и профессиональна в избранной сфере трудовой деятельности. Качественное освоение русского языка гражданами Российской Федерации тем самым является важнейшей для государства задачей.
Филологическое образование тесно связано с формированием информационной культуры человека. Именно на филологической основе развивается важнейшая для современного человека компетенция – умение ориентироваться в нарастающем информационном потоке, определяя достоверность информации, корректно её анализируя и интерпретируя.
Литература – это культурный символ России. Наша страна известна во всем мире как родина всемирно известных великих писателей, таких как А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и И.А. Гончаров, Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов и А.И.Солженицын и многие другие. Интерес к русской культуре и русскому языку, к русскому складу характера всегда был высок, в частности, потому, что произведения крупнейших русских писателей сформировали выдающиеся образцы использования русского языка в художественных целях. Сегодня как никогда актуально продолжение этой традиции – русская литература как высшая форма существования российской духовности и языка должна оставаться заметной и влиятельной в мире, привлекать внимание все новых и новых заинтересованных читателей и почитателей. На решение в том числе и данных задач должно быть нацелено преподавания русского языка и литературы.
Но полноценное существование русской литературы в мире невозможно без широкой читательской аудитории внутри страны. Формирование такой аудитории с серьезными культурными запросами – важнейшая задача школы вообще и преподавания учебных предметов «русский язык» и «литература» - в частности. Особенности школьной системы образования в России делают предмет «литература» важным и в другом отношении: это единственный школьный гуманитарный предмет, в фокусе внимания которого – произведение искусства. Литература в школе берет на себя важнейшую функцию формирования эстетического чувства в человеке; именно поэтому вокруг предмета «литература» традиционно формируются межпредметные связи с отсутствующими или присутствующими в школе лишь на некоторых ступенях образования музыкой, живописью, архитектурой, кино, театром. Литературное образование в школе по сути берет на себя функции общегуманитарного образования – и в этом его неоспоримое преимущество. Особо тесная связь существует у литературы с историей – именно эти учебные предметы воспитывают в человеке чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, к нации, народу, всему человечеству. Исходя из подобного понимания роли литературного образования, главное внимание при школьном изучении литературы должно быть уделено рассмотрению ее эстетической природы, освоению литературы как одного из важнейших видов искусств. Эстетическая специфика литературы является приоритетной областью освоения в школьном образовании, только на основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможно плодотворная освещение и усвоение иных важнейших функций литературы – познавательной, нравственной, воспитательной.
Проблемы изучения русского языка и литературы
Многолетняя традиция системного изучения русского языка и литературы в школе, накопленные методические подходы, разработанная экзаменационная база, апробированные учебно-методические комплексы, конкретные научно-педагогические коллективы и образовательные практики – всё это несомненный важный потенциал отечественной системы преподавания. Однако есть целый ряд проблем, которые пока остаются нерешенными и даже усугубляются в последнее время. Истоки этих проблем находятся и внутри, и вне системы образования, решать их необходимо комплексно. Эти проблемы могут быть объединены в следующие основные группы.