Промышленная собственность в МЧП
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Права на интеллектуальную собственность можно подразделить на две группы: 1) авторские права, охраняющие права на литературные, художественные, научные произведения и права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания – смежные права; 2) права на промышленную собственность, охватывающие права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и другие объекты, связанные с производством, торговлей торами, услугами. Следует обратить внимание на то, что в законодательстве каждого государства установлены свои виды авторских прав и определены те виды деятельности, результаты которой рассматриваются как интеллектуальная собственность.
Основным источником права ИС в РФ является IV часть ГК РФ, вступившая в силу 01.01.2008 г.
Понятие ИС определено в Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. Источник права ИС — не обязательство, а непосредственно интеллектуальная деятельность. В связи с этим права ИС называют «исключительными». Общим для результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации является то, что их использование может осуществляться третьими лицами только с согласия непосредственного правообладателя. Исключительное право — это абсолютное право на нематериальный объект. Использование понятия «интеллектуальная собственность» является условным, поскольку объектом является не вещь, в отличие от права собственности, а содержание результатов творческой деятельности.
Право ИС имеет строго территориальный характер, оно возникает, признается и защищается только на территории того государства, где создано произведение, зарегистрировано изобретение или открыт секрет производства. Для признания своих прав в других государствах авторы или изобретатели должны повторно заявлять о своих правах либо путем издания книги, либо путем получения нового патента на территории соответствующего иностранного государства. Единственным способом преодоления территориального характера этого права является заключение международных соглашений (универсальных, региональных и двусторонних) о взаимном признании и защите прав на результаты творческой деятельности, возникших в других государствах.
Помимо территориального характера, права на интеллектуальную собственность имеют ряд других особенностей. К ним относятся: ограниченный срок защиты, специфическое содержание, особый порядок передачи прав, неотчуждаемость исключительных прав и т.д.
В рамках национального законодательства разных государств в отношении порядка, условий и объема охраны интеллектуальной собственности зачастую на иностранцев распространяется национальный режим, не является исключением и Россия. Еще одной особенностью правового регулирования интеллектуальной собственности в законодательствах разных государств является то, что в национальном праве, как правило, отсутствуют коллизионные нормы, посвященные регулированию данных отношений.
Авторские права в МЧП
Авторское право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы и базы данных.
По общему правилу иностранцы в сфере авторского права пользуются национальным режимом: если произведение автора-иностранца было обнародовано на территории данного государства (и ранее не обнародовалось за границей), то за таким автором обычно признаются все те права, которые вытекают из местного законодательства. Как правило, условия предоставления национального режима авторам-иностранцам содержатся и в национальном законе, и в международных соглашениях. Международные соглашения в основном предусматривают взаимное (на условиях материальной взаимности) предоставление национального режима.
Субъективные авторские права, возникшие на основе иностранного закона, признаются и охраняются на территории РФ при наличии международного соглашения и на условиях взаимности. Специфика и условия охраны авторских прав с иностранным элементом заключаются в том, что они определяются законом того государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основой для возникновения авторского права. Признание авторских прав основано на принципе национальности произведения, но учитывается и национальность автора.
В отношении произведений иностранных авторов, впервые опубликованных на территории РФ, авторские права признаются за авторами-иностранцами.
Авторские права российских граждан на произведения, созданные за границей, признаются за этими гражданами.
Авторские права иностранцев на произведения, созданные за границей, признаются в РФ только при наличии международного соглашения.
В отношении произведений иностранных авторов, впервые изданных за границей, в России действуют два различных режима.
1. Охраняемые произведения – это произведения, опубликованные после вступления для РФ в силу Всемирной Конвенции об авторском праве 1952 г. (после 27 мая 1973 г.), и произведения, подпадающие под действие Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г., впервые опубликованные после 13 марта 1995 г. (вступление этой Конвенции в силу для РФ), а также произведения, подпадающие под действие двусторонних договоров РФ о взаимном признании и защите авторских прав (с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Швецией и др.). Режим таких произведений определяется как нормами российского права, так и положениями международных соглашений. За исключением случаев, когда в международных договорах есть унифицированные материально-правовые нормы, к таким произведениям в силу принципа национального режима применяется российское законодательство об авторском праве.
2. Неохраняемые произведения — это произведения, не подпадающие под действие Всемирной и Бернской конвенций и двусторонних договоров РФ. Авторы таких произведений не вправе претендовать на уплату вознаграждения за опубликование их произведений в России.
Иностранные авторы вправе заключать на территории РФ договоры на издание их произведений — о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав.
