Кафедра литературы и русского языка

Русский язык и культура речи

Учебно – методический комплекс для студентов факультета музыкальных искусств по специальности: 031300 «социальная педагогика».

Кемерово 2007

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 сентября 2007 г., протокол №1

«Русский язык и культура речи»: Учебно – методический комплекс для студентов факультета музыкальных искусств специальности: 031300 «социальная педагогика» –Кемерово: КемГУКИ, 2007. - с.

Составители:

к.ф.н., преп. Агуреева Е.В.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Общие методические рекомендации по изучению курса…………………

Тематический план курса «Русский язык и культура речи» …………………

Содержание курса «Русский язык и культура речи»……………………………

Описание практических занятий………………………………………………

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Тема 2. Лексические нормы – нормы словоупотребления……………………

Тема 3. Грамматические нормы русского языка………………………………

Тема 4. Содержательность речи…………………………………………………

Тема 5. Точность, ясность речи…………………………………………………

Тема 6. Логичность речи…………………………………………………………

Тема 7. Чистота речи. Культура языка и экология слова………………………

Тема 8. Богатство речи……………………………………………………………

Тема 9. Уместность как качество грамотной речи………………………………

Тема 10. Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная и устная формы изложения форма изложения……………………………………………

Тема 11. Культура деловой речи. Официально – деловой стиль………………

Тема 12. Публицистический стиль………………………………………………

Тема 13. Разговорный стиль и разговорная речь…………………………………

Тема 14. Основы мастерства публичного выступления………………………

Задания для самостоятельной работы студентов………………………………

1.Темы рефератов…………………………………………………………………

2.Контрольные задания…………………………………………………………

3.Тестовые задания………………………………………………………………

4.Вопросы к экзамену……………………………………………………………

5.Список обязательной литературы…………………………………………….

6.Список дополнительной литературы…………………………………………

7.Словари и справочные издания………………………………………………

8. Методические и наглядные пособия…………………………………………

Введение

Введение в образовательные стандарты высших учебных заведений дисциплины «Русский язык и культура речи» обусловлено современными требованиями подготовки студентов к будущей работе, ибо владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности.

Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо профессионально подготовленного специалиста, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Будучи дисциплиной прагматической, культура речи обращена не только к системе языка, но и к взаимоотношениям «язык - человек» и их оптимальному построению.

Именно этим объясняются актуальность и причины введения данного курса, учебная программа которого составлена в соответствии с ГОС ВПО, в систему подготовки специалиста.

Целью курса «Русский язык и культура речи» является представить в систематизированном и обобщенном виде теоретические аспекты данной дисциплины, а также выработать у студентов навыки и умения правильно и красиво строить свою речь. В связи с этим перед курсом стоят следующие задачи:

- усвоение блока теоретических понятий и терминов;

- формирование четкого представления студентов о возможностях и богатстве родного языка;

- формирование навыков видеть речевые ошибки и не допускать их в своей речи;

- умение студентами строить грамотные и эффективные тексты в соответствии с условиями, ситуацией и задачами общения.

Данный курс изучается в течение двух семестров и включает в себя 72 лекционных часа и 58 часов практических занятий.

Учебная программа предназначена для студентов факультета музыкальных искусств дневной формы обучения. Основу структуры учебной программы составляют тематический план, описание содержания лекционных и практических занятий, общие методические рекомендации по изучению курса, а также задания для самостоятельной работы студентов и список литературы.

В рамках ведения настоящего курса используются следующие формы контроля знаний студентов: в течение семестра проводятся «контрольные точки» и тестовые задания, студенты пишут и защищают рефераты. В конце семестра студенты сдают экзамен.

Общие методические рекомендации по изучению курса

Изучение курса «Русский язык и культура речи» начинается с усвоения понятийно–терминологического аппарата. Студенты в процессе освоения курса должны усвоить новые для них лингвистические понятия и термины, научиться избегать в своей речи нарушений, связанных с незнанием языковой системы и ее возможностей.

Данный курс предназначен для студентов - нефилологов и поэтому включает все базовые понятия русского языка, включая и те, которые изучались в школьной программе с целью выявить пробелы и восполнить их.

Специальность «социальный педагог» в первую очередь предполагает умение общаться с людьми, учитывая при этом особенности их социального положения, воспитания и мышления. Для этого необходимо, чтобы студенты отчетливо понимали, какие речевые средства выбирать из множества существующих в языке в той или иной ситуации. В связи со сказанным курс «русский язык и культура речи» не только охватывает основные теоретические аспекты дисциплины, но и имеет отчетливую практическую направленность. Важно научить студентов творчески «работать» с родным языком, а не механически заучивать ряд правил и норм.

Изучение курса предполагает посещение студентами лекционных и практических занятий. В ходе лекций студенты получают систематически выстроенный и полный теоретический материал. В процессе самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентам нужно обратить внимание на список рекомендуемой литературы к данному практическому занятию. Конспектирования предложенных к практическому занятию научных источников обязательно, так как они дополняют те знания, которые студенты получили на лекциях. Собственно практические задания также следует выполнять дома: это позволит выявить стандартные для учащегося речевые ошибки.