Сроки охраны авторских прав:
- авторского права в РФ — жизнь автора плюс 70 лет после его смерти;
- по Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в ред. 1971 г.) — жизнь автора плюс 50 лет;
- по Всемирной (Женевской Конвенции) об авторском праве 1952 г. — жизнь автора плюс 25 лет.
По истечении указанных сроков произведение переходит в ранг общественного достояния.
Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развивающихся государств:
- выдачу государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования;
- право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования;
- свободу радио- и телепередач и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях.
Нормы Конвенции не имеют обратной силы.
Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального режима. Выпущенные в свет произведения граждан любого государства-участника, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые опубликованным на его территории.
Не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.
Любое государство-участник может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам лиц без гражданства, постоянно проживающих на его территории.
Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Ст. 1242 ГК РФ предоставлена возможность создания некоммерческих организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Основанием полномочий таких организаций является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый в письменной форме. Организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, совершать иные юридические действия для защиты прав, переданных в управление на коллективной основе.
Смежные права в МЧП
Права лиц, деятельность которых связана с интерпретацией «готовых» произведений, не идентичны правам авторов произведений. С определенной оговоркой работу исполнителей можно считать второстепенной по отношению к работе авторов произведений; исполнители не создают, а лишь интерпретируют уже созданные другими лицами произведения.
При этом следует подчеркнуть, что работа непосредственно артистов-исполнителей (или режиссеров, драматургов) и деятельность производителей фонограмм (или различных теле и радиовещательных организаций) качественно отличаются друг от друга. Если первые делают произведение доступным, а порой и запоминающимся благодаря своим личным качествам (творческому таланту), то производители фонограмм достигают художественного результата в большей степени с помощью технических средств.
Появление понятия «смежные», синонимами которого являются такие понятия, как «соседствующие», «примыкающие», стало своего рода неким правовым компромиссом. Благодаря появлению понятия «смежные права» права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, но, с другой стороны, была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав.
При этом следует знать, что само понятие «смежные права» известно далеко не всем правовым системам: в странах англо-саксонской системы права это понятие вообще не используется.
Со временем назрел вопрос о защите прав тех, кто «украшал» уже созданные произведения музыкальной, литературной, хореографической, драматической или иной аранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешения исполнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или постановки, закреплением исключительных прав исполнителей, производителей фонограмм и пресечением производства контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.
Учитывая, что международные конвенции в области защиты авторских прав были посвящены защите только непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии новых международных конвенций.
Считается, что заслуга в принятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям государств Западной Европы, где наиболее бурно происходил процесс «заимствования» изделий фонографической, радио и телевизионной промышленности между производителями — гражданами этих государств.
В 1961 г. в Риме была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Российская Федерация не является участником этой конвенции.
Вначале Римская конвенция не имела широкого признания, она вступила в силу лишь спустя три года — 18 мая 1964 г., однако впоследствии стала одним из основных источников в области охраны смежных прав.
Основным принципом Римской конвенции, так же, как и конвенций в области авторского права, является принцип национального режима.
В соответствии со ст. 2 Конвенции национальный режим означает режим, который предоставляется законодательством государства, где испрашивается охрана смежных прав следующим категориям:
• отечественным артистам-исполнителям в отношении исполнений, сделанных, транслированных или впервые зафиксированных на территории этого государства;
• отечественным производителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства;
• отечественным радиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этого государства, — в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.
Таким образом, объем защиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии с рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству государства, где испрашивается защита.
Римская конвенция применяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным организациям. Другими словами, условием применения положений Конвенции является присутствие в правоотношении иностранного субъекта.
Римская конвенция предусматривает минимальный уровень охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Специально подчеркивается, что государства-участники могут заключать между собой различного рода двусторонние соглашения, наделяя при этом обладателей «смежных прав» более широкими полномочиями, по сравнению с теми, которые им предоставлены Римской конвенцией.
Согласно Римской конвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задач которого является анализ применения и действия Конвенции.
Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором:
• осуществлено исполнение произведения;
• выпущена радиопередача;
• произведена фонограмма.
Следует отметить, что в Римской конвенции дается автономная квалификация понятий «артисты-исполнители», «фонограмма», «производитель фонограмм», «публикация», «воспроизведение», «передача в эфир», «ретрансляция».
Необходимо обратить внимание на то, что понятия, закрепленные в Конвенции, могут не соответствовать аналогичным понятиям, содержащимся в национальном законодательстве государств.
Положения Римской конвенции не распространяются и на артистов эстрады. В связи с этим в национальном законодательстве государств может быть расширен круг лиц—обладателей смежных прав, в отношении которых обеспечивается правовая защита. В частности, в Законе об авторском праве Франции 1985 г. содержится норма, включающая в число артистов-исполнителей артистов варьете, артистов-кукловодов и артистов цирка.
Среди основных источников, регулирующих «смежные права», следует назвать Женевскую конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. и Брюссельскую конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.Российская Федерация участвует в обеих конвенциях: Женевской конвенции — с 13 марта 1995 г., Брюссельской конвенции — с 13 ноября 1988 г.
В соответствии со статьей 2 Женевской конвенции-1971 г. изготовители фонограмм защищаются от производства копий, выпускаемых без их согласия, а также от импорта таких копий при условии, что производство и ввоз фонограмм осуществляются в целях широкого распространения среди населения.
Что касается непосредственных методов охраны, то они устанавливаются национальным законодательством государств-участников.
Срок охраны прав изготовителей фонограмм определяется по праву государства, где испрашивается защита. Вместе с тем в Конвенции установлен минимальный срок охраны — 20 лет, исчисляемый с конца года, в котором была сделана первая запись фонограммы.
В Конвенции закреплено положение о возможности выдавать принудительные лицензии на воспроизведение фонограмм для использования их в научных и образовательных целях.
Помимо Женевской конвенции 1971 г., другим источником в области защиты смежных прав является Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. Она направлена на защиту прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и всех причастных к теле и радиопрограммам от «пиратского» использования радио и телепередач, распространяемых с помощью специальной спутниковой связи на радиоприемники и телевизоры без какого бы то ни было санкционирования со стороны государства и авторов этих передач. В преамбуле Конвенции указывается, что ее целью является создание такой международной правовой системы, которая бы, с одной стороны, способствовала использованию связи с помощью спутников, а с другой — охраняла интересы авторов, артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций вещания.
Основным положением Конвенции является запрещение распространять несущие программы сигналы, передаваемые через космические спутники, в случае, если не было получено соответствующего разрешения.
Согласно Конвенции государство-участник принимает на себя обязательство обеспечивать предотвращение распространений на своей территории программ в случае, если сигналы, передающие эти программы, являются несанкционироваными.
Наконец, еще одним международным договором, посвященным охране смежных прав, на котором необходимо остановиться, является Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г., заключенное в рамках СНГ. Соглашение 1993 г. вступило в силу 6 мая 1995 г., его участниками являются 12 государств, включая Российскую Федерацию.
Соглашение, состоящее всего из 7 статей, направлено на выполнение государствами — участниками СНГ обязательств в области авторского права и смежных прав, вытекающих из участия СССР во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.
Вместе с тем в области охраны смежных прав авторов — граждан государств СНГ оно играет весомую роль.
В соответствии с Соглашением государства-участники принимают на себя обязательства по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав, а также по созданию национальных авторско-правовых организаций.
Согласно статье 6 государства-участники обязуются заключить специальные соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения авторского вознаграждения и определения порядка взаимных расчетов.
Промышленная собственность в МЧП
К объектам охраны промышленной собственности относятся патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы.
В отличие от правового регулирования прав авторов художественных произведений права изобретателей изначально регулировались в основном международно-правовыми нормами, но при этом в международных договорах особо подчеркивался территориальный характер защиты этих прав. Последнее связано с тем, что любое промышленное изобретение патентуется, т.е. регистрируется на территории отдельного государства и в результате такой регистрации автору изобретения выдается патент. Патенты (иные регистрационные документы) могут выдаваться на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения товара.
Регистрационные документы действуют только на территории государства, в котором выданы. Поэтому для приобретения права на изобретение в другом государстве вновь требуются подача заявки и самостоятельная выдача патента или иного охранного документа в этом иностранном государстве. Имеется в виду не признание субъективного права на изобретение, возникшего ранее в другом государстве, а возникновение нового субъективного права в данном государстве.
Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г. в редакции Стокгольмского акта 1967 г.), которая закрепила создание Союза по охране промышленной собственности. Данная Конвенция не направлена преодоление территориального характера охраны объектов промышленной собственности, а наоборот устанавливает принцип независимости регистрации и охранных документов. Важным положением Конвенции является предоставление гражданам и юридическим лицам стран Союза национального режима на территории любого государства-члена, а также права специально предусмотренные Конвенцией. Существенное значение имеют закрепленные Конвенцией правила о приоритете, согласно которым лицо, подавшее заявку на регистрацию объекта в любой из стран Парижского Союза, имеет преимущественное право на регистрацию этого же объекта в течение определенного срока в любой другой стране Союза (отдельно рассматривая вопрос о выставочном приоритете). Помимо этого Конвенция устанавливает требования, которые необходимо выполнить для получения конвенционного приоритета, а также предусматривает право государств-участников принимать меры, направленные на предотвращение злоупотреблений, могущих возникнуть при осуществлении исключительного права (например, предусматривается возможность выдачи третьим лицам принудительных лицензий). Особые правила установлены в отношении ввоза продуктов, изготовленных запатентованным в стране ввоза способом, при этом патентообладатель будет иметь все права в отношении ввезенного продукта, предоставленные внутренним законодательством страны ввоза. Кроме этого Конвенция предусматривает свободное патентование объектов, являющихся частью транспортных средств, если они временно или случайно находятся на территории страны и используются для нужд транспортного средства.
Договор о патентной кооперации (19 июня 1970 г. в редакции 1984 г., Patent Cooperation Treaty), условием участия в котором, является участие в Парижской конвенции. Конвенция устанавливает правила подачи и правовые последствия международной заявки закрепляя, что любая правильно оформленная международная заявка имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном в ней государстве. Данное правило значительно облегчает процесс подачи заявки. Для подтверждения получения права на патент осуществляется процедура установления соответствия изобретения критериям патентоспособности. По итогам поиска составляется отчет, который направляется заявителю и в Международное бюро ВОИС и содержит описание уровня техники. Помимо этого заявка вместе с отчетом рассылается в каждое из ведомств государств, указанных в заявке, которые проводят экспертизу и выносят решение о выдаче патента либо об отказе на основании национального законодательства. Конвенция предусматривает возможность по просьбе заявителя провести международную предварительную экспертизу по международной заявке, которая носит характер оценки перспективы международного патентования.
Евразийская патентная конвенция (9 сентября 1994 г.) заключена между государствами – членами СНГ (всего 10 государств подписали Конвенцию, в том числе и РФ). Конвенция учреждает Евразийскую патентную организацию и определяет правила получения евразийского патента. Особый порядок предусмотрен относительно процедуры получения патента, который заключается в том, что правом на евразийский патент обладает изобретатель или его правопреемник, вне зависимости от принадлежности к гражданству государства-участника. В отношении служебных изобретений право на патент определяется законодательством того государства, в котором служащий имеет основное место службы либо, в котором работодатель занимается предпринимательской деятельностью, с которой связан служащий. Евразийская заявка подается либо через национальное ведомство государства, либо непосредственно в Евразийское ведомство. Заявка проверяется на соблюдение формальных требований, установленных Конвенцией и Патентной инструкцией, и проводится поиск по этой заявке, по результатам которого составляется отчет. Следующим этапом является проведение экспертизы заявки по существу и принятие решения коллегией экспертов Евразийского ведомства о выдаче либо об отказе в выдаче евразийского патента. За проведение соответствующих процедур в пользу Евразийского ведомства взимается пошлина.
Соглашение о международной регистрации промышленных образцов (Гаага, 2 июля 1999 г., Женевский акт), которую осуществляет Международное бюро ВОИС. Заявка может быть подана по выбору заявителя либо непосредственно в Международное бюро, либо через национальное ведомство государства-участника. По поданной заявке Международное бюро проводит экспертизу и в случае ее соответствия предъявляемым требованиям промышленный образец регистрируется в Международном реестре. Срок охраны составляет пять лет с даты регистрации с правом продления.
Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 1883 г.) устанавливает правила охраны товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров и фирменных наименований. Конвенция содержит правило об охране общеизвестных товарных знаков без специальной регистрации, а также основания, по которым может быть отказано в регистрации знака или регистрация может быть признана недействительной. Согласно Конвенции фирменные наименования охраняются во всех странах Союза без подачи заявки или регистрации. Ряд правил Конвенции посвящены регулированию мер защиты прав на средства индивидуализации, которые обязывают страны Союза налагать арест при ввозе на любые продукты, незаконно снабженные товарным знаком, фирменным наименованием (указание на личность производителя) или ложным указанием о происхождении продукта. В том случае, если законодательство страны не допускает наложения ареста при ввозе, он заменяется запрещением ввоза или арестом внутри страны. Конвенция содержит ряд правил, направленных на защиту граждан стран Союза от недобросовестной конкуренции, под которой понимается любой акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.