В процессе изучения курса студенты должны не только усвоить лекционный материал, в котором достаточно полно освещаются основные проблемы культуры речи, но и опираться на рекомендованные учебники и учебные пособия. В зависимости от того, как протекает учебный процесс, экзамен проводится либо традиционно (включает две части: ответ на два теоретических вопроса и практическое задание), либо по упрощенной системе (только один теоретический вопрос на выбор и практическая часть), с обязательным учетом постоянного посещения лекций и работы на практических занятиях.

Тематический план курса

Наименование темы Всего часов лекции практические срс
1. Культура речи. Аспекты культуры речи.    
2. Система коммуникативных качеств речи    
3. Правильность речи. Система норм русского литературного языка    
4. Нормы произношения и ударения  
5. Лексические нормы русского языка    
6. Грамматические нормы русского языка    
7. Содержательность речи  
8. Точность, ясность речи  
9. Логичность речи  
10. Чистота речи  
11. Богатство речи  
12. Речевой этикет      
13. Уместность речи. Функциональные стили  
14. Культура научной речи    
15. Культура деловой речи    
16. Публицистический стиль    
17. Разговорный стиль и разговорная речь    
18. Основы мастерства публичной речи    
19. Культура письменной речи: русская орфография и пунктуация    
20. Написание и защита рефератов    
21. Написание тестовых и контрольных работ    
  Итого по разделу

Содержание курса

Лекционные занятия

Культура речи. Аспекты культуры речи (2 часа).Понятие культуры речи. Язык и культура общения сегодня. Культура речи как элемент общей культуры личности. Основные лингвистические понятия функциональной стилистики и культуры речи. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение). Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность использования языка для целей коммуникации. Основные аспекты культуры речи (коммуникативный, нормативный и этический). Основные единицы общения.

Речевое общение, речевая ситуация и речевое событие. Социальная и персональная значимость культуры речевого общения.

Система коммуникативных качеств речи (2 часа).Принципы выделения качеств речи. Правильность речи как ее соответствие нормам литературного языка – базовое качество хорошей речи. Чистота речи как ее соответствие лексическим нормам. Точность как коммуникативное качество речи, предполагающее соответствие ее смысловой стороны отражаемой реальной действительности. Точность предметная и понятийная. Логичность речи: экстралингвистические и собственно лингвистические условия логичности. Выразительность речи и ее основные условия. Уровни языковой системы и их роль в создании выразительности. Уместность как особое коммуникативное качество речи, регулирующее в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. Системное функциональное взаимодействие коммуникативных качеств речи.

Правильность речи. Система норм русского литературного языка (2 часа).Понятие правильной речи. Речевые ошибки, нарушающие правильность речи. Норма как центральное понятие культуры речи. Связь нормативного, коммуникативного и этического аспектов речевой культуры. Классификация норм, специфика языковых норм. Уровни реализации и вариантность языковых норм. Историческая подвижность и колебания литературных норм. Нормы устной и письменной речи, их общность и различие. Причины отступлений от норм в речи, типы речевых ошибок, пути их устранения и предупреждения. Норма и кодификация. Становление норм русского литературного языка. Орфоэпические нормы, лексические и грамматические нормы современного русского языка. Подходы к определению понятия «литературный язык». Основные черты литературного языка.

Содержательность речи (2 часа). Понятие содержательной речи. Многословие, плеоназм, тавтология как признак речевой избыточности. Тавтология явная и скрытая. Слова-паразиты в речи. Сжатость речи. Речевая недостаточность.

Точность, ясность речи (2 часа). Понятие точной речи. Точность речи на разных языковых уровнях. Основные критерии отбора лексических средств. Причины возникновения неясности высказывания. Речевые ошибки, нарушающие точность речи (эвфемизмы, анахронизмы, неразграничение паронимов и т. д.). Предметная и понятийная точность. Условия создания точной речи.

Логичность речи (2 часа). Внешняя и внутренняя логичность. Предметная и понятийная логичность. Экстралингвистические и лингвистические условия логичной речи. Основные законы логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Логические ошибки в речи: алогизм, подмена понятия, несоответствие посылки и следствия и т. д.

Чистота речи (2 часа). Понятие чистой речи. Структура национального языка (литературный язык, просторечие, жаргон, арго, сленг, диалект). Диалектные слова, основная сфера их применения. Функции диалектизмов в речи. Заимствованные слова. Причины заимствования и оценка данного явления лингвистами. Понятие жаргона и жаргонизмов. Проблема жаргонизации речи людей. Происхождение жаргона. Молодежный жаргон. Функции жаргона. Причины распространения жаргона. Слова-паразиты и причины появления их в речи. Понятие речевого штампа и канцеляризмов.

Богатство речи (2 часа). Богатство речи как одно из главных коммуникативных качеств. Лексическое богатство речи. Полисемия (многозначность) слова. Явления синонимии, антонимии, паронимии и омонимии в русском языке. Типы синонимов (стилистические, семантические и смешанные). Использование синонимов в речи. Стилистическое использование синонимов и антонимов в речи. Основные источники разнообразия речи на морфологическом и синтаксическом уровнях.

Уместность речи. Функциональные стили (2 часа). Понятие уместности речи. Узкий и широкий подход в понимании уместности. История выделения данного коммуникативного качества. Ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая и стилевая уместность.

Общее определение стиля. Специфика понятия “функциональный стиль”. История и современное состояние изучения функциональных стилей. Нормативные стилевые черты функциональных стилей и стилистическая норма. Общие признаки выделения и общая характеристика функциональных стилей русского литературного языка. Взаимопроникновение стилей.

Наши рекомендации